Режиссер морального беспокойства: 5 знаковых фильмов Анджея Вайды
Режиссер морального беспокойства: 5 знаковых фильмов Анджея Вайды
9 октября 2016 умер Анджей Вайда — один из самых лучших польских режиссеров, основатель Польской школы кино и направления «кино морального беспокойства». Заслуги постановщика отметили авторитетные киноинституты — его наградили заслуженным «Оскаром», «Сезаром», «Золотым Медведем» в Берлине и «Золотым львом» в Венеции.
Всю свою жизнь Вайда был ярым антикоммунистом, который открыто высказывался против сталинизма и соцреализма в искусстве. Вспоминая выдающегося режиссера, мы выбрали 5 фильмов, которые сыграли значительную роль в его творчестве.
«Поколение» (1954)
Кадр из фильма «Поколение», imdb.com
Дебютный фильм Анджея Вайды не получил больших кинопремий, но стал началом «Польской школы кинематографа» — художественного направления, возникшего в Польше в 1950-х годах во времена либерализации социалистических взглядов. Центральной темой для него было исследование места Польши во Второй мировой войне.
«Поколение» Вайды рассказывает о молодых людях, которые во время немецкой оккупации работают на подпольную коммунистическую организацию и помогают устроить бунт в еврейском гетто. Что интересно, небольшую роль в фильме сыграл Роман Полански, а саму картину критики назвали «лакировкой коммунистических идей», хотя дальнейшее творчество режиссера была направлено против советской идеологии.
«Канал» (1957)
Анджей Вайда на съемках картины «Канал», imdb.com
Картина стала второй частью трилогии Анджея Вайды о Второй мировой войне («Поколение», «Канал», «Пепел и алмаз»). История рассказывает о Варшавском восстании 1944 года и солдат Армии Крайовой, которые через канализацию пытаются скрыться с места боевых действий.
Фильм получил специальный приз на Каннском кинофестивале и стал единственным из трилогии, который показали в СССР сразу после премьеры. Запрета фильм избежал из-за символического финала, который не намекал на антисоветские настроения зрителям, не знавших о событиях в Варшаве. Хотя, по утверждению Кшиштофа Занусси, в Польше конец фильма восприняли именно так, как его подал Вайда — как обвинение сталинского режима в уничтожении свободы Польши.
«Пепел и алмаз» (1958)
Кадр из фильма «Пепел и алмаз», imdb.com
Картина считается одним из самых значительных образцов польской школы кино и рассказывает об одном из «проклятых солдат» Армии Крайовой (так называли солдат, которые до конца 50-х вели борьбу с советским режимом), получившем задание убить секретаря обкома Польской рабочей организации.
«Пепел и алмаз» столкнулся с активной цензурой. На Венецианский фестиваль фильм отправили по инициативе мелкого чиновника, вопреки решению руководства партии. В результате ленту показали во внеконкурсной программе, она получила приз FIPRESCI (Международной федерации кинопрессы) и была отмечена международными критиками.
«Человек из мрамора» (1977)
Кадр из фильма «из мрамора», media-press.tv
Лента начала в польском кинематографе течение, получившее название «Кино морального беспокойства». Отправной точкой для ее создания стало выступление Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси на Форуме Кинематографистов в Гданьске в 1975 году. Тогда режиссеры выступили против подавления свободы творчества коммунистической властью и обратили внимание на серьезные разногласия между пропагандистскими материалами и реальностью.
Фильм «Человек из мрамора» стал первым ярким представителем направления «морального беспокойства». Он рассказывает о студентке киношколы, которая пытается снять фильм про «ударника коммунистического труда», каменщика Матеуша Биркута. Во время поисков правды о его жизни девушка узнает о тяжелых для поляков 50-е годы и настоящую историю символа пропаганды.
«Человек из железа» (1981)
Фото со съемок картины «Человек из железа», фото: Jerzy Kośnik, www.akademiapolskiegofilmu.pl
«Человек из железа» — триумфатор Каннского кинофестиваля 1981 года. Картина стала продолжением «Человека из мрамора» и раскрывает разницу между действительностью 70-80-х годов и тогдашней пропагандой. Главный герой фильма получает задание написать компрометирующий репортаж о лидере забастовочного комитета. В результате своего исследования он проникается симпатией к своему объекту и сам становится мишенью для партии.
Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В качестве камео в картине появились основатели движения «Солидарность» — Лех Валенса и Анна Валентинович. Еще один неожиданный факт: фильм «Человек из железа» был закончен всего за несколько часов до премьеры в Каннах.