Кавказские пленники: два года до приговора Карпюку и Клыху
Как развивались события за эти два года?
26 октября 2016 года проходит аппеляционный суд по приговору украинцам Карпюку и Клыху, которых обвиняют в участии в первой чеченской войне. Как развивались события за эти два года?
Задержание
17 марта 2014 Николая Карпюка, заместителя лидера «Правого сектора» по идеологической работе, задержали на российской стороне границы между Брянской и Черниговской областями пограничники РФ.
Несколькими днями ранее на даче под Киевом верхушка «Правого сектора» решала, как действовать в связи с подготовкой аннексии Крыма. На этом совещании руководитель Киевской областной организации «ПС» Вячеслав Фурса предложил поехать и договариваться с россиянами на высшем уровне — назывались фамилии советников президента Владимира Путина, на которых, как заявлял Фурса, он имел выходы.
Такая встреча дала бы возможность решить вопрос с Крымом в пользу Украины. Ехать должны были Фурса и Карпюк. Впрочем, как утверждают сами участники, — все были против:
«Николай принял такое решение, он оказался на той территории. Хотя это было вопреки и моему решению, и решению тех людей, которые присутствовали там за день до его отъезда. Ну, а это была хорошо сработанная ФСБшных операция. Тогда стоял вопрос крымского референдума и поступили определенные предложения через человека, приближенного к Николаю, о том, что он может приехать, поговорить. И, возможно, даже тот референдум там каким-то образом был бы отменен», — рассказывал о происшествии Дмитрий Ярош.
Николай Карпюк. Грозный, Чечня. 2016
17 марта вместе с Карпюком задержали Вячеслава Фурса и его водителя. Двое последних вернулись через 15 суток. Фурс исключили из «Правого сектора». Андрей Артеменко, народный депутат и друг Карпюка, в разговоре с Hromadske.UA сказал, что в освобождении Фурсы и водителя помог Виктор Медведчук. А уже в феврале 2015 года Фурса был одним из организаторов «батальонного братства», которое жгло шины под АП, его тогда задержали за хулиганство, за что он находился около месяца в СИЗО.
21 марта 2014-го жене Николая Карпюка Елене пришло письмо от следственного комитета РФ о том, что ее муж задержан и обвиняется в причастности к преступлениям в Чечне. Елена считает, что Николая подставили.
Николай Карпюк с сыном. Фото из личного архива семьи
Преподаватель истории Киевской транспортной академии Станислав Клых был задержан 8 августа 2014 в одном из отелей российского города Орел. Там он встречался со своей девушкой. Ему разрешили только перезвонить маме, чтобы сообщить о задержании.
О Клыхе никто ничего не слышал 10 месяцев, пока адвокату Марине Дубровиной не удалось увидеться с ним в одиночной камере СИЗО Пятигорска. Тогда он написал письмо в Европейский суд по правам человека, в котором описал пытки, которым с него выбивали признание:
«Ко мне были применены незаконные методы дознания и следствия, выраженные в нанесение мне побоев и увечий в т. Числе с помощью наручников и электрического тока, длительного стояния на коленях, в результате чего на запястьях рук, коленях, голеностопной части ног имеются многочисленные шрамы. Также мне давали алкоголь, психотропные препараты, которые вводили внутривенно...
Пытки в городе Владикавказ проводились с интервалом в 2-3 дня, чтоб я мог отдохнуть, меня откармливали за это время, затем следовали пытки с применением тока... Помимо этого во Владикавказе меня по несколько суток держали на тюремном дворе, не давая ни воды, ни еды. В результате применения данных методов я был доведен до состояния дистрофии, не мог держать в руках ложку, ручку, поскольку кисти рук были вывернуты в результате приковывания к решетке...
В камеру зашел «Саша» (один из тех, кто пытал Клих — прим.ред), несколько раз ударил меня по ребрам и ногам и сказал, что на допросе я должен сказать, что я перерезал горло двум российским солдатам на площади Минутка».
Станислав Клых. Фото из домашнего архива
К Николаю Карпюку адвоката Докку Ицлаева пустили только через полтора года. На теле заключенного судмедэксперты зафиксировали 19 рубцов, подтвердили применение электротока и подвешивания наручниками к потолку. Подробнее о своем задержании и пытках Николай Карпюк написал в своих свидетельствах 29 сентября 2015.
Обвинения. Была Чечня?
Карпюка и Клыха обвиняют в том, что они были участниками формирования «Викинг», которое воевало на стороне Дудаева. По версии ГУ следом по Северо-Кавказскому округу РФ Карпюк был организатором этой группировки.
По утверждению обвинения, с 31 декабря 1994 по 2 января 1995 они убили по меньшей мере 30 и ранили 13 российских военных у Президентского дворца и на площади «Минутка». Следствие даже установило, что Клых за это время выстрелил 130 раз.
Николай Карпюк. Грозный, Чечня. 2016
Правозащитный центр «Мемориал», который работает в Чечне, детально проанализировал обвинительное заключение двух украинцев. В показаниях Карпюка и Клыха описываются жестокие пытки российских военных не только ими, но и Игорем Мазуром и Александром Музычко ( «Белым»). Приводим отрывок этих свидетельств:
«Он (Карпюк Н.А.) прошел в ту же комнату, где находились остальные пленные российские солдаты, и вывели оттуда первого стоявшего ближе к нему. Далее он у кого-то из находившихся парней из УНА-УНСО взял нож с изогнутыми клинком и этим ножом нанес один удар в живот данного солдата и, провернул нож внутри живота данного солдата, выдернул его назад, после чего солдат сразу же упал и перестал подавать признаки жизни. После чего, Мазур И. вывелм второго солдата и тем же самым способом издевался над ним, а именно вводил ему черенок от лопаты в задний проход».
Но, подняв свидетельства очевидцев, а также медэкспертов, которые осматривали все тела погибших во время событий зимы 1994 —1995 годов, правозащитники доказали, что следов вышеназыванных пыток на телах российских военных не было.
Российская пресса тогда рассказывала о других характерах издевательства, но и эту информацию впоследствии опровергли врачи, которые работали на месте, а также документы, предоставленные министерством обороны РФ. Поэтому, «Мемориал» пришел к выводу, что Карпюка и Клыха заставили подписать признание в убийствах и пытках под давлением.
Защитники заключенных украинцев. Май, 2016
Елена Карпюк, жена Николая Карпюка, убеждает — ее муж ни разу в жизни не был в Чечне. Он воевал в составе УНСО в Абхазии и Приднестровье, но не в Чечне.
Елена Карпюк. Интервью Hromadske.UA в июле 2015 года
В деле фигурирует дата 19 декабря 1994-го. В это время будто бы еще один член УНСО Игорь Мазур «Тополь» встретил Карпюка в Грозном. «Тополь», впрочем, уверяет, что в Грозный приехал только в начале 1995-го, а Карпюка там не было вообще:
«Если кто-то хорошо знает таких ребят, которые интересуются футболом, то я на те все дни - как раз киевский «Динамо» играл с «Баварией» — был на футболе, а не в Грозном. В Чечню я прибыл уже после Нового года, на Новый год там были эти боевые действия... Мы приехали на встречу с Сашей Музычко. Но Николая Карпюка там не было ни в декабре, ни в январе — он вообще никогда в жизни не был на территории Чечни», — рассказывает Игорь Мазур.
Наталья Чангули — украинская журналистка. В начале декабря 1994-го вместе с оператором была в составе украинской делегации на приеме в Грозном у Джохара Дудаева. Кроме съемочной группы в составе делегации были один из лидеров УНСО Анатолий Лупынис (ныне покойный), тогдашний народный депутат от УНА Юрий Тима и Александр Музычко («Саша Белый»). Последний тогда работал заместителем редактора ровенской партийной газеты УНА-УНСО и собирался заниматься в Чечне исключительно журналистской работой.
Тогда Лупынис, по воспоминаниям Чангули, фактически «подарил» Музичко Дудаеву. Но ни Станислава Клыха, ни Николая Карпюка среди украинцев не было. Чангули хорошо помнит Карпюка, у него тогда было ранение в ногу после участия в боях за Абхазию на стороне Грузии. Поэтому он с травмой и не мог бы поехать на войну в Чечню.
Юрий Тима, который был тоже в составе этой делегации, а потом еще несколько раз ездил в Грозный, рассказал, что именно он инструктировал всех унсовцев, как добираться в пылающий город. Тима утверждает, что знал каждого, кто ехал на войну. Ни Карпюка, ни Клыха в этом списке не было.
Станислав Клых тоже в свое время находился в рядах УНСО, откуда впоследствии вышел. В 1994-м ему был 21 год, он учился на 4-м курсе Киевского университета имени Шевченко. В то время, когда, по версии следом РФ, Клых стрелял в российских военных, он сдавал экзамены в вузы. Это можно подтвердить документально.
Станислав Клых. Грозный, Чечня. 2016
Но после давления и применения пыток Клых и Карпюк подписали признание, подтвердив также участие Дмитрия Яроша, братьев Тягнибок и даже Арсения Яценюка в «преступных группировках украинских боевиков» в Чечне. Это, а также свидетельство Александра Малофеева, легло в основу обвинения.
Александр Малофеев, стопкадр с видео Grozny.tv
Малофеев — единственный свидетель по делу Карпюка и Клыха. Украинский гражданин, осужденный за убийство на территории РФ в 2009 году и другие преступления. Срок его заключения 23 года. До задержания Карпюка и Клыха среди его обвинений не было тех, которые касались чеченской войны. Но в 2014-м Малофеев согласился сотрудничать со следствием и вспомнил Клыха и Карпюка: был в составе одной банды с подозреваемыми и участвовал в боях против российских военных.
Адвокат Станислава Клыха Марина Дубровина также рассказала, что Малофеев уже 6 лет сидит в одном из СИЗО Челябинска. У него ВИЧ 4 стадии, гепатит В и С, а также туберкулез.
Видеосюжет об Александре Малофееве на телеканале государственном телеканале Чечне «Грозный»
Александра Малофеева суд признал виновным еще в октябре прошлого года в участии в незаконных вооруженных формированиях на стороне повстанцев, убийстве российских солдат. Суд приговорил его к 24 годам тюрьмы (это к его 23-х, за которые он уже сидит по другим статьям).
«Для чего факты, если есть электрический ток»
Николай Карпюк во время последнего своего слова сказал:
«Для чего факты, для чего какая-то законодательная база, когда существует электрический ток.
А когда не получилось со мной, тогда мне сказали: все, что сделали с тобой, завтра сделают здесь с твоим малолетним сыном. И тогда я сказал так, я сказал, что все подпишу. Вы, может, думаете, что у меня какая-то есть злоба, агрессия к тем, кто меня преследует? Нет, господа, вы ошибаетесь. Я много раз молился и еще раз помолюсь за всех тех, кто подвергал меня пыткам, шантажировал жизнью сына, всех тех, кто меня судит и удерживает в неволе, чтобы Господь простил их. Потому что я не хочу держать в себе их ложь и злобу».
У Станислава Клыха за время сидения в одиночных камерах в разных СИЗО и из-за пыток начались проблемы с психикой, хотя медэксперты признали его вменяемым. Вместо последнего слова Станислав Клых хотел читать написанные им стихи, но судья его запрещал:
— Я буду стихи читать.
— Подсудимый Клых, я вам стихи читать не позволю.
— Почему? У меня есть про Владикавказ, у меня про Грозный нету ...
19 мая суд присяжных в Чечне признал украинцев Карпюка и Клыха виновными. При этом, по мнению коллегии, Клых заслуживает снисхождения. Николай Карпюк на это сказал, что «рабы не могут выпустить на волю».
24 мая гособвинение попросило для украинцев 22 года и 6 месяцев колонии для Николая Карпюка и 22 года колонии для Станислава Клыха. Адвокаты требуют снять все обвинения по сроку давности, ведь события, за которые их судят, состоялись более 20 лет назад, а срок давности для таких дел — 15 лет.
По свидетельствам очевидцев, данные о количестве украинцев, принимавших участие в Первой российско-чеченской войне, разные – от двух десятков до нескольких сотен. В частности, политэмигрант и правозащитник Муса Таипов, который входил в правительство Чеченской Республики Ичкерия, говорит о двадцати украинцах, четверо из которых погибли. Такие данные приводит издание «Вести Репортер» в статьеhttp://reporter.vesti-ukr.com/art/y2015/n31/19162-nasha-chuzhaya-vojna.html
Экс-командир взвода батальона «Айдар» Евгений Дикий, который участвовал в боевых действиях на Донбассе, в период Первой чеченской был репортером и, как он рассказывает в интервью «ВВС Украина»http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2015/02/150220_ru_s_dykiy_aidar_interview, освещал события по обе стороны фронта, хотя сам в боях не участвовал. На его памяти на стороне Джохара Дудаева воевали до трех сотен украинцев, около 70 из которых – в составе отряда УНА-УНСО (Украинская народная ассамблея – Украинская национальная солидарная организация), в которую входили украинские националисты.
Часть украинцев попадали в Чечню с журналистскими удостоверениями и, по словам участника событий, члена УНА-УНСО Игоря «Тополя» Мазура, по большей части помогали работать иностранной прессе, а не воевали. Представляясь репортерами, попасть на фронт было проще.
При этом, по словам члена украинской патриотической организации «Тризуб», а в последствии лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша, который также предлагал добровольческую помощь Дудаеву, в Чечне не было какого-то отдельного украинского подразделения.
«Лечили раненых, обеспечивали охрану, гуманитарку высылали, — вспоминал в интервью «Громадському» Дмитриий Ярош. — Я обратился к Дудаеву с просьбой сформировать украинское подразделение. Но получил ответ: «Спасибо, но у нас меньше оружия, чем желающих». Поэтому мы не поехали».
Никто из участников событий, как с украинской, так и с чеченской стороны, не помнит ни Николая Карпюка, ни Станислава Клыха в Чечне, хотя украинцы там были у всех на виду.