В 2030 году Украине может не хватать 100 тысяч учителей: 40% преподавателей хотят покинуть эту профессию
До 2030 года более 40% учителей планируют покинуть эту профессию. Таким образом, к началу десятилетия Украине будет не хватать 108 тысяч преподавателей.
Об этом говорится в исследовании «Учителя Украины: кадровый потенциал».
Отмечается, что среди студентов, которые обучаются по педагогическим специальностям, только половина планирует работать в школе в ближайшие годы. А из-за низкого престижа профессии за последние 6 лет средний вступительный балл на педагогические специальности снижался.
В исследовании указывается, что в городах и селах количество учителей уменьшается. Так, в результате полномасштабного вторжения учительский состав сократился на 12% — почти 40 тысяч учителей. Другой проблемой является старение преподавателей: средний возраст украинских педагогов составляет 45 лет, а более 30% учительского состава — это преподаватели предпенсионного и пенсионного возраста. Среди учителей больше всего женщин, их 86%.
Исследование также показало, что только 47% учителей удовлетворены своей работой, а большинство педагогов — 80% — считают, что общество не ценит их труд. Впрочем, преподаватели в основном удовлетворены отношениями с учениками, коллегами и родителями.
Среди самых больших проблем педагоги выделяют бюрократию, низкую заработную плату и большую нагрузку. Только 12% удовлетворены уровнем заработной платы, а 94% высказались за сокращение бюрократической нагрузки как главный мотиватор.
Об исследовании
Проект реализовало Исследовательское агентство Fama по заказу и в сотрудничестве с ОС «Освитория» в 2023-2024 годах. Исследователи делали запросы в учреждения и сбор открытых данных; проводили интервью и пир-групповые дискуссии; онлайн-опрос действующих учителей (объем выборочной совокупности составил 2500 учителей) и онлайн-опрос студентов педагогических специальностей (объем выборочной совокупности составил 400 студентов).
Дискуссии и интервью проводили в онлайн-формате среди студентов педагогических специальностей, практиков (педагоги, непосредственно вовлеченные в образовательный процесс и работу в Учреждения общего среднего образованиУОСО сейчас или в прошлом), визионеров (эксперты по разработке политик без опыта работы в УОСО). В общей сложности были проведены 4 пир-групповые дискуссии и 39 глубинных интервью.