«Тендерные тролли», гнилой картофель и сорванные поставки. Удалось ли Государственному оператору тыла за год навести порядок в тыловом обеспечении армии
Об идее создания двух отдельных агентств для управления тыловыми и оборонными закупками Министерства обороны Украины я впервые услышала от тогдашнего министра обороны Алексея Резникова. Она стала ответом на резонансный скандал с яйцами по 17 грн. Суть реформы заключалась в разграничении функций формирования закупочной политики и ее реализации, что позволило бы снизить коррупционные риски. Однако путь к реализации этой идеи оказался сложным.
Суть реформы
Создание Государственного оператора тыла (ГОТ) и Агентства оборонных закупок (АОЗ) должно было изменить эту систему. Агентства начали внедрять современные механизмы закупок, а Министерство экономики сыграло ключевую роль в том, чтобы определенные процедуры стали прозрачными (сейчас это не касается АОЗ — закупки оружия по понятным причинам засекречены). Благодаря этому, общественность получила возможность мониторить тендеры на платформе Prozorro.
Трудности реализации
Несмотря на положительные изменения, реформа не разрешила все проблемы. К примеру, в тыловых закупках остаются системные трудности:
1. Качество снабжения. В разные регионы одни и те же компании привозят продукцию неодинакового качества. Так, например, в Донецкой области воинские части получали низкокачественные продукты. Я видела там ноунейм-консервы, которые невозможно есть; колбасу без какой-либо маркировки (хотя этот же поставщик привозит в воинские части Киевской области колбасные изделия ТМ «Глобино») или гнилой картофель. Или когда из 10 килограммов мяса после размораживания остается 6, потому что 4 — это вода. И альтернативы этим продуктам там, где продолжаются активные боевые действия, часто просто нет, чем поставщики и пользуются.
2. Система работы по каталогу. С начала своей работы Общественный антикоррупционный совет при Министерстве обороны призывал поставлять товары не по каталогу, как сейчас (а это почти 360 обязательных позиций, которые должен закрыть один поставщик), а в соответствии с категориями — когда мясокомбинат может поставлять мясо, а молочный комбинат — молочные продукты. Пока что в этом мы поддержки не нашли.
3. Проблемы с логистикой. Очень часто военные жалуются на несвоевременные поставки продуктов. А для зоны боевых действий это особенно важно. Почему это происходит?
Потому что начальники продовольственных служб пишут заявки за 10 дней до вероятной даты поставки, учитывая набор продуктов на неделю. То есть, условно, на первую неделю декабря меню планируют за десять дней — до 01.12. После дня поставки воинская часть должна развести по всем своим пунктам доставки, а иногда речь идет об около 50 пунктах, и на это нужно время. Все нужно сделать до начала недели питания.
Как все происходит на практике? Поставщик задерживает поставки на 3-5 дней или привозит продукты, которые начпрод не может принять по их несоответствию техническим описаниям (отсутствуют сертификаты на мясо, овощи гнилые и т. п.), или товар поступает без ключевых продуктов (мяса, картофеля и т. п.), которые являются основой меню на неделю. И соответственно вся раскладка меню на неделю уже становится неактуальной.
Является ли это проблемой для воинской части? Безусловно. Несут ли поставщики за это ответственность? Если учесть низкие штрафы, можно сказать, что не несут, потому что если бы штраф в 0,1% стоимости недопоставленного товара для поставщиков был критическим или болезненным, то они бы не злоупотребляли этими нарушениями.
4. Технические описания продуктов. В Минобороны сопротивляются их замене. А общие технические описания продовольствия дают поставщикам широкое пространство для манипуляций. Условный пример технического описания: помидоры в диаметре — не менее 4 сантиметров. Или в консервированных огурцах допускается не более 50% рассола. То есть нет детализации — вези, что хочешь.
Отдельная тема — сертификаты соответствия и протоколы испытаний. Уже неоднократно фиксировали случаи несоответствия сертификатов на поставляемую продукцию. Иными словами, поставщик для испытаний предоставляет одни образцы партии консервов, а поставляет совсем другие, прилагая сертификаты на продукцию надлежащего качества.
5. Манипуляции поставщиков. Следует отметить, что уже при первом цикле контрактирования ГОТ пытался навести порядок с поставщиками и сформировал четкий и целесообразный перечень критериев, которым они должны отвечать. К примеру, поставщик имеет склады для хранения различных категорий продуктов; способен обеспечить требуемое количество продуктов; имеет холодильные камеры, специальные автомобили — всю материально-техническую базу, необходимую для работы; системно обрабатывает свои составы от вредителей и грызунов.
Однако некоторые участники, например ООО «ТРЕЙД ГРАНИТ ИНВЕСТ» и ООО «КРОСС ПРАЙМ», считали такие критерии дискриминационными и подали в суд. В конце концов суд стал на их сторону, и ГОТ был вынужден вернуть старые квалификационные критерии и объявить новые торги. А после того, как были объявлены новые торги, они в последний момент отозвали свои предложения по тендерам. Указанные действия ГАС МО расценивают как картельный сговор. Как результат, ГОТ был вынужден пойти по процедуре заключения прямых договоров.
Также в тендерах принимали участие ФЛПы, которые давали самые низкие ценовые предложения, однако не могли бы выполнить контракты — не имели никаких мощностей и опыта. Это так называемые тендерные тролли от одного из крупных участников. Следовательно, мы можем предположить, что все эти проявления могут быть свидетельством заговора тех компаний, которые являются неизменными поставщиками Минобороны уже много лет. Среди них — компании Глиняной и Гринкевичей.
В частности, речь идет о взаимном представлении некорректной тендерной документации. Как это делалось: например, ГОТ объявлял тендер на закупку продуктов, четыре участника торгов из пяти подавали неправильно оформленные документы, поэтому победа доставалась правильно подавшему. А фактически все они представляли одного и того же поставщика.
Прогресс и будущее
Недавно ГОТ объявил закупки питания на 2025 год по пилотной модели. Она предполагает ряд изменений, в частности:
- отбор производителей на отдельные группы товаров планируется через закупочные площадки. То есть ГОТ может объявить закупки, например, яиц или мяса через Prozorro;
- заключение трехсторонних соглашений: ГОТ — поставщик — производитель;
- отгрузка будет производиться через распределительные центры с входным и выходным контролем качества. Распределительные центры может предоставить логистическая компания, работающая с ГОТ;
- осуществление регулярных аудитов мощностей изготовителей и поставщиков.
Однако ни один из участников на торги не вышел, и они были отменены. В настоящее время ГОТ проводит консультации с рынком, и я надеюсь, что все получится. Хотя на самом деле не очень верю в эксперименты, особенно когда к этим изменениям не очень стремятся в самом Министерстве обороны. Упоминаю один эксперимент, который проводили на базе отдельно взятой бригады. Тогда один изготовитель продуктов взял под опеку бригаду и в течение, кажется, трех месяцев обеспечивал питание своими силами. То есть, отбор поставщиков продуктов и торги состоялись исключительно под контролем предприятия. Согласно моим источникам, результаты были удивительными: стоимость обеспечения продуктами снизилась, а качество выросло в разы. В бригаде военнослужащие впервые начали есть масло вместо спреда и настоящую сметану. И так по большинству категорий продуктов.
Но есть одно «но»
Затем одиозный господин Начальник Центрального управления продовольственного обеспечения тыла Командование Сил логистики ВСУ, полковник Александр Козловский, против которого возбуждено уголовное производство.Козловский долго и воодушевленно рассказывал о том, что эксперимент не удался и вообще был ошибкой. Хотя так никто и не понял, в чем заключался провал. Поскольку чиновники не поделились документами, свидетельствующими об успешности или неуспеваемости этого эксперимента (хотя мы их об этом просили). Экс-замминистра обороны Виталий Половенко во время совещаний утверждал, что эксперимент неудачен и МОУ против переноса этого опыта на другие бригады.
Боюсь, что и эксперимент ГОТ может завершиться аналогично. Но мы скрестили пальцы и очень надеемся, что у ГОТ все получится.
Еще ГОТ ввел новые штрафы. Было 0,1% в день от недопоставки товара. Не доставили на 2 миллиона — заплатите 2000, что, конечно, немного. Теперь будут штрафовать на 0,5%, но этого недостаточно, чтобы поставщики относились к процессу ответственно. Думаю, адекватным должно быть 1%.
Несмотря на все вызовы, создание отдельных агентств — ГОТ и АОЗ — стало важным шагом к уменьшению коррупции и улучшению прозрачности. Однако реформы нуждаются в более глубоких изменениях в подходах к закупкам и логистике. От этого зависит не только качество питания наших военных, но и их боеспособность. У Украины есть шанс построить эффективную систему тылового обеспечения, но это требует последовательности, настойчивости и политической воли.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.