Економіка

Успішні стартапи мають дивитися глобальніше ніж на Україну – iHUB | Hromadske.Idea

Економіка/Успішні стартапи мають дивитися глобальніше ніж на Україну – iHUB | Hromadske.Idea
Зберегти
Вигляд

Про те, з кого починаються стартапи, як живе IT-спільнота та чого не вистачає українським підприємцям – говоримо із керівником iHUB Дмитром Подолєвим, Богданом Янатьєвим та Олександрою Балковою.

Це не просто проект – це цілий збір локацій, які називаються iHUB. Представляйтесь: хто ви і як вас звати?

Дмитро: Спасибо большое, что пришли к нам в гости. Меня зовут Дмитрий Подолев. Я учредитель и директор сети центров поддержки предпринимательства и инновации iHUB. Справа от меня Богдан – он руководитель iHUB Киев. Слева Александра – она наш руководитель PR-направления.

Сьогодні дуже популярним є слово «HUB». Чим ця структура відрізняється від інших і як вона діє?

Дмитро: Последние двенадцать месяцев все решили называться HUBами. iHUB имеет несколько уникальных свойств, которые отличают его от всех остальных. В первую очередь iHUBы занимаются исключительно направлением IT. Мы развиваем и поддерживаем стартап-компании в этой области. Но более важным есть то, что мы – социальная инициатива. То есть если все остальные хабы коммерческие – коворкинги, бизнес-инкубаторы или акселераторы, то iHUB – некоммерческая социальная инициатива, и наша главная задача – помочь достигнуть успеха нашим резидентам, нашим стартапам в первую очередь, а не заработать на них деньги. И как неприбыльная инициатива мы не стремимся к зарабатыванию денег самостоятельно.

А люди, які сюди приходять платять за час, який проводять тут?

Дмитро: Да, мы берем каждый месяц сервисный сбор с наших резидентов, он сейчас порядка 1600 гривен с одного человека. Он включает все: и физическую инфраструктуру, и образовательную программу. Но если посмотреть чисто на экономическую составляющую, то просто коворкинг стоит практически в два раза больше, и он предоставляет только физическую инфраструктуру. В нашем же случае, мы еще предоставляем обширную программу разных мероприятий, тренингов, ивентов, конкурсов, которые направлены на развитие стартапов. Но тут есть одно «но»: да, мы берем намного меньше и предоставляем больше, но это дает нам возможность выбирать, кто будут нашими резидентами.

Тобто, якщо я просто захочу прийти, але я не підійду за якихось умов, то мене можуть не впустити?

Дмитро: Мы с вами будем дружить, но резидентом вы вряд ли сможете стать.

Резиденти – це ті люди, які можуть приходити сюди і працювати щодня?

Дмитро: Да, это те люди, которые получают фиксированное рабочее место, электронную карточку, которую мы называем iHUB Visa, а также имеют доступ ко всей инфраструктуре, мероприятиям и тренингам.

А як кожен із вас потрапив у цю структуру, і чим ви займалися до цього?

Дмитро: По образованию я инженер, закончил Кембридж, изучал цифровую электронику и программирование, так что ІТ и новые технологии всегда были очень близко моему сердцу. Но как все хорошие инженеры, после окончания хорошего вуза, я пошел в инвестиционный банкинг, начал работать в Лондоне, потом переехал в Киев, где открыл и возглавил представительство английского инвестиционного фонда и практически семь лет занимался инвестициями, крупными проектами, в классических индустриях. Но в определенный момент, параллельно с «Революцією гідності», решил поменять направление своей деятельности. Во-первых, я хотел вернуться к той тематике, которую изучал, а во-вторых - сделать что-то социально важное. Конечно, инвестиции – это классно, это большие деньги и огромные перспективы. Но мне захотелось заниматься чем-то таким, что не только предоставляет мне какие-то финансовые выгоды, но и что может дать что-то полезное обществу, в котором мы живем. И вот так мы родили совместно с нашими норвежскими партнерами проект iHUB, так открыли первую локацию и успешно начинаем развиваться.

Богдан: Якщо говорити про те, як я потрапив до ІТ-спільноти, до стартап-тусовки, то це трапилося близько чотирьох років назад, коли я дізнався, що існують блоккемпи, конференції, направлені на нетворкінг. Перший мій масовий вхід трапився під час роботи над конференцією Investor Day Central and Eastern Europe, яка проводиться в Києві чотири роки поспіль, завжди у жовтні місяці. Там я відповідав два роки поспіль за відносини із стартапами, а також за соціальні медіа в 2012-2013 роках. За цей час дізнався, який реальний об’єм стартапів в Україні та в Центральній і Східній Європі, як виглядає екосистема, а також те, що в 2014 році був помітний спад інвестицій в Україну, що в свою чергу зачепило наші українські проекти. Проте вони стали міцнішими і почали звертати увагу на закордоні ринки ще більше. Що ж стосується просторів, таких як коворкінги та бізнес інкубатори, я був знайомий з роботою iHUB ще з моменту заснування, і відповідно мій інтерес до того, чим займається iHUB, був органічний.

А скільки iHUBу років?

Богдан: iHUBy, в якому ми перебуваємо, ще немає одного року, тому можна сказати, що в нас скоро буде річниця. Якщо не помиляюся, то в листопаді.

Також я був причетний до роботи над коворкінг-просторами. Безпосередньо в креативному просторі Часопис та коворкінгу Часопис. Я займався онлайн-комунікаціями та складовою маркетингу, відповідно розумію специфіку цих просторів і головну їх цінність. Дуже багато людей думають, що цінність коворкінг-простору від місця, що це дешевше ніж в офісі. Але основна цінність - це все ж таки люди, які тебе оточують. І відповідно, прийшовши сюди, я одразу почав працювати над тим, щоб ту цінність сюди перенести. Адже надзвичайно важливим є те, хто тебе оточує, і ти маєш розуміти, що з тобою сидять рівні тобі люди, які дотичні до тієї сфери, над якою ти працюєш. У нас зараз так і відбувається: ти знаєш, до кого можеш підійти і запитати експертну точку зору з того чи іншого питання. Саме так органічно я тут опинився і докладаю максимум зусиль, щоб людям було зручно і корисно рухатись тільки вперед та отримувати інвестиції

Олександра: Я по образованию абсолютный гуманитарий. Специализируюсь на PR и работаю в PR больше пяти лет. Но как-то в институте я сделала доклад по Google. Тогда собственно тема ІТ меня и впечатлила. ІТ больших компаний, которые делают не только продукт, но и комьюнити. В ІТ я работаю третий год. Переломным моментом для меня стал iHUB Ring.

Що собою представляє цей iHUB Ring?

Олександра: Это мероприятие, где стартапы презентуют свои проекты. Есть краткое время – 5 минут на каждый проект, есть жюри, есть инвесторы, которые оценивают стартапы. По итогам выбирают одного-двух победителей. Я, как слушатель, настолько прониклась этой идеей, темой и драйвом, что пришла на час, а не смогла уйти до конца. Я поняла, что надо сюда ломиться.

Ну і мета була досягнута – тепер ти тут!

Олександра: Да, конечно. Я работаю совсем недавно здесь. Но это восторг.

Кожен з вас не раз уже згадав, що є локація в Києві і є великі плани розвитку. То ж які наступні кроки?

Дмитро: У нас огромные планы. Богдан до меня сказал, что iHUB тоже стартап. Данную локацию мы открыли в конце ноября прошлого года. То есть в конце июля будет восемь месяцев. Но мы видим колоссальный потенциал. Если мы смотрим на Украину: есть огромное количество очень умных и талантливых молодых программистов, дизайнеров, инженеров, системных администраторов. Практически все работают в ІТ-аутсорсинге это классная индустрия, с хорошим уровнем зарплаты. На данном этапе, я думаю, это один из самых высоких уровней зарплаты.

Но так или иначе, ІТ-аутсорсинг – это экспорт услуг за границу. Если мы хотим по-настоящему развивать экономику нашей страны, нам надо делать так, чтобы самые талантливые наши ребята не экспортировали свои услуги за границу, а фокусировались на создании украинских ІТ-продуктов, услуг и компаний с добавленной стоимостью.

И тогда вся эта выгода будет оставаться на территории Украины. Сегодня ІТ-аутсорсинг оставляет 5%, а 95% коммерческой, финансовой выгоды генерируется крупными зарубежными компаниями. Это надо менять. И глобальная миссия iHUB – сделать такую среду в Киеве и по всей Украине, чтобы молодые талантливые ребята имели возможность бросить свою стабильную IТ-аутсорсинговую должность и стать предпринимателем. Создать украинский ІТ-стартап и не уехать, как, к сожалению, многие сейчас делают, а создать его и остаться здесь на Украине. Свой бизнес – это очень сложно, я понимаю молодых ребят, которые видят, что они могут что-то сделать, но существующая инфраструктура и экосистема Украины сейчас не могут дать им возможность самореализоваться на 100%. Тогда у них есть выбор: остаться в Украине и использовать только часть своего потенциала, или переехать за границу и использовать 100% потенциала. Решение очень сложное. Да, многие уезжают, но уезжают не из-за того, что не любят Украину, они хотят тут жить, на самом деле. Мы со многими общаемся. Есть ряд стартапов, которые уехали, но абсолютно все они хотят остаться здесь. Они любят Украину, их семьи и друзья тут. Но те возможности, которые они имеют за границей, на несколько порядков выше, чем те, которые есть в Украине.

Про можливості: чого тут не вистачає і хто повинен зробити так, щоб вони тут з’явилися?

Дмитро: Если вы предприниматель – это должна быть хорошая физическая инфраструктура, где будете работать, коворкинг, хорошая экосистема и умные люди вокруг себя – команды, которые помогут с ответами на практические вопросы, с мотивацией каждый день работать. И вот это все – физическая и социальная инфраструктура – это то, что за границей очень успешно работает, а на Украине только развивается. И что еще очень важно добавить: такие экосистемы должны быть локальными. iHUB Киев работает непосредственно с киевскими предпринимателями, а если посмотреть на многие другие города Украины, то там есть колоссальный потенциал. Одна из основных других задач iHUB – это открыть региональные iHUBы. Может быть, в скором времени это случится в каждом областном центре, так чтобы люди, которые живут во Львове, Виннице, Ивано-Франковске, не стремились ехать из своего родного города в Киев, а могли присоединиться к любому из своих региональных iHUBов и получать тот спектр поддержки, услуг и экосистемы, которые сейчас существуют в Киеве.

Зазвичай вважають, що команда може прийти, у неї тут буде інтернет, місце і вони можуть працювати, але не більше. Ви надаєте їм нетворкінг, співправцю…? Можна детальніше про роботу команди з інвесторами та проектами: як це все виглядає?

Дмитро: То что вы сейчас описали - это тот спектр услуг, который представляет любой классический коворкинг, то есть физическую инфраструктуру: стол, стул, интернет, кофе. А iHUB представляет и образовательную, и нетворкинговую составляющую. Это большое количество мероприятий. За последние 7 месяцев мы провели их более 50. И они абсолютно разные: от прикладных тренингов, мастер-классов, до экспертов на технические и на бизнес тематики. Это крупные конференции, где лучшие стартапы после подготовки питчат свои проекты перед аудиторией.  

Пітчать? Це потрібно перекласти.

Дмитро: Питч – это стандартная терминология. Это когда руководитель компании представляет свою идею перед аудиторией бизнес-партнеров, инвесторов украинских и международных. Есть различные мероприятия, которые мы делаем по обратной модели, то есть мы спрашиваем у наших резидентов, какие тематики их интересуют, кого бы они хотели видеть. Такие опросы мы достаточно часто делаем, и уже киевская команда iHUB (сегодня это более 10 человек) интенсивно работает, чтобы привлечь нужного эксперта, а он, в свою очередь, мог рассказать и поделиться своим опытом на ту или иную тематику, чтобы привлечь нужных предпринимателей, бизнесменов, которые, с одной стороны, могут стать менторами, а с другой стороны – может быть, даже и инвесторами. По практике, все очень часто начинается с лекции, где опытный предприниматель или инвестор рассказывает о своем личном опыте, потом он начинает активно общаться с рядом стартапов, потом он становится ментором, а в дальнейшем он и инвестирует. То есть это такой замкнутый цикл. Конечно же инвестиции получают не все. Вначале может быть 150 человек, а инвестиции получит только один. Но надо понимать, что когда вы просите деньги, это достаточно серьёзный шаг со стороны инвестора, и любой стартап должен быть к этому готов.

У кожного стартапу є фінансування, то ж звідки фінансування на цей стартап?

Дмитро: Мы социальный проект, и наша главная задача выйти на уровень ноль, на самоокупаемость. Нас финансирует правительство Норвегии через свои грантовые программы, и как раз благодаря донорской помощи Норвегии этот проект реален и существует. Грантовую помощь норвежского правительства мы используем как стартап-капитал – капитал для начала наших операций, нашей деятельности; а в дальнейшем – как социальный проект каждый iHUB должен выходить на уровень самоокупаемости и работать фактически в ноль, за счет вот этих сервисных сборов, которые мы берем с наших резидентов.

А чому саме Норвегія? Чому саме з ними почали співпрацю, чи можливо для них це важливіше, ніж, скажімо, для Фінляндії чи Голландії?

Дмитро: Мы с Финляндией в том числе работаем. Скоро мы анонсируем новую программу, которую мы делаем с посольством этой страны. Она нацелена на очень важную тему – это женское предпринимательство. Чуть позже про это мы поделимся со всем миром. А что касается Норвегии: вы знаете, сам проект родился в машине, когда один из моих коллег приезжал в Киев, и я отвозил его в аэропорт. Он сам эксперт, много лет работал в разных структурах Норвегии, которые занимаются непосредственно ІТ-стартапами и развитием предпринимательства. Он увидел, что в Украине есть очень много талантливых людей. Но на тот момент не было ни одного инкубатора, ни одного центра поддержки инноваций и предпринимательства. И он предложил мне сделать что-то на эту тему. Подчеркиваю, что на тот момент я еще работал на английский инвестиционный фонд. То есть все, что связано с социальной инициативой, было мне интересно, но я занимался инвестициями. Я сразу согласился. Прошло чуть больше года – нам дали грант и нужно было имплементировать проект. Вот как раз с такой ключевой поездки в Борисполь все и началось.

Як вдалося Норвегії пояснити вам, що вони хочуть робити. І чому Посольству Королівства Норвегії взагалі важливо, що відбувається в Україні з ІТ-індустрією?

Дмитро: Я думаю, что лучше этот вопрос задать им напрямую. Но моя личная точка зрения такая: они достаточно много средств инвестируют в различные донорские проекты. И этих проектов на самом деле очень много. Мы – один из многих десятков проектов, и каждый проект фокусируется на определенной группе. Мы работаем с юными людьми: инженерами, программистами, которые хотят развить малый и средний бизнес на Украине. И для нас, и для норвежцев очень важно видеть стремительное развитие данного сектора. Если смотреть глобально на Украину: если мы хотим ее по-настоящему трансформировать в демократическую страну, которая будет полноправным членом ЕС, то малый и средний бизнес должен составлять достаточно большую часть общего этапа страны. Сейчас, к сожалению, большая часть индустрии принадлежит очень маленькому количеству людей. Вот почему Норвегия заинтересована этой тематикой, она для них интересна, важна и перспективна. Более того, Украина – одна из немногих стран, где человеческий ресурс по-настоящему очень большой. У нас более 200 000 профессиональных высококвалифицированных программистов. У нас есть, с чем работать.

Якщо говорити про те, що потрібно середньому та малому бізнесам: це більше робота для держави – вона повинна інвестувати в це гроші, як робить Фінляндія і Франція, чи це все-таки має бути інший бізнес?

Дмитро: Ну не только Финляндия, Франция, но и Норвегия, а в принципе все западные страны интенсивно этим занимаются. У них есть огромное количество государственных программ по поддержке и развитию малого бизнеса. Что касается Украины да, безусловно, правительство должно этим заниматься, но мы с вами видим, в какой сложной ситуации Украина сейчас находится. Так что такие общественные организации как Seed Forum – а это организация, которая имплементирует работу iHUB - мы видим нашу работу в помощи Украине и украинскому правительству в том числе сделать те же самые задачи, которые должны быть реализованы.

А є якісь зв’язки з ними? Можливо, законодавча ініціатива або контакти ближчі з урядом?

Дмитро: Мы сейчас работаем «снизу вверх». Ряд iHUBов мы открываем совместно в государственно-частном партнерстве в Виннице и во Львове с местными городскими советами. Это значительный шаг для нас, потому что развитие малого и среднего бизнеса – это задача и правительства, и местных властей. То есть на этом этапе мы сделали очень хороший диалог во Львове и Виннице. Помимо этого, мы интенсивно работаем в Одессе и в Ивано-Франковске. На следующей неделе я еду с визитом в Тернополь и в Черновцы обсуждать те же самые проекты. На данном этапе мы работаем в той системе, которая существует. То есть перед нами не стоит задача поменять ее.

Як відбувається розвиток iHUB-ів в інших містах: туди спочатку приїжджає десант, збирає там щось і організовує, чи це ініціатива людей на місці?

Дмитро: И так, и так. Вначале это была инициатива из Киева. Мы познакомились с рядом активных людей во Львове и Виннице. Начали диалог с местными мерами и презентовали наш проект. Они нас поддержали и, соответственно, в этих городах проект уже запущен, и очень скоро два новых iHUB-а в государственно-частном партнерстве будут открыты. После этого мы увидели, что интерес к iHUB и к нашей деятельности начал расти: сейчас во многих городах на нас выходят как местные органы власти, так и местные предприниматели, которые хотят присоединиться к нашей команде и запустить данную инициативу. В Чернигове на одном из наших мероприятий местный предприниматель Ярослав начал диалог с нами, чтобы запустить такую же инициативу. Вначале мы немножко скептически отнеслись к этому, ведь Чернигов очень маленький город. Но в конечном итоге мы решили попробовать и сделать пилотный проект небольшого iHUB на 42 рабочих места. Сейчас прошло меньше двух месяцев после запуска, и результаты очень хорошие. В iHUB Чернигов порядка 15 предпринимателей, более 500 человек в активной местной комьюнити, команда уже организовала более 14 крупных мероприятий, в том числе многие эксперты из Киева на безоплатной основе приезжали туда, чтобы поделиться своим опытом и своими знаниями. Это очень хороший пример, когда местные предприниматели сами выходили на нас с желанием что-то создать. И несмотря на то, что возможностей в маленьком городе меньше, когда мы предоставили тот спектр услуг, который мы предоставляем в Киеве, желающих было намного больше.

Конкретно про iHUB у Києві: де він знаходить, скільки тут місць, як сюди потрапити?

Богдан: Київський iHUB знаходиться в центрі Києва. Фактично ми розміщені в історичній будівлі – це один із шести київських фортів. Ми маємо 90 робочих місць. Вже за півтора тижнів їх буде 112. У нас є дві конференц-кімнати: одна на 10, а інша на 15 осіб, а також івент-простір для організації подій, розрахований на 95 місць. В цьому просторі вже пройшло більше п’ятдесяти подій, які відвідали більше двох тисяч осіб. Цей простір постійно трансформується. Ми регулярно покращуємо інфраструктуру, наші резиденти, крім фізичного простору, отримують сейф для зберігання речей. Також вони мають доступ до спільної кухні, яка часто стає місцем зустрічі та знайомства. У нас були випадки, коли люди знайомилися та об’єднувалися в команду. До прикладу, команда фрілансерів, яка об’єдналася і зараз працює спільно над проектом. Є приклад, коли засновник однієї компанії консультувався з іншим: брати кошти у інвестора чи ні, тому що інший уже працював з цим інвестором. І таких випадків дуже багато. Окрім цього, ми організували якісний Wi-Fi, який не падає. У нас дві мережі: одна запасна, інша основна. І дуже велика перевага для тих підприємців, яким важливо швидко вирощувати свій бізнес, це те, що працюємо цілодобово. Тобто маючи перепустку – магнітну картку iHUB Visa – я можу приходити сюди цілодобово, сім днів на тиждень. Так само з цією карткою я можу зайти в будь-який iHUB в Україні. Сподіваюся, до кінця 2015 також в Молдові. І цим користуються наші резиденти, особливо ті, хто є на етапі швидкого росту компанії, ті хто хочуть залучити інвестиції. Зокрема, після одного з наших стартап-турнірів iHUB Ring ми залишилися із його переможцем і писали пост-реліз по цьому турніру фактично до 12 ночі. У звичайному коворкінг-просторі нас би просто попросили о 10 вечора звідти вийти, тому що вони закриваються. А ми не закриваємось! І це є колосальний бонус, який отримують наші резиденти.

Запитання в сторону піару: як пояснювати людям навіщо цей iHUB, навіщо про нього знати, навіщо про це потрібно говорити і чому сюди потрібно приходити?

Олександра: Для меня iHUB - это возможности. И я думаю, что именно это должно цеплять и резидентов, и будущих стартаперов, которые хотят стать нашей частью. iHUB – это экосистема. Мы даем базу, которую, может быть, можно получить в каком-то другом коворкинге, но как уже было сказано, iHUB – это больше чем коворкинг, это образование. Мы ориентируемся на ІТ-стартапы. Не всегда, но часто бывает, что IT-стартап основывает человек с техническим образованием, который не очень знает, как дальше свой бизнес развивать. Мы ему даем эту возможность: знать, как дальше строить, даем обучение, даем тех же соседей-резидентов, с которыми можно общаться и обмениваться опытом. А так же даем очень широкую, фактически международную, структуру, поскольку нас поддерживает правительство Норвегии.

А можна про Молдавію? Це українська ідея, яка пішла на експорт?

Дмитро: iHUB – это проект. Организация, которая имплементирует этот проект, называется Seed Forum. То есть в Украине - это Seed Forum Украина. А есть организация Seed Forum Восточная Европа, которая покрывает все эти страны. Я непосредственно там глава правления и соучредитель. А поскольку я сейчас живу в Киеве – все инициативы начинаются тут. Но как вы правильно заметили, эта инициатива была очень позитивно воспринята и в Кишиневе, так что сейчас мы уже интенсивно работаем над открытием iHUB Кишинев.

У стартапа завжди є клієнти, хто є вашими?

Дмитро: У нас есть два типа клиентов. Первый тип – это уже непосредственно стартапы, то есть те люди, которые знают, что они хотят сделать. Они 100% своего времени уделяют непосредственно бизнесу и могут стать нашими резидентами. Второй тип клиентов – это комьюнити. Если у нас в Киеве есть девяносто резидентов в iHUB, то комьюнити у нас порядка семи тысяч. Это те люди, которые интересуются стартапами, люди, которые хотят что-то сделать, но еще пока не готовы. Может быть, у них нету хорошей идеи, в которую они поверят, ведь чтобы стать стартапом надо бросить основную роботу. А это достаточно серьезный шаг.

Багато хто каже, що можна працювати на основній роботі, а вечорами по дві години розвивати свій стартап.

Дмитро: Возможно, но для нас, это все-таки член комьюнити. Потому что если вы хотите серьезно заниматься бизнесом – это надо делать 24 часа 7 дней в неделю.

Богдан: Оскільки ми працюємо цілодобово, то є приклади, коли люди, що працюють на денній роботі, приходять ввечері або приходять по вихідних і розробляють свій власний проект. Я навіть на особистих засадах менторю такий проект, тому це більш ніж можливо. І такі випадки мають бути, тому що це той самий плавний перехід від аутсорсингової розробки до продуктової розробки: коли люди працюють над своїм власним продуктом, який починається в Україні і уже далі масштабується в інші країни.

Є такі відомі команди, про які можуть знати вже?

Дмитро: Одна команда, которую вы точно знаете – это TONA, очень перспективный стартап, который выиграл iHUB Ring. Ребята делают сервис, чтобы найти самые выгодные перевозки. И сейчас у них достаточно успешный бизнес пошел по Украине. Они имеют уже более 500 партнеров и интенсивно смотрят на рынок Индии как следующий глобальный шаг.

Всі зазвичай виходять в Штати і Європу, а вони вирішили піти в Індію?

Дмитро: Все успешные стартапы должны смотреть глобальнее, не только на Украину. То есть это должны быть США, Европа или другие глобальные ринки. Да, американский и европейский рынки по-настоящему гигантские, но туда и очень сложно зайти. Мы очень много обсуждали, а почему Индия, может хотя бы Польша, как-то ближе и тоже достаточно хорошие перспективы, но исходят из размера рынка и возможностей, в Индии есть хороший потенциал. Есть еще один стартап, где ребята занимаются очень серьезными разработками и пытаются решить глобальную проблему: как покупать одежду онлайн без примерки, чтобы одежда по-настоящему подходила вам. Если посмотреть на все крупные сети ритейлов, у них у всех есть онлайн магазины, но одна из основных проблем – это то, что если вы покупаете в онлайн, то процент возврата товара порядка 45-55%. А если на бизнес-модель посмотрим: сезон – три месяца, мы заказываем наш товар в конце первого месяца, месяц у нас есть, чтобы примерить и вернуть. Если мы его в 50% случаев возвращаем, то у ZARA остается очень большой инвентарь в самом конце сезона, который они смогут продать с дисконтом 50-75%. Соответственно, онлайн-ритейл для крупных игроков не столько выгодный, сколько убыточный бизнес. А наши ребята пришли из швейной индустрии. Они реально знают, как шить. И решили использовать свой опыт, чтобы создать ІТ-стартап, который поможет изучить абсолютно все элементы одежды. Не подсказывать, какой размер тебе будет подходить, а какое платье на тебе будет идеально сидеть.

Люди часто вважають: якщо якась ідея пов’язана з інтернетом, то там сидять тільки програмісти. І згодом дуже дивуються, коли насправді стартап, пов'язаний з одягом, засновують люди з індустрії одягу, стартап, пов'язаний з медициною, засновують медичні працівники. А ви шукаєте спеціально якісь команди і цікаві проекти і запрошуєте їх сюди?

Дмитро: На самом деле, нет. Обычно интересные проекты сами приходят к нам через наши открытые мероприятия, и как раз через такой процесс мы находим новых резидентов. А что касается экспертизы – абсолютно с вами согласен. На самом деле, даже меньше, чем у половины наших стартапов, учредители – классические айтишники. В большинстве случаев это или эксперт из определённой индустрии, в которой они стараются создать что-то новое с помощью IT-технологий. Или просто хороший предприниматель, который может быть маркетологом, экономистом, юристом. Понятие «предприниматель» не привязывается к какой-то специфике образования. Это тип людей. И вот в нашем iHUB 90 резидентов. Не все из них предприниматели: есть кофаундеры, а есть те специалисты, которые на них работают.

Підприємця часто характеризують назвою мультфільму « Невгамовні». Які ще є чіткі характеристики?

Дмитро: Это хорошая параллель. В основном предприниматель – это тот человек, кто и мотивирует всех, и выступает локомотивом во главе какой-то команды. Он двигает весь процесс. И мотивирует. Он выступает за результат. Он, безусловно, должен быть очень энергичным и должен уметь работать круглосуточно, а это очень сложный труд. А что касается образования, то вы можете посмотреть на самых успешных предпринимателей: у многих вообще образования нет. Так что это очень специфические люди. Их нельзя просто найти на факультете программирования в КПИ. Эти люди везде. Напрямую их не найдешь – они должны к вам прийти.

А можна їх якось виховувати? Якимось чином спеціально закладати їм певні параметри, і вони потім стануть підприємцями?

Дмитро: Да. В той же самой Норвегии мы изучали их модель. Она очень интересная. Начинается еще со старшей школы, потом в университете, а потом по окончанию многие ребята становятся предпринимателями. Они параллельно своему основному образованию принимают участие в программах, которые помогают определить, кто из студентов может стать предпринимателем. Дают ему основные бизнес-идеи, стимулируют его мышление, стараются расширить круг общения, потому что если вы хотите быть хорошим предпринимателем, вам нужно многих знать: как и коллег по бизнесу, чтобы найти правильных партнеров, так и инвесторов.

А можна сказати про різницю в системі освіти? Бо у нас більше готують людей, які будуть працювати уже на чомусь готову, а там мозок заточують під те, що ти будеш вигадувати те, над чим будуть працювати інші.

Дмитро: Абсолютно согласен. Наша система образования в основном не дает тех знаний, которые нужны начинающим предпринимателям. За границей есть и то, и то. Вы можете учиться предпринимательству, а если вы хотите стать профессором или работать над научными исследованиями, у вас есть тоже возможность. Они предоставляют вам все пути карьерного и профессионального развития. У нас же, поскольку Украина молодая страна, мало опыта, как делать правильный бизнес, который будет что-то полезное приносить клиентам и обществу. Только такой бизнес по-настоящему может сделать из этих предпринимателей миллионеров, а может быть даже и миллиардеров.

Якщо просто подивитися на ІТ-шний ринок України: як він себе почуває, бо кажуть, що зараз нас дуже сильно почали пресувати поляки, і люди часто погоджуються на виїзд за кордон. Все ніби починає тухнути і виглядати дуже погано - це так чи ні?

Дмитро: На любую ситуацию можно посмотреть с двух сторон. Лично я не считаю, что все так плохо. Любая ситуация, которая происходит в стране, имеет свои плюсы и минусы. Да, многие уезжают за границу, да, сложная экономическая ситуация оказывает давление на ІТ-аутсорсинговый сектор. Но что касается ІТ-предпринимательства, сложная ситуация на Украине открывает новые возможности. Много людей сейчас безработные. Так почему бы им не стать предпринимателем. Так что мы видим все больше и больше людей абсолютно из разных городов Украины, разного возраста, которые все больше интересуются ІТ-стартапами и пытаются делать все возможное, чтобы создать свой продукт. Так что для нас – это по-настоящему уникальное время, когда можно сделать колоссальный толчок и создать крупную экосистему на всей территории Украины.

Розкажи про співпрацю тих проектів, які зараз у вас вже є, конкретно з самим iHUB-ом.

Богдан: Вони платять сервісний збір, завдяки ньому отримують доступ до фізичного простору, до нашої освітньої складової, але крім цього всього, ми ще також підтримуємо їхні ініціативи. Наші ж резиденти організовували у нас події освітнього характеру або навіть хакатони. Наприклад, взимку наші резиденти Perfectionist Media проводили перший в Україні хакатон по сервісному дизайну. Інші наші резиденти GoIT, які займаються IT-освітою для дорослих та дітей, проводили майстер-клас і збори для своїх випускників. Коли до нас приходить резидент і не знає, де проводити подію – ми пропонуємо наш майданчик в сумісному партнерстві. Ми за те, щоб вони пробували нові речі. Зокрема, наші резиденти PromoRepublic роблять автоматизацію публікацій соціальних медіа для маленького бізнесу, вони провели у нас майстер-клас, де розповіли чим вони займаються, і як це може допомогти малому і середньому бізнесу. Майстер-клас зібрав понад сто людей. Прецедент дуже цікавий, і ми пишаємося, що наші резиденти організовують події на нашому майданчику в Києві, а тепер це уже починає відбуватися і в Чернігові.

Багато хто ще не став підприємцем і чекає поштовху, що може стати цим поштовхом, і що людям потрібно показати, аби вони хоча б спробували почати свою справу?

Дмитро: В первую очередь, если хотите стать бизнесменом, надо действовать. Надо обязательно приходить к нам на разные лекции, учить все, что можно, знакомиться с людьми. Один человек – не команда. Вам надо хотя бы еще одного друга уговорить все бросить и стать с вами вместе предпринимателем. Так вы себе докажете, что та идея, которую вы хотите реализовать, по-настоящему стоит чего-то.

Надо четко понимать, что предприниматели, бизнес – это не магическая формула. То есть, если вы все правильно сделаете, то у вас 100% будет успех. Нет. Каждый бизнес – это абсолютно новый, индивидуальный проект. Очень сложно что-то сделать сидя дома в квартире одному, потому что нужны люди, которые помогут вам реализовать ваш проект.

Богдан: Усі відомі проекти починалися тоді, коли люди вирішували свої власні проблеми. Так само у нас можна знайти як мінімум чотири приклади. Зокрема TONA – вони помітили, що ніша вантажних перевезень по містах катастрофічна, а люди втомилися від телефонувань вантажників, які хамлять. Створивши проект, вони вирішили свою власну проблему. Інші резиденти «Мобільна Медсестра» вирішили боротися з неорганізованістю нашого медичного сектору і зробити лікування більш приємним. Саме тому підприємців дуже важко виростити штучно, але більшість тих, хто вирішував власні проблеми, мали органічне бажання це робити – саме бажання може допомогти зібрати команду і запалити цією ідеєю цю саму команду.

Часто у людей бувають фрази: «Та ні, я уже застарий для цього». Вік важливий у цій справі?

Дмитро: На самом деле нет, это неважно. Есть два основных периода, когда в Украине и за границей люди становятся предпринимателями: в университете есть такое время, когда думаешь: «Скоро все это закончится, а что дальше?». Нет семьи, нету кредитов, в принципе, можно рисковать и становиться предпринимателем. Но есть и второй период, когда человеку 30-35. Тогда уже есть больше обязательств и больше риска. Но тогда у вас намного больше опыта, и это тоже хороший момент, когда можно сделать этот шаг. Поэтому, я думаю, что люди и в таком возрасте будут стремиться к этому, все заключается в том, что именно они хотят делать. Если они хотят стать предпринимателями и жить своей работой – это их путь.

А куди воно все рухається?

Дмитро: Если смотреть глобально – то, что мы делаем, это только начало той роботы, которую мы и многие другие организации, вместе с правительством Украины, должны делать на протяжении следующих 10-15 лет. Мы открываем региональные центры, мы стимулируем развитие малого и среднего бизнеса, мы помогаем ІТ-шникам создавать классные продукты. С нашей стороны мы бы хотели привлечь больше игроков, социальных организаций и больше бизнеса тоже участвовать в этом процессе. Эту роботу одна организация не сможет развивать. Это громадный пласт роботы, и если мы хотим видеть Украину по-настоящему экономически сильной державой, то все должны в этом принимать участие. В том числе те организации, которые работают над реформами на региональном уровне, и в конечном итоге, правительство, потому что, сейчас мы только помогаем создавать бизнес в существующих условиях, но следующий шаг должен быть таким, чтобы эти условия были лучше. Поэтому надо работать на региональном и национальном уровне, стараться создавать такие законодательные нормы и законодательные правила, чтобы они стимулировали развитие малого и среднего бизнеса. Не секрет, что последние 20 лет украинское правительство в основном стимулировало развитие только крупного бизнеса, а малый бизнес держал основной социальный, экономический и налоговый стресс на себе. Это надо поменять. Так, чтобы в нашей стране было 50 на 50, как минимум, малого бизнеса к крупным холдингам.

/розшифрувала Олександра Присташ

Пов`язані новини