ВСП — на выход? Чего ждать от закона о Военной полиции
Недавно народные депутаты от монобольшинства и группы «Доверие» зарегистрировали в Раде законопроект о Военной полиции. Эта тема уже успела обрасти гипотезами, в частности о том, что представители нового органа будут силой заходить в дома уклонистов и вручать повестки вместе с ТЦК.
Неоднозначно восприняли эту инициативу и в самой Раде. Как стало известно, голосование за проект закона отложили до момента, пока его инициаторы не убедятся, что поддержки хватит для его принятия.
Что скрывается на 55 страницах законопроекта № 6569-д, какими полномочиями хотят наделить военных полицейских и правдивы ли предположения, гуляющие по интернету, — в материале hromadske.
ВСП — на выход?
Начнем с главного: Военная полиция должна стать правопреемницей действующей Военной службы правопорядка (ВСП). Это правоохранительное формирование в составе Вооруженных сил Украины было создано еще в 2002 году. Орган обеспечивает правопорядок и дисциплину среди военнослужащих ВСУ.
Предыдущий президент Украины Петр Порошенко своим указом в 2016 году утвердил «Стратегический оборонный бюллетень», в котором, в частности, речь шла о необходимости превращения Военной службы правопорядка во ВСУ в Военную полицию. Однако сделать это так и не удалось.
Законопроект о Военной полиции появился на третьем году полномасштабной войны, и пока что он имеет неоднозначную поддержку как в парламенте, так и среди экспертов и военных.
Инициаторы документа объясняют, что ВВС не имеет права проводить оперативно-розыскные действия, чтобы привлечь виновных военных к ответственности, и не может помогать прокурорам в расследованиях.
Поэтому, собственно, парламентарии решили трансформировать ВСП в Военную полицию. У нее нет ничего общего с Нацполицией, ведь будет подчиняться Силам обороны Украины.
Начальника Военной полиции будет назначать на должность президент по представлению Минобороны, а во время военного положения — по представлению главнокомандующего ВСУ.
Фактически можно было расширить полномочия Военной службы правопорядка, пересмотреть, какие функции у нее есть, и от этого отталкиваться. Но предлагают создавать новый орган на скелете ВСП… Непонятно, зачем сейчас выделять на это средства и набирать новый штат.Станислав Полевой, советник, адвокат юридической фирмы Gracers
Один из инициаторов законопроекта Александр Бакумов объясняет: подавляющее большинство стран НАТО имеют военную полицию. Это орган, обеспечивающий правопорядок внутри войск, и Украине нужно «делать хотя бы некоторые шаги в этом направлении».
«Считаю, что просто изменить функционал [ВСП] — это хорошо, но все же мы должны тяготеть к системному построению милитаризованных структур и обеспечивающих в них правопорядок структур по прообразу европейских армий», — сказал депутат в комментарии hromadske.
Чем будут заниматься военные полицейские?
Военная полиция будет формироваться из действующих военнослужащих Вооруженных сил Украины. Их численность, согласно законопроекту, не может превышать 1,5% от общего состава ВСУ.
В поле зрения военных полицейских могут быть только действующие военнослужащие Вооруженных сил Украины и Государственная специализированная служба транспорта, входящая в состав Минобороны. Новый орган не будет иметь отношения к гражданским, а также к нацгвардейцам или пограничникам.
«Участок ответственности [Военной полиции будет] очень невелик — это только военнослужащие. То, что в интернете пишут, будто они в квартиры гражданских будут заходить, — это полный бред… Никакого отношения к военнообязанным, то есть к мужчинам, которые просто идут по улице, они не смогут иметь», — отмечает Александр Бакумов.
Основная задача будущего органа — розыск дезертиров среди военных и самовольно покинувших места несения службы. В пояснении к закону депутаты указывают, что отсутствие четкого механизма наказания для бойцов, совершивших такие преступления, негативно сказывается на состоянии боеготовности и правопорядка в Вооруженных силах и других военных формированиях.
Военная полиция сможет проводить проверки и служебные расследования, а затем отправлять материалы в уполномоченные органы для принятия определенных решений. Также она будет выполнять функции оперативного подразделения, чтобы выявить военных, совершивших преступления.
Как объясняет юрист Евгений Исаенко, речь идет не только о правонарушениях, входящих в подследственность Государственного бюро расследований. Военная полиция сможет приобщаться к раскрытию и предотвращению любых преступлений, совершенных военнослужащими.
Законопроект также наделяет новый орган полномочиями по патрулированию улиц. Так, будут образовываться специальные патрули, цель которых — проверить основания пребывания военных в определенных местах. Военные полицейские будут иметь право проверять документы бойцов и задерживать их при нарушении общественного порядка.
В то же время, военных полицейских могут привлекать к выявлению уголовных правонарушений, которые военнослужащие совершают непосредственно на фронте. Для этого у них даже будут полномочия, которые есть в Нацполиции, меры физического воздействия и применения огнестрельного оружия.
На первом этапе обсуждения создания института военной юстиции речь шла о том, чтобы образовать полноценный правоохранительный орган, например как ГБР, где есть следственные и оперативные подразделения. Но этот законопроект предполагает создание только оперативных подразделений, которые будут обеспечивать деятельность органов досудебного расследования, то есть следственных подразделений.Евгений Исаенко, советник Attorneys at law «Leshchenko, Doroshenko & partners»
Другой юрист, Станислав Полевой, добавляет: фактически военные полицейские будут просто собирать материалы и передавать их в ГБР или прокуратуру. Своего органа досудебного расследования у новой полиции не будет.
Также среди функций военной полиции будет исполнение наказаний военнослужащих. При Военной полиции будут созданы так называемые гауптвахты, где будут находиться задержанные военнослужащие, а также военные, приговоренные к наказанию в виде ареста.
Когда ждать перемен?
Закон о Военной полиции вряд ли будут принимать в «турборежиме». Как сообщил hromadske соинициатор законопроекта, глава Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас, рассмотрение в зале парламента пока что отложили.
Его коллега по комитету Александр Бакумов рассказал о причинах такого решения: «Мы поняли, что понадобятся дополнительные консультации, чтобы этот законопроект поддержали больше народных депутатов».
По словам депутата, к разработке законопроекта приобщались представители Командования Вооруженных сил Украины и Министерство обороны. Они, а также Военная служба правопорядка поддерживают изменения.
Оборонное ведомство недавно публично призвало народных депутатов определить приоритетный законопроект № 6569-Д и пообещало сотрудничать с депутатами для усовершенствования документа. В Минобороны убеждают: законопроект имеет ключевое значение для ВСУ, «остро нуждающихся в создании системы юстиции, первым шагом к которой является именно Военная полиция».
Мы сейчас реализуем то, о чем нас просят Вооруженные силы. Это не внешний карательный орган, который за кем-то будет бегать. Об этом нужно говорить с командирами воинских частей. Это не о таких вещах, которые пытаются разогнать в соцсетях.Александр Бакумов, народный депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности, соинициатор законопроекта
Кстати, именно парламент будет определять, эффективно ли работает Военная полиция. Согласно законопроекту, ее начальник ежегодно, не позднее 1 марта, должен представлять Верховной Раде письменный отчет о результатах деятельности Военной полиции за предыдущий календарный год. Ознакомившись с отчетом, парламентарии будут давать оценку работе руководителя и при необходимости будут инициировать его отставку.
Юристы, которых опросило hromadske, имеют разные взгляды на этот законопроект. Станислав Полевой считает, что функции, которыми хотят наделить Военную полицию, может и дальше выполнять Военная служба правопорядка в тесном сотрудничестве с ГБР и прокуратурой, если расширить ее полномочия. Потеря времени и ресурса на внедрение изменений не ко времени, считает адвокат.
Евгений Исаенко уверен: закон нужен, ведь Военная полиция, в частности, будет предотвращать преступления и нарушение дисциплины со стороны военнослужащих, которые не находятся непосредственно в воинских частях или местах несения службы. Однако Исаенко указывает, что действующая редакция документа «сырая», поскольку содержит ряд несогласованностей.
Если для принятия закона хватит голосов, он должен вступить в силу через три месяца со дня опубликования. В трехмесячный срок после начала деятельности военной полиции Министерство обороны должно ликвидировать ВСП.
Парламентарий Александр Бакумов заключает: «Я думаю, что этот законопроект имеет все шансы быть принятым. Военная полиция — это то, в чем сейчас нуждаются Вооруженные силы Украины в контексте обеспечения правопорядка внутри. А правопорядок в Вооруженных силах — это безопасность самих солдат, офицеров — каждого».