«Я чувствую, что дарю жизнь»: история рекордсмена по донорству

Житель Днепра Владимир Николаев начал сдавать кровь в юности. Его донорский стаж — 47 лет 11 месяцев, а точнее 794 донации. Имея множество знаков отличия, рекордов и звания Героя Украины за самопожертвование, 78-летний мужчина продолжает сдавать плазму и сейчас. Это держит его в тонусе, дает энергию для жизни и ощущение, что его благородная миссия продолжается.

«Люблю делать подарки, не ожидая благодарностей»

Встречаемся с Владимиром у его дома. Пожилой мужчина держит в руках свежие выпуски прессы — активно следит за новостями. За день до моего визита в Днепре был очередной обстрел. «Бьют чуть ли не каждый день», — вырывается из уст мужчины. При этом его лицо спокойно.

Живет донор в просторной трехкомнатной квартире. Первое, что бросается в глаза, — зеркальная стена и картины. На мгновение останавливаю взгляд.

«Эти картины мне дарили, — рассказывает донор. — Как-то я по собственной традиции на Новый год оставлял нашему вахтеру свертки со сладостями и просил раздавать детям. Сам настаивал, чтобы не говорили, от кого. Однако однажды соседские дети догадались. Пришли и принесли рисунок. Мне было приятно, хотя я люблю делать подарки, не ожидая благодарностей, оставаясь инкогнито».

Дальше для беседы Владимир приглашает в свой кабинет. Небольшая комната, полностью заложенная книгами. За ними не видно стен.

Показывает среди них самую дорогую и старейшую семейную реликвию — паспорт дедушки, выданный в царские времена. Надеется, что его сохранят внуки.

Кровь для рожениц

Владимир родился в год провозглашения победы, в 1945-м. Его мама пережила оккупацию, все время работала на хлебном заводе, замешивала тесто. Буханки передавали на фронт. Отец мужа несколько раз убегал из плена. Владимир запечатлел эти воспоминания на годы. Еще хорошо помнит, как впервые пошел в школу.

«Напротив моего дома была хорошая школа, но женская, чуть дальше мужская, но она была переполнена. На соседней улице была неполная средняя школа, но полуразрушена. Я пошел туда и первые два класса проучился в коридоре. Потом нас перевели в другую школу».

Парню хорошо давалось рисование. В 1963 году окончил Днепропетровский энергостроительный техникум по специальности техник-архитектор, а затем поступил в Днепровский университет на физико-технический факультет. Правда, на вечернюю форму обучения, чтобы днем работать.

Вспоминает, как-то одна преподавательница сказала, что создают Это лаборатория при университете, которая тесно сотрудничала с Южным машиностроительным заводом и другими промышленными объектами, подчиненными оборонному министерству общего машиностроения. Это подразделение современного ДНУ имени Олеся Гончара было засекреченным, сотрудники получали соответствующий инструктаж о неразглашении рабочей информации. Владимир в этой лаборатории работал в области порошковой металлургии. В частности, разрабатывал материалы для узлов трения корабельного артиллерийского оружия и беспилотные летательные аппаратыновую лабораторию и ищут специалистов. Владимир пошел туда и задержался на долгие 25 лет.

Когда он рассказывает о беспилотниках, я думаю о «мавиках» и «шахедах». Но мужчина имел с этим дело более 30 лет назад, поэтому о нынешних технологиях речь не шла.

Чтобы получить необходимые для работы металлы, Владимиру пришлось поездить по Союзу. Все под грифом «секретно». Больше всего не понимал чрезмерной бюрократии.

«Приходилось много ездить в Вильнюс, в Ригу, почти по всей россии. В нашей лаборатории отдел сбыта существовал только теоретически. Если мне для научной работы что-то было нужно, приходилось самостоятельно искать.

Приведу пример: на приборе “Имаш” должна быть вакуумная камера, и мне под микроскопом нужно было смотреть, что происходит в металле во время нагревания. Чтобы взять пленки, я писал в министерство письма, потом — через фонды в Москве. Никто не поощрял, напротив, ставили палки в колеса».

Рядом с лабораторией, где работал Владимир, была больница и родильный дом.

«Однажды в наш отдел пришел секретарь комсомольской организации и спросил, кто мог бы сдать кровь для рожениц. Это был примерно 1965 год. Мы все в тот день пошли сдавать кровь. Во-первых, чтобы помочь молоденьким матерям, а во-вторых, так мы могли в рабочее время выйти за пределы закрытого предприятия. Это было тогда редкостью».

«Заразился донорством»

Мужчина мало интересовался медициной, однако с 1976 года начал активно сдавать кровь. Имеет вторую положительную группу. Говорит, только возвращался в Днепр после долгих командировок — ноги сами несли на станцию переливания крови. Владимир показывает мне свою записную книжку, в которой отмечены все донации.

«Однажды я уже заразился донорством. Во второй раз сдал кровь во время службы в армии, потом еще и еще… Всегда себя хорошо чувствовал, ни разу не терял сознания. Соблюдал важное правило: за день до сдачи крови не ел ничего жирного, а об алкоголе и речи не могло быть.

Если человек становится донором, то должен думать о тех, кому эту кровь или плазму будут вливать. Поэтому для того, чтобы не навредить больному, нужно соблюдать здоровое питание. Если человек перед сдачей плазмы ел что-то жирное или употреблял алкоголь, толку от такого донорства не будет, потому что такая плазма сразу портится».

Именно в донорстве Владимир нашел свой смысл жизни. Поддерживала и супруга, с которой он прожил 50 лет, также дети. Дочь даже нарисовала эмблему для Станции, которую можно увидеть сразу у входа. Как-то мужчина предложил стать донором троюродному брату — тот тоже согласился.

«Впоследствии он стал почетным донором Украины. А главное, что на станции переливания крови нашел себе девушку. Еще я смог поощрить своего коллегу.

Раньше я не знал, кому вливают мою кровь. Сейчас есть сайт "Донор.Ua", и я могу выбрать, кому именно хочу передать кровь. Я печатаю себе на бумаге инициалы и приношу с собой на станцию».

«Сдал крови на несколько бочек»

Владимир показывает, как снял всю процедуру сдачи крови. Мужчина с портфелем подходит к регистрации, затем проходит в кабинет лаборатории. Сдает кровь с пальца, затем направляется к врачу, где проводится опрос, осмотр, и получает допуск для донации. Такую процедуру Владимир проходит каждый раз вне зависимости от количества сдач.

За почти 48 лет донорства мужчина отдал на спасение жизни более 650 литров крови. И в этом году установил рекорд Украины.

«Как сказал мне один врач, я уже заполнил собой несколько столитровых бочек», — улыбаясь, делится мужчина.

У Владимира много знакомых доноров в США, Израиле и странах Европы. Говорит, что они сдают кровь 1-2 раза в год. Сам мужчина приходит на Станцию каждый месяц.

В 2006 году он получил звание Героя Украины за донорство. Мужчина, сморщив лоб, уверяет меня, что чувствовать себя нужным ему важнее, чем получать награды.

«Я не люблю излишнего внимания. Сейчас во время войны многим воинам нужна кровь. Эти обстрелы — ужасные. И я рад, что у меня пока принимают кровь — значит, я еще кому-то нужен».

В заключение он показывает мне статуэтку, которую ему в свое время подарили, и просит обратить внимание на надпись.

«Руки, которые дают помощь, святее молящихся уст».

Автор: Леся Родина