13 очень страшных фильмов для вашего Хэллоуина

Самый страшный праздник года и встречать надо соответствующе. Предлагаем обложиться тыквами и провести последний вечер октября с хорошим кино. Страшным, конечно, как того и требует атмосфера Хэллоуина.

1. «Бабадук» (2014, Дженнифер Кент)

2010-е считают эпохой нео-хоррора (пост-хоррора или «умного» хоррора). Таким лентам присуща рефлексия на остросоциальные темы, отсутствие классических инструментов вроде элемент неожиданности, призванный напугать зрителяскримеров или натуралистического изображения смерти, замедленный темп. «Бабадук» — один из представителей последней хоррор-декады.

Амелия воспитывает сына одна — муж погиб в тот же день, когда женщина родила ребенка. Маленький Сэм начинает странно себя вести: мальчику кажется, что дома его преследует монстр Бабадук. Через борьбу с детской «страшилкой» режиссер Дженнифер Кент показала историю матери-одиночки, ее усталость и раздражительность от удручающей социальной роли.

2. «Реинкарнация» (2018, Ари Астер)

Один из центральных представителей новой волны фильмов ужасов — режиссер Ари Астер. Его дебютная «Реинкарнация» наделала много шума в независимом кино: хоррор понравился даже тем, кто обычно избегает этого жанра. Ведь под оберткой страшилки скрывается тревожная клаустрофобная драма о потаенных страхах, детскиих травмах и отсутствии близости в семье.

Начинается лента со смерти авторитарной бабушки, которая часто ссорилась с дочерью, но была настоящей любимицей внуки. Не успевает семья оправиться от одной потери, как сталкивается с новой, пережить которую будет гораздо сложнее.

3. «Оно преследует» (2014, Дэвид Роберт Митчелл)

Джейн встречается с Хью. После очередного свидания она просыпается полуголой в заброшенном здании, где Хью говорит, что проклял ее. Девушку начинает преследовать непонятное существо, вместе с сестрой и друзьями героиня пытается понять, как избавиться от этого проклятия.

«Оно преследует», маскируется то под поджанр, для которого характерно наличие убийцы-психопата, который преследует и убивает людей одного за другимслэшер, то под мистику, но на самом деле подчеркивает опасности незащищенного секса, а также рефлексирует страх взросления. Но предупреждаем — делает это иногда очень страшно.

4. «Ловушка» (2017, Джордан Пил)

Лента, декларирующая торжество «умного» хоррора — режиссер Джордан Пил получил не только множество положительных отзывов о своем дебюте, но и «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Темнокожий парень приезжает знакомиться с родителями своей белой девушки и замечает, что в семье творится что-то странное. Мы уже выяснили, что хорроры 2010-х не то, чем кажутся, поэтому и здесь перед нами фактически громкое высказывание о расизме в американском обществе, которое резонирует с актуальной социальной повесткой. Но учтите, что режиссер пришел в кино из стендапа, поэтому препарирует довольно деликатную тему с хорошим градусом иронии.

5. «Синистер» (2012, Скотт Дерриксон)

Недавно вышел рейтинг ужастиков, который был составлен по частоте сердцебиения зрителей во время просмотра. Первое место занял зловещий триллер «Синистер», который на самом деле и должен называться «Зловещим» (ведь именно так переводится слово sinister), но с локализацией не сложилось.

Автор детективов (его играет Итан Хоук) вместе с семьей переезжает в дом, где год назад произошла страшная трагедия: егоо жители были убиты, одна девушка исчезла. На чердаке писатель находит кинопленки, которые являются ключом к тайне преступления. В то же время в доме начинают происходить жуткие мистические вещи.

6. «Хижина в лесу» (2011, Дрю Годдард)

Компания молодых людей приезжает на уикенд в отдаленную хижину в лесу. Казалось бы, что может пойти не так? Все! Но никаких спойлеров, пусть сюжет станет для вас сюрпризом. А он станет!

«Хижина в лесу» сразу провозглашает ревизию жанра: завязка пародирует «Зловещих мертвецов», типажи персонажей собраны изо всех на свете фильмов ужасов — качок, блондинка, разгильдяй, ботаник, тихоня. Поступки героев и общий сеттинг превращают ленту в настоящий паноптикум хоррор-клише. Делали ленту создатели «Баффи» и «Монстро», а в кастинге засветилась Сигурни Уивер — кто-кто, а они хорошо разбираются в ужасах.

7. «Суспирия» (2018, Лука Гуаданьино)

Джалло — поджанр итальянских фильмов ужасов с элементами криминального триллера и эротики. Он оказал большое влияние на мировой хоррор и даже считается прародителем слэшера. В 1977 году Дарио Ардженто снял фильм «Суспирия» — об американской балерине в европейской танцевальной школе, которой заправляют ведьмы — классику джалло и неотъемлемую часть любого рейтинга хоррор-фильмов.

Режиссер Лука Гуаданьино («Назови меня своим именем») мечтал снять ремейк «Суспирии» с детства. И не потратил время зря: его «Суспирия» получилась не менее эффектной визуально, Гуаданьино добавил телесности и кое-где кровавости, актуализировал и переосмыслил оригинал. Саундтрек создал вокалист Radiohead Том Йорк, главную роль исполнила звезда «50 оттенков серого» Дакота Джонсон (такой вы актрису еще не видели), а великая Тильда Суинтон появляется на экране сразу в трех образах. Попробуйте узнать ее во всех!

8. «Ведьма» (2015, Роберт Эггерс)

В своей дебютной ленте «Ведьма» режиссер Роберт Эггерс открыл миру Аню Тейлор-Джой (девушка с огромными глазами, котрая потом укрощала Джеймса МакЭвоя в «Сплите», а сейчас упорно обыгрывает всех в шахматы на Netflix). Себя же он зарекомендовал как перспективного представителя новой волны хоррора (и подтвердил это следующей лентой «Маяк»). Собственно, ведьма на экране появляется на две минуты, однако страшных атрибутов в фильме хватает и без нее.

XVII век, после изгнания из религиозной общины семья колонистов поселяется на уединенной ферме возле леса. Вскоре исчезает ребенок, а герои (и люди, и животные) понемногу начинают терять рассудок. Лента поразила Стивена Кинга, а еще получила симпатии представителей... Храма Сатаны — за «критику теократического патриархального общества».

9. «Паранормальное явление» (2007, Орен Пели)

Молодая пара слышит странные звуки в новом доме. Девушка признается, что какое-то существо преследует ее повсюду с 8 лет, парень устанавливает в комнате камеру наблюдения. Которая, предсказуемо, ничего хорошего не снимет.

стилизация фильма под документальное киноМокьюментари с бюджетом всего в $15 тыс. бывший программист Орен Пели снял в собственном доме за неделю. Лента попала в руки Paramount и стала самым кассовым фильмом в истории кинематографа. «Паранормальное явление» окупилось в прокате почти в 13 тысяч раз! Франшиза впоследствии разрослась до пяти частей, но по-настоящему пугает только первая.

10. «Солнцестояние» (2019, Ари Астер)

Вторая лента режиссера в подборке, которую невозможно обойти вниманием. Из душных мрачных декораций «Реинкарнации» переносимся в залитую солнцем Швецию на празднование летнего солнцестояния в закрытой ортодоксальной коммуне. Студенты-антропологи заинтригованы древними обрядами, но и у местных жителей к героям особый интерес.

«Солнцестояние» завораживает колоритом и камня на камне не оставляет от стереотипа о том, что самое страшное случается в темноте. Хоть и кажется, что это хоррор о секте, на самом деле это история про эмпатию и поддержку в паре (Астера вдохновили собственные неудачные отношения), в которой смерть и жертвоприношение являются, скорее, выразительным средством, чем инструментом запугивания зрителя.

11. «Оно» (2017, Андрес Мускетти)

Компанию подростков из забытого богом городка в штате Мэн терроризирует жуткий клоун Пеннивайз, питающийся их фобиями. Они объединяются в «Клуб неудачников», чтобы дать отпор монстру.

Произведения Стивена Кинга экранизировали уже более 60 раз, были попытки удачные и не очень. Лента Андреса Мускетти отличается как минимум тем, что поставила рекорд сборов для фильмов ужасов, обогнав почти на $300 миллионов «Экзорциста», который удерживал рекорд более 40 лет. И дело не только в том, что клоуны чертовски страшные и сами по себе. Во-первых, режиссер рискнул и перенес события книги из 50-х в трендовые и близкие ему 80-е — эстетику и дух эпохи «Оно» передает точно. Во-вторых, как и положено «умному» хоррору, лента работает на более глубоких уровнях: она и о страхе взросления, и о детском насилие, и об искаженном лице одноэтажной Америки, которое усмехается «криповою» улыбкой Пеннивайза.

12. «Хэллоуин» (2018, Дэвид Гордон Грин)

Ну и как же без классики слэшера! Франшиза об убийце в хоккейной маске насчитывает уже 11 фильмов, мы предлагаем посмотреть последнюю на сегодня (и далеко не худшую) часть, где крепкий Майк Майерс снова нагоняет ужас на городок Геддонфилд и бедную Джейми Ли Кертис.

На самом деле, не такую уж и бедную. Пока Майерс сидел в психушке, его жертва готовилась к возвращению маньяка: тренировалась стрелять, а заодно и дочь с внучкой учила. Поэтому беглого убийцу ждет достойная встреча. Фирменный саундтрек и жуткие тыквы прилагаются. Продюсировал ленту Джон Карпентер — режиссер оригинальной ленты 1971 года.

13. «Призраки дома на холме» (2018, Майк Флэнеган)

На десерт — целый сериал ужасов. «Призраки дома на холме» — хит Netflix, экранизация американского классика Ширли Джеймсон, которой восхищался Стивен Кинг. Кстати, несмотря на различия в сюжете, сам маэстро хоррора экранизацию оценил положительно.

Антрополог Джон Монтегю всю жизнь искал дом с привидениями, чтобы изучать сверхъестественные явления. И нашел. В пасмурный Хилл-хаус он приезжает вместе с тремя испытуемыми: яркая художница-экстравертка Теодора, замкнутая Элинор и племянник хозяйки дома Люк — вор, пьяница и лжец. Начинают происходить странные мистические вещи, но «Призраки дома на холме» — не о том, как злой дух овладевает человеком. Это сильная семейная драма, получившая зрительскую любовь не из-за скримеров (а их в сериале достаточно, готовьтесь) и жуткой атмосферы, а благодаря глубине персонажей и метафоричности.