В Финляндии одному из лидеров ДШРГ «Русич» объявили о подозрении в военных преступлениях, совершенных в Украине
Прокуратура Финляндии выдвинула пять обвинений одному из лидеров российской неонацистской диверсионно-штурмовой разведывательной группы «Русич» Воиславу Тордену (настоящее имя — Ян Петровский). Он подозревается в совершении военных преступлений на востоке Украины в 2014-2015 годах.
Об этом пишет финское информагентство Yle.
По данным финских правоохранителей, Торден причастен к убийству по меньшей мере 22 украинских военнослужащих и тяжелому ранению еще 4 солдат украинской армии.
Еще в 2016 году украинские следователи установили причастность Петровского к вооруженным нападениям на подразделения украинских военных, в частности, вблизи Счастья Луганской области в 2014 году, в результате чего погибли бойцы 24 отдельного штурмового батальона «Айдар» и 80 отдельной десантно-штурмовой бригады Вооруженных сил Украины.
Впрочем, сам Петровский свою вину отвергает, заявляя, что его группа «защищала русских людей».
Больше о деле
Яна Петровского задержали в Финляндии 20 июля 2023 года в аэропорту Хельсинки-Вантаа, когда он собирался лететь в Ниццу во Франции. Он предъявил финским пограничникам российский паспорт и вид на жительство, выданный Финляндией, на имя Воислав Торден.
На основании разведывательных данных пограничная охрана заподозрила, что предыдущее имя мужчины — Ян Петровский. По официальным данным, Петровский имел запрет на въезд во всю Шенгенскую зону.
Украина обратилась к Финляндии с просьбой экстрадировать одного из лидеров «Русич» 15 августа. Украинские власти сообщили, что предварительное следствие и суд по делу боевика будут проходить в Днепропетровской области. Его поместят в ближайший следственный изолятор.
Однако Верховный суд Финляндии отказал в выдаче Петровского, обосновав это ненадлежащими условиями в украинских тюрьмах. Финские судьи ссылаются на решение Европейского суда по правам человека, который признал, что украинские тюрьмы нарушают «Никто не может быть подвергнут пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»третью статью Конвенции по правам человека.
Украина в своем запросе об экстрадиции заявляла, что она придерживается положений Конвенции по правам человека. Однако, по мнению Верховного суда, это сообщение не гарантирует, что с боевиком будут обращаться должным образом.