«Были слышны крики»: россияне пытали журналистку Глуховскую, которую содержат в неволе уже более 2 лет — «Следствие.Инфо»
Мелитопольскую журналистку Анастасию Глуховскую, которую еще в августе 2023 года задержали россияне, до сих пор содержат в заключении, но так и не предъявили обвинений.
Об этом говорится в расследовании «Следствия.Инфо».
Еще 20 августа 2023 года сотрудники российской Федеральной службы безопасности ворвались в квартиру мелитопольской журналистки Анастасии Глуховской и захватили ее. С тех пор с ней нет связи.
Как рассказала главный редактор «РИА Юг» Светлана Зализецкая, после начала оккупации некоторые редакции закрылись из-за опасности, это же издание продолжало писать. Впоследствии вся команда уехала, кроме Анастасии Глуховской и Георгия Левченко.
Уже через два месяца ФСБ сообщила, что мелитопольских «агентов» задерживали сотрудники спецслужбы. Хотя тогда в официальном письме ФСБ ответила родным Глуховской, что ее не задерживали.
Сначала ее содержали в подвальном помещении предприятия «Руслан-комплект», которое оккупанты превратили в пыточную. Журналисты разыскали женщину, которую содержали там вместе с Анастасией. Она рассказала, что пленную медийщицу пытали.
«Я давала ей лекарство. Она сказала, что ее тоже током пытали. Крики были слышны. Когда Настю к нам привели, она всегда лежала. И охранник приходил и говорил: "Елена, присмотри, пожалуйста, за Настей. Если будет плохо — стучите". Так он просил», — вспомнила женщина.
Впоследствии Анастасию этапировали в СИЗО №2 в Таганроге. Ее знакомая рассказала журналистам, что из-за гормональных изменений у женщины происходили колебания веса. Также журналистка нуждалась в лечении обострившегося конъюнктивита из-за ненадлежащих гигиенических условий в изоляторе.
«Следствие.Инфо» нашло свидетеля, который знает, что после Таганрога Анастасию Глуховскую этапировали в СИЗО №3 в Кизеле Пермского края рф. Там зафиксировали по меньшей мере две смерти украинских пленных — городского головы Днепрорудного Евгения Матвеева и журналистки Виктории Рощиной.
По информации источников проекта в правоохранительных органах, медийщицу перевезли в этот изолятор 30 августа 2024 года.
«Нас привезли в Кизел где-то в конце ноября — начале декабря. Я заболел. Там, как только ты проснулся, включали гимн [россии]. Включился гимн, и я впервые за 28 лет потерял сознание. Потом меня повели к врачу, сделали флюорографию. Оказалось, что у меня то ли воспаление легких, то ли пневмония была. Меня водили в больницу на инъекции. Я стоял ждал своей очереди и услышал фамилию Насти», — рассказал освобожденный военнопленный Евгений Шолудько.
Это единственный случай, когда он слышал в Кизеле Анастасию Глуховскую. Однако, по его словам, из женских камер неоднократно раздавались крики: «У нас на этаже были женщины, потому что мы слышали женские голоса. Кричали также, было слышно».
Евгений Шолудько также рассказал, что в СИЗО Кизела была отдельная камера для пыток.
Международная организация «Репортеры без границ» посылала запросы в СИЗО в Кизеле, Минобороны рф и Федеральной службы наказаний с вопросами о том, где содержатся Анастасия. Однако ни от одного из учреждений ответа не получила.
«Анастасия Глуховская заключена в инкоммуникадо (статус, когда не признают факт задержания и не выдвигают никаких обвинений — ред.). Это значит, что мы не знаем, где она, какая ситуация у нее. И россия никогда не подтверждала, что она заключена в них», — говорит представитель «Репортеров без границ» в Украине Полин Мофре.
А в распоряжении «Следства.Инфо» оказалось письмо от Следственного комитета, которое фактически означает, что за два года в неволе Глуховской так и не выдвинули ни одного официального обвинения.
Напомним, в августе 2023-го в Мелитополе оккупанты задержали по меньшей мере четырех журналистов и авторов на Telegram-каналах. Кроме Глуховской и Левченко тогда в неволе оказались Яна Суворова, Владислава Гершон и Евгений Ильченко.
Медийщики, которых удерживает россия
По данным Национального союза журналистов Украины, по состоянию на август 2025 года в российском плену находится, по меньшей мере, 28 гражданских работников медиа. Кроме того, россия содержит по меньшей мере 1 представителя медиа из мобилизовавшихся в ряды Сил обороны Украины.
Постоянный представитель Украины при международных организациях в Вене рассказывал, что в общей сложности с 2014 года по меньшей мере 112 украинских и иностранных журналистов задержали или взяли в заложники российские силы, передает «Укринформ».