Джамала: Сьогоднішня історія не повинна закінчитись, як у 1944

Стомлена, але з посмішкою на обличчі Джамала поспішає на зустріч з Громадським. Після виступу на відбірковому конкурсі Євробачення вона чи не щодня зустрічається з журналістами. Виступом Джамалі вдалось не лише довести наявність у неї таланту, але й нагадати Україні про окупований Крим та історію кримських татар. Щоправда, як зізнається сама Джамала, «1944» — пісня не просто про історію кримських татар, — це і її особиста історія, історія її родини, яка також постраждала внаслідок депортації.   

«Себе можна шукати все життя, а Крим, я віднайду значно швидше»

Cчитайте случайностью то, что эти песни были выпущены в одну неделю («Шлях додому» і «1944» — авт.). На самом деле «Шлях додому» — из альбома «Подих», который совершенно недавно вышел, а песня «1944» была написана гораздо раньше, но я не знала, как ее поместить в этот альбом. Я не знала ее судьбу. Спонтанное желание принять участие в Евровидении все-таки было обусловлено тем, что была эта песня. Я действительно очень поздно заявила, что буду участвовать — практически за неделю до конкурса. «Шлях додому» носит более философский характер, потому что хоть она и обращена к Крыму, к конкретной стране, но она все же о поиске себя. Я взываю к себе и говорю о своих воспоминаниях, о своих трудностях в жизни, с которыми я сталкиваюсь. Она о том, что каждый должен найти свой путь, свой дом, свое место. Конечно, в большинстве своем люди очень прямо восприняли, что это Крым. С одной стороны это может быть и так, но с другой стороны эта тема гораздо глубже, потому что поиск себя может продлится достаточно долго, может продлиться всю жизнь, а все-таки мой путь в Крым, я верю, гораздо ближе.

«Я не чекала, що вся Україна відчує мене, відчує, що ця пісня про мене, мою сім’ю, моє коріння»

Очень приятно, что клип на песню «Шлях додому» был воспринят на «ура», то есть все делились, рассказывали свое мнение, что он действительно получился очень крутой, интересный. Потом, когда была следующая волна после 6 февраля, после полуфинала и «1944», я не ожидала этого, — вся Украина, которая голосовала в тот момент, почувствовала меня, почувствовала, что эта песня о моей семье, о моих корнях — это не что-то надуманное. Люди пытаются приплести политику, а это все из семьи, из детства — это гораздо глубже, чем просто ситуация, которая есть сейчас. Да, к сожалению, можно провести параллели, но мне бы не хотелось, чтобы сегодняшняя история заканчивалась так же трагично, как она закончилась в 1944 году. Все-таки людей погрузили в вагоны, как животных, и везли их несколько недель без еды, без воды. Мне бы не хотелось, чтобы такие вещи происходили в 21 веке, я пою эту песню для того, чтобы наши с вами ровесники знали, что такой факт имел место быть, к нашему сожалению и ужасу, что мы не должны повторять этих ошибок, что мы должны этому противостоять и помнить о том, что мы — люди, что мы должны быть толерантными и максимально бережно относится друг к другу.

«Хочу показати Європі, що в українців цікавий і складний історичний бекґраунд»

Мне бы хотелось, что бы Европа восприняла это как часть украинской истории, что это имело место быть, этот негативный шлейф Советского Союза, от которого пострадали не только крымские татары, а и очень много украинцев и народов, которые здесь проживали. Было очень много бед и горестей. Европа знает об этом на самом деле, просто наверняка не так точно воспринимает масштабы, в которых были эти убийства и преступления в те времена. После Второй мировой войны их было гораздо больше, чем во время войны.

Я сделаю всё, чтобы песня прозвучала, чтобы акцент был на музыке, на теме, на целостности этого номера. Если Украина выберет меня, то я постараюсь глубоко и с достоинством представить нашу страну. Наш народ, украинцы, — они все такие талантливые, очень интересные люди, но почему-то не всегда на этом конкурсе были представлены песни глубокого содержания. В основном это было что-то легкое, танцевальное, незатейливое, характеризующее наш народ в одной плоскости, а мне бы хотелось приоткрыть еще и другую. Показать, что у украинцев есть действительно интересный исторически сложный бэкграунд, который наполнен страданиями, но при этом наполнен такой светлой борьбой за свою свободу, за своё желание и право говорить то, что действительно важно. Не то, что важно царям, а то, что важно людям, обычному народу. Ведь народ у нас правда очень крутой. Нам пока вот не везет как-то с людьми, которые все там разруливают, но нам очень везет с народом. Есть такая у нас штука — «нет пророков в своем отечестве», вот какая-то в этом правда есть. Есть люди, которых мы не замечаем или замечаем их после смерти. Не знаю, с чем это связано, но, мне кажется, нам нужно больше смотреть в свою сторону, в свою страну, в свои проблемы, нежели просто тыкать пальцем на тех, кто делает что-то не так. Нам нужно решать очень быстро и продуктивно свои проблемы во всех сферах — в культуре, экономике…

«Люди з іншою позицією в Криму мають бути в безпеці»

Мне бы хотелось, что бы сейчас было безопаснее находится в Крыму людям с другой позицией, крымским татарам. Я знаю, что очень многие люди пропадают, к сожалению. Это страшно. Конечно, я очень переживаю как дальше сложится судьба крымских татар, при том, что они действительно достаточно рискованно заявляют до последнего о том, что Крым — это Украина. Они борются за это как-то, где-то в кулуарах цепляются за это. Как раз таки им и нужна наша поддержка. Я получала много писем и отзывов из Крыма. Мне писали, что почти из каждого кафе и ларька можно услышать песню «1944», что это какая-то надежда, что еще никто не делал так много для такого маленького народа.

«Хочу, щоб кожен продовжив революцію, почату два роки тому, з себе»

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый продолжил революцию, начатую два года назад, с себя. То есть не нужно сейчас выходить на Майдан, чтобы доказать к чему ты стремишься  и какой ты хочешь видеть свою страну. Сейчас достаточно начать с трансформации себя. А что ты конкретно сделал для того, чтобы требовать? Ты хочешь это и это, а что ты дал своей стране взамен? Ты говоришь, что ты ее любишь? Ты одел вышиванку? Прекрасно, а что еще ты для этого сделал? Задавайте себе побольше вопросов, и вы получите больше ответов. Мне хочется, что бы каждый продолжил борьбу над собой.

/Hromadske.Крим, Юлія Стець