5 вопросов к министру иностранных дел Украины: о миротворцах на Донбассе, языках нацменьшинств и Павле Грибе
Большинство вопросов к министру иностранных дел Украины Павел Климкин от журналистов на конференции Ялтинской Европейской Стратегии в Киеве касались тактики и стратегии украинской стороны по введению миротворческой миссии ООН в Донбассе. Украинская делегация подробно обсудить это с международными партнерами на полях 72—й Генеральной Ассамблеи ООН в Нью—Йорке.
Текст: Наталия Гуменюк, Анна Тохмахчи
Большинство вопросов к министру иностранных дел Украины Павлу Климкину от журналистов на конференции Ялтинской Европейской Стратегии в Киеве касались тактики и стратегии украинской стороны по введению миротворческой миссии ООН на Донбассе. Украинская делегация подробно обсудит это с международными партнерами на полях 72-й Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Собственно там же 21 сентября президент Петр Порошенко встретится с президентом США Дональдом Трампом, предметом разговора прогнозируемо станет «сотрудничествопо безопасности».
«Никто не будет соглашаться на российские манипуляции, чтобы Россия хотя бы частично контролировала подготовку к выборам и проведению этих выборов. В этом основные элементы нашей позиции», —отметил Климкин.
О миротворцах и безопасности, языковыхспорахс нацменьшинствами и аресте украинца Павла Гриба в Беларуси —Громадское собрало ответы на пять главных вопросов к министру иностранных дел Украины.
Какова тактика и стратегия Украины по миротворческой миссии ООН в Донбассе?
«Миротворцы —это одна из очень важных опций, поскольку мы понимаем, что сама логика возвращения на Донбасс нормальной жизни заключается в том, что Россия должна выйти из Донбасса, причем и регулярные войска, и наемники, и всёоружие, которое там есть. И конечно миссия должна разоружить тех, кто хочет разоружиться и тех, кто не хочет разоружиться. Поэтому мы говорим, что никакой речи о том, что легитимизируется российский протекторат на Донбассе, и это все будет обсуждаться с теми, кто сейчас находится на Донбассе при поддержке России.
Второй момент —мандат этой миссии должен охватывать весь оккупированный Донбасс, включая границу, иначе это будет только уменьшение безопасности и для ОБСЕ, и для самой миссии.
Третий момент —это должен быть полный вывод, и результатом работы миссии должно быть начало переходного периода. Какого? Готовиться к выборам. Реальным. И выборы должны готовиться нами — Украиной, при поддержке мирового сообщества, а не манипулятивной Россией».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Но есть одно но». Что означает заявление Путина о миротворцах на Донбассе
Как скоро миротворческая миссия ООН может заработать и будут ли там россияне?
«Каких-то формальных правил в рамках ООН нет. Мы прекрасно понимаем, что этот процесс занимает от полугода и дольше. И это зависит от политического контекста, от мандата, от участников. То есть, сказать точно, что это будет шесть или семь месяцев мы не можем.
Нам очень важно, чтобы этот процесс эффективно продвигался. Мы считаем, что ни при каких условиях там не может быть россиян, поскольку Россия —страна агрессор, и если она еще присутствует в миротворческой миссии, от этого вообще срывает крышу. В миссии должны присутствовать те, кому мы доверяем, и кому доверяет международное сообщество».
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин
О чем будут говорить Порошенко и Трамп на Генассамблее ООН?
«Я не могу сказать за президента Соединенных Штатов, темы он поднимет во время встречи, но, конечно, будем обсуждать ситуацию вокруг оккупированного Донбасса, общую тактику, поскольку уже проговорили ее с Куртом Волкером (спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины —ред.), теперь должны проговорить и на высшем уровне.
Будем обсуждатьсотрудничество побезопасности —это один из ключевых вопросов. И обсудим содействие Соединенных Штатов для дальнейшего продвижения наших реформ. Это будут основные вопросы повестки дня».
Какова реакция МИД на возмущение нацменьшинств на закон «Об образовании»
«Это критика интерпретаций и иллюзий, а не самого закона. Я подробно обсуждал все нюансы этого закона, и его реализацию с Лилией Гриневич. Мы предлагаем сохранение образования на языках нацменьшинств - это наши международные обязательства, это нужно нам. Но нам нужно также, чтобы наши граждане в полном объеме владели также украинским. Чтобы они имели будущее здесь —в Украине. Чтобы они могли учиться в университетах, могли занимать должности.
Я, когда посещал венгерское консульство, спустился и поздоровался, а они улыбаются и не могут ответить, поскольку не знают украинского. Я уже имел дискуссии со всеми министрами во время встречи министров иностранных дел ЕС. Все просто —мы хотим добавить образования на украинском, а не забрать образование на языках национальных меньшинств».
Получил ли украинский МИД ответ от Беларуси об аресте Павла Гриба?
«Ответа пока нет. Мы сразу обратились к белорусам, я разговаривал с министром иностранных дел. Сейчас пытаемся получить эти ответы. Нас очень беспокоит эта ситуация, поскольку мы понимаем, что российские спецслужбы работают на территории Беларуси. И мы должны понять, какую опасность это создает для наших граждан.
Поскольку именно МИД отвечает за безопасность наших граждан за рубежом, то мы должны дать им соответствующие советы. Это накладывается и на учения «Запад-2017», и на многие другие вещи. Как только будут результаты —я сразу о них сообщу».