9 из 10 бизнесов, принадлежащих украинским женщинам, работают только внутри страны — исследование Visa и Emerging Europe

88% принадлежащих украинкам компаний работают только внутри страны, а 29% украинских бизнес—вумен озабочены риском того, что бизнес не оставит им времени на отдых.
Об этом свидетельствуют результаты исследования женского лидерства и предпринимательства в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе. Его провела платформа для развития бизнеса и сообществ Emerging Europe в рамках инициативы She's Next компании Visa.
О секторах бизнеса, финансировании и наемных работниках
Исследование провели в 2022 году, оно включало онлайн-опрос 2000 владелиц бизнесов или самозанятых женщин в 11 странах (в частности в Украине), 75 глубинных интервью и работу в фокус-группах.
«Как заметила одна из опрошенных, женщинам сложнее привлекать средства. И это лишь одна из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются предпринимательницы, — прокомментировал Эндрю Врубель, партнер-основатель Emerging Europe. — В этом исследовании мы стремились определить все потенциальные препятствия, которые могут повлиять на бизнесы и стартапы, созданные женщинами. Мы также хотели найти решения, которые расширили бы их возможности и помогли женским бизнесам развиваться на международном уровне».
В целом, большинство бизнесов (84%), принадлежащих женщинам в Восточной и Юго-Восточной Европе, Центральной Азии и на Кавказе, предлагают товары и услуги только в пределах своих государств (в Украине — 88%), но все предпринимательницы заинтересованы научиться вести бизнес за границей.
Ведущими секторами, в которых работают женские бизнесы, являются:
- красота и здоровье (17%);
- розничная торговля (12%);
- сельское хозяйство и продовольствие (12%);
- образование (8%);
- пиар и маркетинг (7%).
Две трети предпринимательниц не привлекают внешнее финансирование, и около 35% бизнесов были основаны с капиталом менее 1000 долларов. Три четверти бизнесов, принадлежащих женщинам, не имеют наемных работников. Только у каждой десятой предпринимательницы есть более 5 сотрудников.
«С 2019 года программа She's Next расширяет возможности женщин-лидеров и местных громад и помогает в развитии, — отметила Вера Платонова, старший вице-президент и директор регионального развития Visa в 17 странах. — Мы рады, что женщины-лидеры Украины и всего региона Восточной и Юго-Восточной Европы, Центральной Азии и Кавказа постепенно переходят на электронную коммерцию и пользуются удобными и надежными цифровыми платежами. Мы используем результаты исследования, чтобы в дальнейшем реализовать инициативы, способствующие расширению гендерной инклюзии в регионе».
Основные выводы исследования
1. Женщины стремятся к профессиональной и финансовой независимости. Основными источниками мотивации открыть свое дело для женщин является желание увеличить доход (50%), желание работать на себя (31%) и осуществление мечты (21%).
В Украине основной мотивацией начать бизнес является желание увеличить доход (42%) и стремление к независимости (41%).
2. Предпринимательницы почти одинаково озабочены вопросами бизнеса и личной жизни. Опрошенных больше всего беспокоит, что их бизнес потерпит неудачу (29%), что их финансовое положение ухудшится (27%) и что они оставят семью и детей без внимания (25%).
Предпринимательницы в Украине, напротив, больше всего озабочены тем, что бизнес не оставит им времени на отдых (29%), на втором месте — страх провала (26%).
3. Женские бизнесы страдают от конкуренции и проблем с привлечением финансирования. Предпринимательницы чаще всего стоят перед такими трудностями как высокая конкуренция (40%), привлечение капитала (32%) и неблагоприятные условия ведения бизнеса (31%).
Респондентки в Украине отметили, что наибольшей проблемой при открытии и ведении бизнеса является высокая конкуренция (58%), в то время как неблагоприятные условия ведения бизнеса или проблемы с привлечением капитала на себе ощущают 37% и 21% соответственно.
4. Предпринимательницы хотят научиться ведению бизнеса в интернете. Основные навыки, которые опрошенные хотят приобрести, — это стратегии получения дополнительного финансирования (47%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (37%), электронная коммерция (24%) и расширение бизнеса на международном уровне (21%).
В Украине самые популярные навыки выглядят так же: на первых местах стратегии получения дополнительного финансирования (47%), цифровой маркетинг и ведение социальных сетей (38%) и электронная коммерция (27%).
5. Предприятия, принадлежащие женщинам, расплачиваются с сотрудниками и поставщиками наличными, но обычно устанавливают POS-терминалы для клиентов. 42% предпринимательниц расплачиваются со своими сотрудниками и поставщиками наличными, а оплату картой предпочитают только 37%.
В Украине 39% предпринимательниц платят сотрудникам и поставщикам наличными, а оплату картой предпочитают 42%. Что касается клиентов, то 37% респонденток отметили, что их товары и услуги чаще всего оплачивают картой.
Следующий этап партнерства Visa и Emerging Europe, амбициозной целью которого является объединение предпринимательниц всего региона в рамках сообщества She's Next, — предоставить им платформу для общения, наставничества, обмена опытом и расширения горизонтов бизнес-деятельности.
Материал опубликован на правах рекламы.