Разве не все фронтовики заслужили звание Героя Украины? Достаточно ли петиции для высшей государственной награды

Соцсети пестрят просьбами родственников погибших военных подписать петицию о присвоении звания Героя Украины их мужу, брату, свояку. Офис президента сообщил, что по состоянию на середину февраля 2024 года на сайте электронных петиций таких запросов было аж 6313. Необходимые 25 тысяч голосов получили 1620 — больше, чем По состоянию на апрель 2024 года обнародовано 878 указов о присвоении звания с 1998 года. Известно также о нескольких десятках случаев во время 2022-2024 годов, когда информацию о награждении не объявляли.общее количество награжденных этим званием за всю историю независимой Украины.

Из этого числа закончено рассмотрение 142 обращений — звание Героя Украины по результатам рассмотрения присвоили 16 военным. То есть подавляющее большинство петиций или не доходят до рассмотрения вообще, или же не становятся успешными по его итогам. Чем вызвано такое количество запросов? Почему их не удовлетворяют? Что вообще нужно, чтобы военного почтили этим званием?

Само звание «Герой Украины» с вручением ордена «Золотая Звезда» или ордена Государства Отличие установлено указом № 944/98, также утверждены Устав отличия и описания орденов «Золотая Звезда» и Государства. 16 марта 2000 года Верховная Рада приняла закон «О государственных наградах Украины», в котором высшей степенью отличий закрепили именно это звание.было введено 23 августа 1998 года указом тогдашнего президента Леонида Кучмы. До этого самой высокой наградой считалось Почетное отличие президента, основанное в 1992-м Леонидом Кравчуком. Новая же награда тогда походила на советские «Героя СССР» и «Героя социалистического труда».

«Еще по советской привычке, самая высокая награда государства предусматривает значительные социальные льготы для Героя и его родственников. Поэтому в сознании людей во главу угла часто выходит материальный аспект чествования, а не героизм как таковой», — предполагает военный историк, глава ОО «Центр милитарной истории» Василий Павлов. Он отмечает, что, вводя новое звание, условий для награждения им действующих военных не заложили.

В 1998 году никто и предсказать не мог, что когда-нибудь придется награждать за военные подвиги. Поэтому и не были разработаны четкие критерии, что считать таким подвигом. Личное мужество? Но у нас есть орден «За мужество». Большой ли риск для жизни? Но о таком риске идет речь в Уставах всех боевых наград.Василий Павлов, военный историк

Поскольку звание Героя Украины все чаще вызывает критические вопросы, hromadske обратилось к военным, историкам и депутатам, чтобы разобраться, чем является эта награда, кто ее заслуживает и не является ли она пережитком коммунистического режима.

Сотни тысяч героев

«Все, кто идут сегодня на самопожертвование и воюют, защищая нашу землю, — с христианской точки зрения являются героями, потому что они поднялись на самый высокий уровень любви к ближнему», — считает философ Мирослав Маринович, диссидент и политзаключенный времен СССР, один из основателей Объединение правозащитников, которое создали в 1976 году в УССР для контроля над соблюдением Хельсинкских соглашений о правах человека, которые принял СССР.Украинской Хельсинкской группы.

Действительно, слова «наши герои» уже стали привычными относительно военных на передовой. Участие в боевых действиях — всегда риск и жертвенность, которую должны помнить и ценить люди в тылу. Впрочем, высшие государственные награды не могут получить все они — это уже сотни тысяч мужчин и женщин, а их количество будет расти и дальше. Поэтому глава государства, подписывая указ о присвоении бойцу звания Героя, должен учитывать не наше коллективное уважение ко всем фронтовикам, а соответствие положениям конкретного устава. А в нем указано: «Звание Герой Украины присваивают гражданам Украины за совершение выдающегося геройского поступка или выдающихся трудовых достижений». В то же время, понятие «выдающийся» никак не расшифровывается.

«Видимо, было ошибкой предусмотреть одну высшую государственную награду для чествования и за трудовые достижения, и за боевые заслуги», — замечает народный депутат и бывший глава Института национальной памяти Владимир Вятрович. Его беспокоит, что такая формулировка размывает понимание, кого следует отмечать званием Героя, и уравнивает разные категории лауреатов.

Он указывает и на еще одну проблему: высшую награду получали пророссийские политики и коррупционеры, соседство с которыми в списке кавалеров обесценивает сам орден.

«По состоянию на 2014 год, когда началась война, вообще речь не шла о военных — тогда так премировали за политическую лояльность к власти: звание Героя Украины получили такие люди, как Получил звание в 2004 году от президента Кучмы. Бизнесмен, член запрещенных в Украине «Партии Регионов», а позже «ОПЗЖ»; министр энергетики и угольной промышленности в правительстве Януковича, сейчас — народный депутат.Юрий Бойко, Получил звание в 2006-м от президента Ющенко. Украинский промышленник и политик, один из соучредителей «Партии Регионов» и соратник Виктора Януковича. Владелец компании NORD.Валентин Ландик, Получил звание в 2004-м от президента Кучмы. Политик, был руководителем Администрации президента в 1999-2002 и дважды главой Верховной Рады: в 2002-2006 и 2008-2012 годах. Скандально известен из-за причастности к делу Гонгадзе, участия в ратификации Харьковских соглашений с рф и других пророссийских действий.Владимир Литвин и многие другие, на чьем счету нет ни одного героического поступка».

Если для военных нет четких критериев, пойдем от обратного — посмотрим, за что получили «Золотую звезду» наши бойцы и поймем, что экспертный совет Комиссии государственных наград и геральдики при главе государства считает выдающимся геройским поступком. Именно он готовит для президента выводы по каждому кандидату на получение самой высокой награды.

Для начала заглянем в указы о награждении военных званием Героя Украины. Формулировки там максимально размыты: «за личное мужество и самоотверженность», «за добросовестную и безупречную службу украинскому народу» и так далее. Все они не отвечают на вопросы о конкретных героических поступках, за которые человек получает соответствующий орден.

Военный историк Василий Павлов объясняет: президентский указ и не должен содержать описание подвига бойца. Для этого существует наградное письмо — документ, в котором как раз описывается подвиг. Наградное письмо добавляют в ходатайство о награждении военнослужащего — в частности, от Министерства обороны. Однако в свободном доступе их нет.

Если же подвиг должен быть бесспорным и незаурядным, то в чем конкретно он заключается? На сайте Центра исследований военной истории ВСУ можно найти изложенную в произвольной форме информацию о Героях Украины. Обычно это факты из биографии или боевой путь бойцов. А вот описание самого подвига в основном представляется довольно скупо и без объяснений, почему те или иные действия квалифицируют как «выдающийся подвиг». В то время как, например, в Великобритании в свободном доступе можно найти стандартизированное описание сущности подвига каждого героя, отмеченного высшей государственной наградой страны — Крестом Виктории.

Такой подход стоило бы перенять и Украине, убежден Василий Павлов: «Каждое присвоение звания Героя должно сопровождаться специальной информационной кампанией — нужно разъяснить людям, почему именно этот бойец награжден высшим государственным знаком». С этим соглашаются и военные, призывающие помнить о погибших не только их звания и должности, но и сами заслуги на поле боя.

Люди должны знать, за какие подвиги награждают наших бойцов — это повлияет на наши последующие поколения, которые должны вырасти с четким пониманием, кто такие Герои Украины.Сергей Филимонов, командир батальона «Волки Да Винчи»

Уважение или советский пережиток?

Государственные награды в развитых странах — прежде всего о чести и уважении. Например, кавалеров Медали Почета — высшего военного знака Соединенных Штатов — при встрече первыми приветствует и генералитет, и даже президент страны. Портрет награжденного и бронзовая табличка с его именем получают место в Зале героев в Здание американского Министерства обороны, имеющее пятиугольную форму.Пентагоне.

Награжденные американские воины имеют право на почетное захоронение на национальном военном кладбище в Арлингтоне, а также 10-процентную прибавку к пенсии. Их детей принимают в военные академии независимо от наличия вакантных мест — конечно, при условии, что они отвечают всем кандидатским требованиям.

Медаль Почета — аналог украинской Звезды Героя, но только для военных. Можно сравнить эти привилегии с украинскими льготами, которые для Героев Украины подобны тем, что существовали еще при СССР. Там и отдых на государственных курортах, и компенсация бензина, и первоочередное обслуживание в поликлинике. Историк Василий Павлов уверен, что это не свидетельство большей заботы нашего государства, а скорее посткоммунистический пережиток.

По советской привычке любое чествование кажется нашим людям недостаточным, если оно не сопровождается получением материальных благ. Но нельзя звание Героя измерять количеством льгот.Василий Павлов, военный историк

Такой подход, по мнению главы «Центра милитарной истории», не ведет в сторону от должного уважения выдающихся украинцев, поэтому он предлагает пересмотреть саму концепцию награды, чтобы она отвечала прежде всего принципам уважения и чуткого отношения к памяти, а не только обеспечивала материальную помощь. «Льготы не должны распространяться на родственников Героя, ведь подвиг совершил человек, а не его семья. Льготы — это патернализм. Надо беспокоиться не о льготах, а к уважении к подвигу», — призывает Василий Павлов.

А вот философ и правозащитник Мирослав Маринович рассуждает, что помощь от государства все же важна, но власть должна выработать новые правила, которые создали бы равные и прозрачные условия.

Сейчас в нашем обществе нет категории граждан выше, чем военные. Они и их семьи должны знать, на что могут надеяться от государства в случае необходимости. Звание Героя Украины должно давать безоговорочную гарантию поддержки государства.Мирослав Маринович, соучредитель Украинской Хельсинкской группы

С этим согласен и Владимир Вятрович. Хотя и отмечает, что систему льгот следует изменить, сами льготы важно оставить. Учитывая, что в Украине семьи героев могут быть не обеспечены материально должным образом.

Стыдно будет обществу, когда Герой Украины будет жить в каких-то нищих условиях, как жили многие представители предыдущего поколения борцов за независимость нашего государства. Высочайшее звание однозначно должно предусматривать определенный социальный пакет: если мы награждаем человека, то и в материальном аспекте у него должно все быть нормально.Владимир Вятрович, народный депутат, историк

С противоположной позицией выступает комбат «Волков Да Винчи» Сергей Филимонов, он уверяет, что для Героев деньги и льготы не могут быть на первом плане. В то время как они выходят на первый план в уже упомянутых тысячах петиций, которые, мол, обесценивают это звание.

«Считаю, что это бесчестно. Я уверен, что когда военный получает звание Героя, о льготах он думает в последнюю очередь. Главное, что сейчас у наших бойцов есть возможность стать Героями нации — главное это, а не льготы. Если человек хочет стать Героем Украины для того, чтобы получить льготы, то у меня большой вопрос, действительно ли он достоин звания Герой Украины?» — возмущается командир «Волков Да Винчи».

Льготами и какими-то доплатами за коммуналку мы опускаем звание к вопросу пенсионного удостоверения. Это все — второстепенное, неважное, ведь Герой Украины — человек, на чей пример должны равняться. Эта награда — высшее признание твоего поступка государством, которое ты защищаешь.Сергей Филимонов, командир батальона «Волки Да Винчи»

Как видим, позиции наших экспертов относительно льгот не совпадают. Что ж, это свидетельствует по крайней мере о необходимости общественной дискуссии: и в отношении социального пакета как обязательной составляющей государственных знаков отличия, так и в отношении всего института наград в целом. Необходимость реформы этой системы в Украине созрела уже давно, а после полномасштабного вторжения только обострилась.

Так что же такое подвиг Героя?

«Понимаю родственников погибшего: для них он — самая большая потеря в жизни. Тот, кто заслуживает величайшего уважения. Поэтому меня не удивляет такое большое количество соответствующих электронных петиций. Проблема не в авторах этих петиций, а в нашей наградной системе», — подчеркивает Владимир Вятрович.

По его словам, еще до 2022 года звание Героя Украины предлагали заменить другим государственным отличием, которое не вызвало бы болезненных ассоциаций с СССР.

Наша высшая государственная награда абсолютно унаследована от Советского Союза — вплоть до графического исполнения Золотой Звезды.Владимир Вятрович, народный депутат, историк

Новая награда была бы не запятнана и не обесценена «литвинами» и «бойками», имела бы более четкие критерии награждения и статус. Политик напоминает, что именно сейчас было бы верно вернуться к этой идее: «Реформа наградной системы во время войны очень уместна, ибо сейчас выкристаллизовывается понятие подлинного боевого героизма, сейчас мы нуждаемся в мощном инструменте мотивации защитников».

Историк Василий Павлов добавляет, что идея отказаться от звания Героя имеет смысл не только из-за советскости, но и из-за ложного представления о самой героичности, которым десятилетиями пользовались в Украине.

«Многие люди у нас небезосновательно считают, что героизм — это личное мужество одного, в то же время расплаты за непрофессиональные поступки другого. Наша высокая награда учитывает принцип личного мужества, тогда как в американском, например, речь идет о высоком профессионализме, профессиональности такого поступка», — говорит Василий Павлов.

Правда, следует упомянуть, что в уставе Медали Почета говорится и о «храбрости и отваге на поле боя», и о том, что «выдающийся подвиг» должен превышать служебную обязанность — то есть, один из формальных признаков все же основывается на неординарности ситуации , которую своим поступком укротил награжденный военный. В качестве примера такого поступка можете рассмотреть историю подвига Мастер-сержант Николас Орешко во время атаки своей роты укрепрайона Вермахта убил 12 врагов, самостоятельно уничтожил немецкий дот и огневую позицию за ним. Получив ранение, не вышел из боя и продолжил управление подразделением.Николаса Орешко — этнического украинца в рядах американской армии во время боя под немецким Теттингемом во Второй мировой войне.

Кроме этого, по мнению Василия Павлова, целесообразно вместо единственного для всех звания Героя Украины установить высшие государственные награды для военных, хозяйственников, спортсменов, деятелей культуры. При всем желании невозможно соблюсти справедливость, выдвигая одни требования для получения звания Героя перед, например, архитектором и летчиком. Для этого не обязательно создавать новые звания, поскольку в наградной системе Украины есть и другие почетные ордена.

«У Украины есть замечательные награды за вклад человека в развитие государства — Орден Ярослава Мудрого, Орден княгини Ольги. Чисто по политическим соображениям вместо них в какой-то момент начали давать звание Героя, часто — накануне очередных президентских выборов, порой нарушая устав. Важно не просто четко прописать устав каждой награды, но и добиться того, чтобы его никто никогда не нарушал», — отмечает историк.

Может ли наградная система с четким уставом обеспечить справедливость — открытый вопрос. Лейтенант и командир батальона Сергей Филимонов жалуется, что распределение наград среди военных неоднократно вызывало возмущение: «Есть люди, которые заслужили награды, но им их не дают. А есть наоборот: не заслужили, но получили. Это проблема, она и меня очень расстраивает. Мне сложно объяснить, почему возникает такая несправедливость».

Нередко бойцы подозревают, что главное не сам подвиг, а умение «красиво» описать его для высших командиров. Однако комбат «Волков Да Винчи» это опровергает: «Даже если ты подаешь ходатайство бюрократически правильно, часто оно все равно ни к чему не приводит».

Мирослав Маринович подходит к этому с философской выдержкой: «Нужно понимать, что все — люди, в том числе и руководитель государства. Фактор его личных взглядов по награждению всегда останется. Предполагаю, что подобные проблемы можно было найти и в других демократических странах, это не уникальная ситуация. Однако четкость критериев в отборе кандидатов для получения наград минимизирует эту угрозу субъективности».

Что же делать с петициями?

Вернемся к петициям. Следует ли в такой запутанной ситуации продолжать рассматривать тысячи призывов к главе государства?

Так, военный Сергей Филимонов советует вообще не рассматривать такие электронные петиции на сайте президента.

Мы сражаемся не за награды. Когда идем по улице с ребятами, нас благодарят люди, нас рады видеть. Нами гордятся наши одноклассники, бывшие коллеги, родители — и это самая большая награда, которая может быть.Сергей Филимонов, командир батальона «Волки Да Винчи»

Политик Владимир Вятрович отмечает, что все же не все подвиги попадут в поле зрения наградных комиссий, поэтому петиции позволяют обществу привлечь к таким случаям и восстановить справедливость.

А вот философ Мирослав Маринович напоминает, что возможность создать петицию и собрать под ней подписи — демократический инструмент и способ волеизъявления, и работать с ним нужно должным образом.

В настоящее время на рассмотрении в Офисе президента есть еще более 1400 электронных петиций. Продолжается сбор подписей более чем к 1200 петициям.