Режиссер морального беспокойства: 5 знаковых фильмов Анджея Вайды

Режиссер морального беспокойства: 5 знаковых фильмов Анджея Вайды

9 октября 2016 умер Анджей Вайда — один из самых лучших польских режиссеров, основатель Польской школы кино и направления «кино морального беспокойства». Заслуги постановщика отметили авторитетные киноинституты — его наградили заслуженным «Оскаром», «Сезаром», «Золотым Медведем» в Берлине и «Золотым львом» в Венеции.

Всю свою жизнь Вайда был ярым антикоммунистом, который открыто высказывался против сталинизма и соцреализма в искусстве. Вспоминая выдающегося режиссера, мы выбрали 5 фильмов, которые сыграли значительную роль в его творчестве.

«Поколение» (1954)

Кадр из фильма «Поколение», imdb.com

Дебютный фильм Анджея Вайды не получил больших кинопремий, но стал началом «Польской школы кинематографа» — художественного направления, возникшего в Польше в 1950-х годах во времена либерализации социалистических взглядов. Центральной темой для него было исследование места Польши во Второй мировой войне.

«Поколение» Вайды рассказывает о молодых людях, которые во время немецкой оккупации работают на подпольную коммунистическую организацию и помогают устроить бунт в еврейском гетто. Что интересно, небольшую роль в фильме сыграл Роман Полански, а саму картину критики назвали «лакировкой коммунистических идей», хотя дальнейшее творчество режиссера была направлено ​​против советской идеологии.

«Канал» (1957)

Анджей Вайда на съемках картины «Канал», imdb.com

Картина стала второй частью трилогии Анджея Вайды о Второй мировой войне («Поколение», «Канал», «Пепел и алмаз»). История рассказывает о Варшавском восстании 1944 года и солдат Армии Крайовой, которые через канализацию пытаются скрыться с места боевых действий.

Фильм получил специальный приз на Каннском кинофестивале и стал единственным из трилогии, который показали в СССР сразу после премьеры. Запрета фильм избежал из-за символического финала, который не намекал на антисоветские настроения зрителям, не знавших о событиях в Варшаве. Хотя, по утверждению Кшиштофа Занусси, в Польше конец фильма восприняли именно так, как его подал Вайда — как обвинение сталинского режима в уничтожении свободы Польши.

«Пепел и алмаз» (1958)

Кадр из фильма «Пепел и алмаз», imdb.com

Картина считается одним из самых значительных образцов польской школы кино и рассказывает об одном из «проклятых солдат» Армии Крайовой (так называли солдат, которые до конца 50-х вели борьбу с советским режимом), получившем задание убить секретаря обкома Польской рабочей организации.

«Пепел и алмаз» столкнулся с активной цензурой. На Венецианский фестиваль фильм отправили по инициативе мелкого чиновника, вопреки решению руководства партии. В результате ленту показали во внеконкурсной программе, она получила приз FIPRESCI (Международной федерации кинопрессы) и была отмечена международными критиками.

«Человек из мрамора» (1977)

Кадр из фильма «из мрамора», media-press.tv

Лента начала в польском кинематографе течение, получившее название «Кино морального беспокойства». Отправной точкой для ее создания стало выступление Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси на Форуме Кинематографистов в Гданьске в 1975 году. Тогда режиссеры выступили против подавления свободы творчества коммунистической властью и обратили внимание на серьезные разногласия между пропагандистскими материалами и реальностью.

Фильм «Человек из мрамора» стал первым ярким представителем направления «морального беспокойства». Он рассказывает о студентке киношколы, которая пытается снять фильм про «ударника коммунистического труда», каменщика Матеуша Биркута. Во время поисков правды о его жизни девушка узнает о тяжелых для поляков 50-е годы и настоящую историю символа пропаганды.

«Человек из железа» (1981)

Фото со съемок картины «Человек из железа», фото: Jerzy Kośnik, www.akademiapolskiegofilmu.pl

«Человек из железа» — триумфатор Каннского кинофестиваля 1981 года. Картина стала продолжением «Человека из мрамора» и раскрывает разницу между действительностью 70-80-х годов и тогдашней пропагандой. Главный герой фильма получает задание написать компрометирующий репортаж о лидере забастовочного комитета. В результате своего исследования он проникается симпатией к своему объекту и сам становится мишенью для партии.

Фильм был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В качестве камео в картине появились основатели движения «Солидарность» — Лех Валенса и Анна Валентинович. Еще один неожиданный факт: фильм «Человек из железа» был закончен всего за несколько часов до премьеры в Каннах.

Юрий Поворозник