Журналист Ткач ответил на обращение в СБУ из-за его расследования по поводу «Спецтехноэкспорта»: Удачи в поисках источников

Журналист «Украинской правды» Михаил Ткач говорит, что компания «Спецтехноэкспорт», о которой он делал расследование, окончательно отказала в проведении проверки закупок. По его мнению, это означает, что есть риск не узнать о переплате за вооружение, которое компания должна была закупать.

Об этом он написал в своей колонке.

Ткач говорит, что после публикации его материала в ведомствах, о которых шла речь, проводили «срочные совещания» в поисках тех, кто общался с журналистами. По его словам, речь шла «не о разборе фактов» журналистского материала, а о том, кто эти факты рассказал.

«Я считаю, что вся правоохранительная мощь государства должна работать не на предотвращение дальнейших утечек общественно важной информации, а на искоренение коррупции в сердце украинской обороноспособности для того, чтобы там не осталось позорных фактов и, соответственно, общественно важной информации», — говорит журналист.

Также он рассказывает об «отсутствии процессуальных последствий» для всех причастных, причиной которых, по его мнению, является «отсутствие политической воли».

«И здесь сюрприз для всех, кто качал маятник общественного мнения в противоположную сторону: мол, это борьба Офиса президента с генералом Будановым. Мы не зря несколько раз повторяем в материале, что этой общественно важной темой занимаемся с начала года. […] Пообщались со всеми. Поэтому удачи в поисках источников», — отметил Ткач.

Он добавил, что до сих пор нет однозначного ответа, знали ли в Министерстве обороны и в Офисе президента о том, что происходит с закупками у ГУР МО.

Что предшествовало?

Журналисты-расследователи «Украинской правды» выяснили, что компания «Спецтехноэкспорт», которая с началом большой войны стала закупать оружие из-за границы в Украину, переплачивала за купленные товары миллионы евро. Кроме того, компания неоднократно просрочивала сроки поставок.

В августе 2022 года компанию передали под руководство Главного управления разведки. По словам руководителя «Спецтехноэкспорта» Алексея Петрова, тогда потребовалась компания, «государственная структура закрытого типа с соответствующими специалистами внутри», которая будет возить технику из стран, военно-политическое руководство которых не очень хотело, чтобы она оказалась в Украине.

Однако после двух лет работы министр обороны Рустем Умеров объявил, что «Спецтехноэкспорт» переходит обратно к Минобороны. 6 августа Минобороны впервые за эти два года инициировало аудит компании. Но, как сообщил Умеров, проверка столкнулась с «существенными препятствиями» — аудиторам ограничили доступ к документам и системе учета, задерживали предоставление информации и ответы на запросы. Поэтому Минобороны забирает компанию под свое управление.

УП со ссылкой на источники утверждает, что, пока у руководителя ГУР Кирилла Буданова «были хорошие отношения с политическим руководством», проверки блокировались, а Минобороны продолжало давать Агентство оборонных закупок Министерства обороны УкраиныАОЗ распоряжение покупать через «Спецтехноэкспорт». А когда у Буданова требовали уволить Петрова, получили отказ.

Петров отметил, что в компании ежегодно проводят аудит — ГУРовский (то есть внутренний) и компанией извне. Он заявил, что Минобороны впервые за два года проверяет компанию, потому что не имеет права проверять предприятия в сфере ГУР, а нынешняя проверка — совместная.

В настоящее время Умеров анонсировал, что все компании-специмпортеры, например «Спецтехноэкспорт», будут ликвидированы, а все процессы — переведены к АОЗ «во избежание дублирования функций и для обеспечения эффективности».

После публикации расследования Петров обратился в Службу безопасности Украины ведь, по его словам, в материале обнародовали «чувствительную служебную информацию».