Ремонт дороги Одеса-Рені перетворився на політичний проект

Watch on YouTube

Траса м-15, або Одеса-Рені, магістраль міжнародного значення. Здавалося б, 300 кілометрів – це якихось 3 години на машині, і ви вже на кордоні. Та не все так просто. Стан полотна такий, що ви витратите не менше 5-ти годин і за цей час можете посивіти.

Траса м-15 має стратегічне значення, адже з’єднує 5 портів і 9 районів Одещини, а також є найкоротшим шляхом до сусідньої Румунії.

Автомобільна дорога є основною транспортною магістраллю півдня Одеської області. Вона співпадає з міжнародним транспортним коридором «Чорноморське економічне співробітництво». Сюдою йде великоваговий транзитний транспорт, що прямує до міжнародного пункту пропуску Джурджулешти у Молдові. Дорога в жахливому стані.

АНТОН КІССЕ, народний депутат України:

- Сегодня критическая ситуация, просто критическая, это крик души. Сейчас мы передали подписи – их более 45-ти тысяч подписей. Это подписи тех людей, которые потоком шли, чтобы выразить свою позицию.

Рік тому жителі Одещини навіть пікетували Кабмін, щоб привернути увагу Києва до жахливого стану траси. Про проблему дороги Одеса-Рені заговорили урядовці та політики.

АНАТОЛІЙ УРБАНСЬКИЙ – голова Одеської обласної ради:

- Когда у нас гости нашей области, гости нашей страны, приезжают с южных ворот нашей области и встречают то, что они встречают, - это стыд и позор… 

Враховуючи значення траси, її долею перейнявся сам президент Порошенко. І дав розпорядження очільнику Одещини особисто контролювати процес ремонту траси М-15.

МИХЕЇЛ СААКАШВІЛІ, голова Одеської ОДА:

- К следующему лету, я вам твердо обещаю, эта дорога будет восстановлена, будет хороший евроремонт, и вы сможете по ней ездить, потому что для меня это горит. Я никак не смогу считать, что хоть что-то сделал в Одесской области, если эта дорога не будет сделана.

Михеїл Саакашвілі, як завжди, вчинив неординарно і переніс свій робочий кабінет на 32-й кілометр траси – щоб особисто наглядати за ходом робіт.

МИХЕЇЛ СААКАШВІЛІ, голова Одеської ОДА:

- Дорога Одесса-Рени, которая полностью разбита, которая стратегическая магистраль Украины, должна быть построена, и построена в срок.

Ремонт траси коштуватиме понад мільярд 100 мільйонів гривень. Фінансування за новою схемою надходить з 4-х джерел. Це обласний бюджет, бюджет «Укравтодору», Державний фонд регіонального розвитку та надходження з Одеської митниці.

ОЛЕГ БАХМУТОВ, заступник голови Служби автомобільних доріг Одеської області з економічних питань:

- Это были деньги госбюджета, областного бюджета, фонда регионального развития, таможенные и кредитные. На сегодняшний день, в связи с тем, что таможне получилось план выполнить только за 2 месяца, у нас есть 92 млн от таможни, 102 млн – госбюджет, 100 млн областной бюджет , 134 млн – фонд Регионального развития и 297 млн (там чуть меньше) – это кредитные деньги за предыдущие годы. Т.е. на данный момент у нас около 720 млн на эту дорогу.

АРКАДІЙ ТОПОВ, активіст ГО «Антикорупційний офіс»:

- Такую систему финансирования мы не наблюдали ни в одном из известных случаев. В общем то, что делает ее достаточно уникальной.  Таким образом можно говорить, что это такое, изобретение и нововведение команды Саакашвили.

Аркадій Топов – активіст антикорупційного офісу, який вже не перший рік займається моніторингом дорожніх тендерів в Одеській області.

АРКАДІЙ ТОПОВ, активіст ГО «Антикорупційний офіс»:

- В Одессе больше половины тендеров от общей суммы выигрывает компания «Ростдорстрой». Также значительные суммы она выигрывает и по Одесской области. В самих условиях тендера заложено неоднозначное условие, которое можно трактовать как дискриминационное – каждая компания, которая подается на тендер, должна предоставить доказательство выполнения своих контрактов на сумму, которая не меньшая, чем сумма тендера.

Для запобігання корупційним ризикам, ремонт траси було розбито на ділянки. Проводився тендер на ремонт кожної. Загалом 17-ть ділянок. Вісімдесят з половиною кілометрів.

Щоб побачити хід робіт на власні очі, «Слідство.Інфо» вирушає на місце.

Ми знаходимося на 181 км траси м-15 Одеса-Рені, ми їхали сюди більше 3-х годин, саме тут наразі йдуть найактивніші ремонтні роботи.

Заступник начальника служби автомобільних доріг в Одеській області, досвідчений дорожник Василь Смолянець каже, що до справи підійшли ґрунтовно.

ВАСИЛЬ СМОЛЯНЕЦЬ, заступник голови Служби автомобільних доріг Одеської області з будівництва і капремонту:

- Выполнено предварительное разрыхление, сделан конструктивный слой из щебня и затем уложена эта решетка, на нее один слой щебня 25 см. 20.40 фракции и затем еще два чбс, чбс-7, чбс-12. Затем стандартный слой асфальтобетона, который на протяжении всей трассы. Это выравнивающий слой 10 см. И щебеня массив, асфальтобетон 5 см.

Дорога змінюється просто на очах. Водії полегшено зітхають. Адже тепер їм не доведеться переживати за пробиті колеса.

ВОДІЙ:

- Дай Бог, чтоб они все сделали, то что они сделали, молодцы, супер, мне нравится, честно вам говорю, как водитель, более менее быстрее идем, более-мене все, но есть участки, которые надо делать, но говорят, что их делать не будут.  А так молодцы! Чесно вам говорю, так вот первый раз в жизни видел, может действительно по европейским стандарта, просто интересно, перегребли, замяли, потом цемент. Красиво, дорогу обочину, красиво сделали, все красиво. Но только сейчас все медленнее и медленнее.

Та все добре лише на перший погляд. Бо коли йдеться про дорожні роботи, важливий не тільки факт ремонту, а й хто і як його робить. На трасі Одеса-Рені найбільший обєм робіт і найбільшу кількість коштів отримає - «Ростдорстрой». Її пов’язують з мером Одеси Геннадієм Трухановим. Фахівці кажуть – це не випадковість.

ОЛЕГ БАХМУТОВ, заступник голови Служби автомобільних доріг Одеської області з економічних питань:

- Участок 156-161 он более сложный , там идет финансирование вообще с 4-х источников – 15 млн госбюджет, 24-кредитные, а 17-ть млн Фонд регионального развития и 1,8 млн областной бюджет – там у нас «Ростдорстрой», на данном моменте. Следующий 179-184 – тоже 2 источника, Фонд регионального развития – 54 млн и 6 млн областной бюджет.

Номінальними бенефіціарами компанії є нинішній депутат Одеської міської ради від партії «Довєряй Дєлам» та бізнес-партнер Геннадія Труханова, Юрій Шумахер, та Євген Коновалов і Олександр Рацкевич та британський бізнесмен одеського походження Олександр Жуков.

Нам вдалося спіймати депутата Шумахера біля міськради і розпитати його про «Ростдорстрой».

ЮРІЙ ШУМАХЕР, депутат Одеської міської ради:

- Александр Борисович Жуков? Да, он бенефициар, он владелец тоже компании «Ростдорстрой» и он является жителем Англии. Все что Компания «Ростдорстрой» получила, она получила инвестиции в Украину на приобретение техники дорогостоящей и т.д. И ничего в обратную сторону еще не уходило.

Те що, компанія «Ростдорстрой» - фактично монополіст на ринку дорожних робіт в Одесі та області, визнає й очільник Одещини.

МИХЕЇЛ СААКАШВІЛІ, голова Одеської ОДА:

- Сейчас ситуация у нас такая, все контракты по дорогам в городе Одесса, вот Французкий бульвар последний тендер прошел, все идут почему-то в одну и ту же группу. Которая, всем известно, связана с мэром Одессы. Об этом я и говорю, что идет абсолютный междусобойчик. Одна и та же группа захватила все контракты.

Експерти підтверджують, що останнім часом «Ростдорстрой» отримує на Одещині велику кількість підрядів. І компанія не обмежується південним регіоном.

АРКАДІЙ ТОПОВ, активіст ГО «Антикорупційний офіс»:

- За прошлый год они выигрывают больше половины тендеров, это почти 54%, а с начала этого года уже за полгода до июля месяца они из бюджета города и области получили более 43-х миллионов гривен бюджетных средств.

ЮРІЙ ШУМАХЕР, депутат Одеської міської ради:

- Компания «Ростдорстрой» сейчас работает в 4-х местах нашей Украины. Пятый год мы в Киеве, мы работали в Киевской области, мы работали делали к 120-летию со дня рождения Шевченко в Черкасской области делали достаточно много работ, работаем в Одесской области.

Юрій Шумахер пояснює перемоги своєї фірми на тендерах дуже просто.

ЮРІЙ ШУМАХЕР, депутат Одеської міської ради:

- Очень ограничено количество компаний, которые могут производить такие работы, как на Одесса-Рени допустим там, или такую реконструкцию, как была проведена на ул.Марсельской с заменой всех коммуникаций… Таких компаний, такого уровня, как мы, не так много, и мы этим даже  гордимся.

Тільки от, на жаль, якість ремонту від «Ростдорстроя» залишає бажати кращого. Ось, наприклад, результати їхньої діяльності в Київській області. В Одесі, де «Ростдорстрой» ремонтує доріг чи не найбільше, компанія часто підходить до процесу дуже «творчо».

АРКАДІЙ ТОПОВ, активіст ГО «Антикорупційний офіс»:

- Самым большим объектом, по которому ведет работы «Ростдорстрой», в последнее время являются улицы, на которых мы находимся – Сахарова и Марсельская. Всего из бюджета на ремонт этой дороги было потрачено свыше 114 млн грн… Протяженность этой дороги, этого участка, который ремонтировался, составляет километр 300 м. В принципе это за последние годы является самым дорогим дорожным объектом, который ремонтировался в Одессе.

Чому керівництво області крізь пальці дивиться на те, що знаковий для неї проект реалізовуватиме фірма з неоднозначною репутацією?

Михеїл Саакашвілі неодноразово критикував «Ростдорстрой», а його стосунки з міським головою Одеси ніяк не назвеш дружніми. Чи впевнений він, що отримає той результат, на який сподівається? Адже траса Одеса-Рені для нього – політична. Та Саакашвілі звинувачує в усьому систему.

МИХЕЇЛ СААКАШВІЛІ, голова Одеської ОДА:

- Я однозначно не вмешиваюсь в процесс тендеров, но вообще эта система тендеров – она неправильна, потому что мы разбиваем на малые лоты. Когда разбиваешь на малые лоты, заходят именно те, которые уже есть на рынке. А те, которые есть на рынке, не делают качественно. Нам нужны большие компании, желательно на первом этапе иностранные компании. Чтоб иностранные компании зашли, нужны большие лоты, а это специально разбили на маленькие, чтоб, кроме местных игроков, это никто не мог сделать.

Траса Одеса-Рені – об’єкт, навколо якого вже довго вирують пристрасті. І зараз головне – щоб жителі півдня Одеської області отримали нормальну дорогу, а не стали жертвами політичних амбіцій.

 ОЛЕНА ВАСІНА, Слідство.Інфо