«Два года хочу попасть к психологу. Я увидел в интернете, что мне помогут», — о мечте 11-летнего мальчика, депрессии, которая передается по наследству, и психиатрах, которых можно не бояться

Когда мне было лет 35, я впервые записывалась онлайн к психологу и в последнюю минуту отдернула руку от кнопки ноута. «Я ведь нормальная. Туда идут, когда совсем “ку-ку"». С тех пор я свое мнение поменяла, как и поменяла с десяток психологов. Сейчас к ним и психиатрам ходят, как к любым другим врачам. А рассказывать о своих проблемах с ментальным здоровьем из-за социальных сетей стало нормой, а не стыдом. К сожалению, диагноз «депрессия» все чаще вижу у своих знакомых. А с недавнего времени — и у их детей.

Сегодня о ней — о детской депрессии: как ее распознать, как лечить и что будет, если проигнорировать.

Разговариваем с психологом Ольгой Голубицкой и детским психиатром Оксаной Михняк. Первая имеет 15 лет опыта, вторая — 8.

Как давно существует детская депрессия?

Понятие «детская депрессия» появилось в употреблении врачей довольно давно, равно как и обычная депрессия.

По словам Ольги Голубицкой, о детях стали больше заботиться и интересоваться ими после 1989-го, когда была принята Конвенция ООН о правах ребенка. Там определили права на игру, досуг, развитие, право на выражение своего мнения, защиту от насилия и пренебрежения. Фактически после этого родители стали понимать: их обязанность — дать ребенку не только еду, жилье и одежду, но и другие вещи, которые могут быть важными для ребенка. Для украинских врачей детская депрессия кажется новым диагнозом, потому что в Советском Союзе такого понятия, как «депрессия», пытались не диагностировать в принципе, тем более детскую. О ребенке говорили, что он ленивый, неадекватный, его нужно лучше воспитывать, его нужно в лагерь или еще куда-то.

А когда в стране стало больше просвещения, то и взрослые стали обращаться к врачам за помощью, стали более внимательными к детям и их состояниям, потому что оказалось, что они тоже способны на глубокие чувства.

Разница между детской депрессией и взрослой

Разница есть. Не потому, что это какая-то другая болезнь, а потому что есть определенные особенности, определенные факторы, влияющие на то, как депрессия проявляется у ребенка.

«Мозг ребенка находится еще в процессе созревания. А префронтальная кора, отвечающая за контроль эмоций, за планирование, за торможение импульсов, за контроль поведения, у детей не сформирована. Поэтому они могут хуже понимать, что с ними происходит, хуже регулировать свои эмоции. Поэтому очень часто признаки депрессии у детей проявляются наружу через поведение и телесные симптомы. Часто у них есть жалобы, что болит голова, живот, есть тошнота. А так можем наблюдать вспышки гнева, проявления агрессии, частые истерики», — рассказывает психиатр.

Следует также отметить, что дети воспринимают мир через призму взрослых, преимущественно родителей, и их опыт. Поэтому они зависимы от внешних факторов, от безопасности в семье, от стабильности среды и отношений со взрослыми. И соответственно — гораздо более уязвимы к стрессу. Взрослые же — уже сформированные личности с определенным жизненным опытом, навыками справляться со стрессом, решать проблемы.

Очень часто также у детей, в отличие от взрослых, депрессия проявляется апатией и пониженным настроением, может сопровождаться симптомами тревоги, у них возникают страхи, различные фобии.

То есть когда с депрессией сталкиваются дети — это влияние на процесс формирования личности, на их самооценку, на их ощущение безопасности в мире.

«Последствия могут быть гораздо более глубокими и длительными, когда депрессия начинается у детей. Я приведу пример о дереве. Взрослый человек — крепкое, взрослое дерево с толстым стволом и широкой кроной. Депрессия — это ветер или буря. Она потрепает это зрелое дерево, где-то оборвет листья, обломает мелкие ветки, но ствол остается, дерево устоит. А вот дерево-ребенка буря может надломить. То есть депрессия влияет на формирование личности ребенка. И это влияние может быть очень существенным», — уверяет Оксана Михняк.

Психиатр Оксана МихнякПредоставлено hromadske

Причины депрессии: передается по наследству

Чтобы возникла депрессия у ребенка, необходимо влияние нескольких факторов.

Биологический (наследственные, генетические, биологические особенности): это то, с чем ребенок рождается, как работает его мозг, какой у него темперамент. Кто-то более чувствительный, более уязвимый к стрессовым событиям, кто-то склонен истощаться больше. И здесь есть генетическая предрасположенность. Если один из родителей имеет депрессию, риск развития депрессии у ребенка примерно в 2-3 раза выше. Но наличие генов не значит автоматически, что депрессия будет. Это только склонность.

«Дефицит витаминов может влиять на настроение и общее самочувствие и вызывать симптомы, похожие на депрессивные, или осложнять течение депрессии, — комментирует психолог. — Например, недостаток ферритина — это запасы железа в организме. Человек думает, что он ленивый, а у него показатели минимальные. То есть нет железа, кислород не передается нормально по организму, возникает кислородное голодание. От этого все процессы работают хуже. Человек не способен обработать информацию, не способен к простым действиям.

Поэтому психиатры, в идеале, если диагностируют депрессию, кроме тестов, скажут сдать анализы и, возможно, посетить других специалистов, например эндокринолога. А уже после этого назначают препарат, который будет работать адекватно.

Оксана Михняк согласна с коллегой: «Да, состояние здоровья может влиять на поведение ребенка, на его настроение. Нам обязательно важно исключить все другие причины, которые могут провоцировать похожие симптомы».

Второй фактор — психологический, это о внутреннем мире ребенка. Это его убеждения о себе, это его образ мышления, это его способ реагировать на трудности, его самооценка, его способность к эмоциональной регуляции, которые сформировались на его возраст, когда возникла депрессия.

И третий — социальная среда. Все вокруг ребенка. Стрессовые факторы: буллинг в школе, переезды, отсутствие поддержки, отношения между сверстниками, потеря близких.

Интересно, что социальная среда может являться фактором риска возникновения депрессии, а может и поддержать. Если, например, в семье теплые отношения, если в школе все хорошо, ребенок имеет доброжелательные отношения со сверстниками, это может уберечь ребенка от депрессии. И превзойти первые два фактора, если они имеют место.

Самый юный возраст, с которого диагностируют депрессию

«Детская психика очень гибкая. Она заточена на выживание и поиск выхода. Чтобы сломать этот мощный механизм, нужно очень постараться. Поэтому дети выживают в самых худших семьях, переживают ужасные истории насилия. Раньше считали, что зов к жизни с его познавательными процессами, игровой деятельностью должны компенсировать стресс и другие сложные процессы и он не может себя повредить. И что депрессии и суицидальные мысли — это самый высокий пик депрессии — не могут быть до 10 лет, — говорит психолог. — Но сейчас бывает, что дети хотят умереть иногда и в 7 лет. К этому может привести очень сильное физическое и психологическое насилие, игнорирование, когда даже базовые потребности не закрываются, наказания. И ребенок перестает видеть вообще возможность быть здесь, жить здесь».

У Ольги Голубицкой есть взрослые клиенты, которые рассказывали, что они в 5, 6, 7 лет хотели умереть и писали, делали какие-то заметки, что у них есть такое желание. И это длилось год. То есть ребенок находился в суперужасном состоянии и переживал такие трудные для себя процессы.

Признаки депрессии у детей: от апатии до «мыться в падлу»

Депрессия у детей проявляется изменениями в поведении — появляется необычная раздражительность без причины, ребенок не хочет того, что ему раньше нравилось: играть, читать книгу или смотреть фильм. Исчезает то, что делало их ими.

Пять лет ребенок любил мультик и вот: «Я ничего не хочу, я ненавижу, не трогайте меня, не подходите ко мне. Мне ничего не хочется, мне ничего не нужно, меня ничего не интересует».

То есть это снижение уровня энергии и отсутствие даже тех желаний, которые доставляли удовольствие. Они будто не генерируются или начинают фиксироваться там только на еде или на какой-то компьютерной игре. Возникает определенная навязчивость.

Возникают соматические жалобы, боль в животе, головная боль, не имеющая медицинской причины. Родители часто говорят: «Мы уже прошли все обследования, у нас все хорошо, а ребенок каждый день жалуется, что у него что-то болит».

К апатичности, потере интереса к тому, что раньше интересовало, и к изменению пищевого поведения добавляется смена коммуникации, смена в одежде, в гигиене. Могут перестать мыться: «Мне в падлу». И это не бунт: если ты с ними поговоришь, скажут: «Я просыпаюсь утром, и у меня уже нет сил. Я заставляю себя идти в школу, но там я сплю». И могут появляться ночные кошмары.

Ребенок может высказываться о себе негативно: «Я плохой, ненужный».

Из-за ухудшения телесных проявлений исчезает все то, что позволяло хорошо жить, функционировать. Но в любом случае это будет яркое изменение того, что его делало личностью. Внимательные родители заметят это.

У подростков возникает рискованное поведение: злоупотребление алкоголем либо другими психоактивными веществами. Также у них часто встречается такой симптом, как самоповреждение. Это когда дети себя режут, колют, кусают, прикуривают себя сигаретами, ставят себе синяки и т. д. с целью преодолеть невыносимую душевную боль. Подростки хорошо это прячут — например, за длинной одеждой, — и нужно внимательно за ними наблюдать.

Психиатр отмечает: чтобы диагностировать депрессию, должна быть совокупность симптомов, которые наблюдаются более двух недель и не объясняются другими причинами.

До 12 лет депрессия менее распространена, а вот после 13, с началом подросткового возраста, количество пациентов растет. Интересно, что до 12 лет симптомы депрессии имеют поровну девочки и мальчики, а после 13 девушек становится вдвое больше.

Одним из факторов, по которому можно проверить, есть ли депрессия у ребенка или взрослого, является невозможность сгенерировать картину будущего.

«Если ты не можешь увидеть свое будущее, не можешь представить, даже если очень стараешься. Но если ребенок, например, в 6-7 лет рыдает, но у него есть мечта стать балериной или художницей, то, скорее всего, у него кризис, какие-то тяжелые переживания, но у него есть что-то, куда он сможет двигаться. А если приводят ребенка, который так и говорит, что “я иногда не хочу жить, я не понимаю почему” — это очень серьезно», — отмечает Ольга Голубицкая.

Разница между возрастными кризисами и депрессией

Как понять: у ребенка кризис, например, 3 или 6 лет, или пубертат, где всегда есть кризис, или депрессия?

«У детей до 12 лет кризисы — это временное состояние, — объясняет Оксана Михняк. — Они не влияют на функционирование ребенка, в отличие от депрессии, которая длится долго. У детей во время кризиса часто есть перепады настроения, они проявляют упрямство, протестуют, очень эмоциональны, но они быстро восстанавливаются. То есть эти вспышки не растянуты во времени. Условно, ребенок переживает сильные эмоциональные всплески, но потом радуется, играет, просит игрушки, спит, ест. Тогда мы говорим, что это может являться симптомом кризиса. Но когда раздражительность, протесты постоянны, продолжаются более двух недель, то это может быть депрессия или признак другого расстройства, здесь уже стоит обратиться к врачу для выяснения причин.

Подростки могут быть раздражительными, отстраненными, могут протестовать. Это такой период поиска себя, того, какой я, как я себя воспринимаю, как меня воспринимают другие. Это время сепарации, отделения от родителей. Несмотря на это, ребенок имеет свои увлечения, не изолируется социально, поддерживает контакт, связь с друзьями. Когда мы говорим о депрессии, то есть и подавленность, и социальная изоляция, если ребенок закрылся и ни с кем не общается. Его хобби его больше не интересуют».

Как лечат депрессию?

Первый шаг — хорошая диагностика. Если родители заподозрили изменения в поведении ребенка, важно обратиться к врачу-психиатру.

«Мы не страшные. Мы очень любим свою профессию, с радостью помогаем родителям и детям», — смеется Оксана Михняк.

Когда психиатр видит низкую пороговую выраженность симптомов, не достигающих уровня депрессии, за ребенком наблюдают. Никаких медикаментозных вмешательств. Периодически специалист встречается с ребенком и родителями, которым напоминает, что очень важно иметь хорошие отношения в семье и проводить время вместе. Через некоторое время повторно оценивается состояние и выбирается дальнейшая тактика лечения.

Начинают лечение с психотерапии. При умеренных и тяжелых симптомах рекомендуется комбинация медикаментозного лечения и психотерапии. Это дает лучший эффект в лечении. Дозировка антидепрессантов подбирается индивидуально, в зависимости от возраста, от реакции ребенка на лекарства.

Не существует детских АД, и не обязательно ребенку назначат меньшую дозу.

По словам психиатра, примерно треть ее клиентов (напомним, это только дети) обращаются именно с симптомами депрессии

Если эту болезнь не лечить, это может повлиять на дальнейшую жизнь, на то, как человек реализуется, как он будет строить отношения с другими, как он будет справляться с вызовами.

Также если не лечить депрессию, то есть не давать навыков предупреждения, тогда риск рецидива, повторения симптомов возрастает.

Можно жить, не леча депрессию, но вопрос — насколько качественной будет жизнь.

Во время войны детских депрессий стало больше

Оксана Михняк отмечает, что до полномасштабного вторжения распространенность депрессий у детей и молодежи в Украине соответствовала европейской. То есть примерно 12% детей имели симптомы депрессии.

«Пока достоверных данных нет. После 2022 года исследования преимущественно имели скрининговый характер и не были масштабными. Признаки депрессии обнаружены более чем в 32% опрошенных подростков (данные по состоянию на 2024 год). Это означает, что война и ее факторы — боевые действия, переезды, недостаток сна, стрессы — становятся мощным фактором риска развития депрессии».

Психолог Ольга Голубицкая по своему опыту констатирует, что из-за войны ухудшился контакт с родителями:

«Часто потому, что родители очень истощены всеми процессами и проблемами, которые нужно закрыть. И нередко приводят на консультацию ребенка не с депрессией (хотя это выглядит так), а там просто нарушен контакт, доверие, границы, быт. Это можно регулировать».

По ее словам, современные дети неплохо идентифицируют свои эмоции, их учат уже из садика. Они осведомлены. Бывает, что ребенка в 3,5 года приводят и психолог говорит: «Ты бросаешь игрушки. Мне кажется, что это похоже на злость». — «Нет, я сейчас грущу». Специалист: «Окей, значит, это так выглядит твоя грусть». Или в 6 или 7 лет могут сказать: «Я чувствую себя одиноким, никто не обращает на меня внимания. Я часто играю один или одна».

«Дети сейчас осведомлены, и даже в раннем возрасте могут что-то довольно интересное и ценное сказать о себе. Я работаю в благотворительной организации, и есть семьи, где родители с алкоголизмом, где с детьми никто не говорит об этом. Но ребенок знает через садик, через школу, а также через YouTube. У меня был 11-летний мальчик, который приходил и говорил: “Я уже два года мечтаю попасть к психологу. Я увидел в интернете, что мне помогут“.

И это все благодаря доступу к информации, дети в 9-10 лет могут рассказать о себе и своих чувствах лучше, чем человек, которому 40.

И потому, что дети осведомлены, они довольно быстро говорят о нарушениях. Могут даже в школе друг другу подсказать, даже в младших классах: “Ты нарушаешь мои границы”. Или: “Надо мной совершают психологическое насилие или буллинг”.

Огромный плюс этой осведомленности в том, что дети теперь знают, что могут позвонить в полицию или в социальную службу и сообщить, что у них что-то происходит дома, и быть спасенными», — подытожила Ольга.

Оксана Михняк с ней согласна:

«Я работаю в центре здоровья и развития “Круг семьи“, и у нас на сайте есть страница всех наших специалистов, так у меня уже несколько случаев было, что дети специалистов выбирают сами. Меня радует, что они такие внимательные к своему состоянию».