Абонент вне зоны досягаемости. Как ищут пропавших

Миллионы украинцев вынужденно покинули свои дома из—за войны. Еще миллионы остались на оккупированных территориях. Многие потеряли связь с родными и пытаются получить хоть какую—то информацию. В соцсетях множатся группы и сообщения о поиске людей. hromadske собрало истории тех, кого война заставила стать детективами и специалистами по поиску информации о пропавших.

Доска с объявлениями

«Ищу любую информацию о семье». «Пожалуйста, помогите найти дочь». «Просьба забрать. Мариуполь». Это всего лишь несколько объявлений с доски в логистическом центре Запорожья. Город стал «перевалочным пунктом» для мариупольцев, бердянцев, мелитопольцев, которым удалось вырваться из оккупации.

Эта доска с объявлениями — один из способов кого-то разыскать. Основная же работа по поиску ведется в соцсетях. Публикации с просьбами помочь в поиске родных и знакомых в основном размещают в группах соответствующих городов. А с началом широкомасштабной войны появились десятки, а то и сотни специализированных пабликов. Почти все они — инициатива волонтеров.

Facebook

Facebook-группа «Поиск родных и близких Мариуполь 2022» — одна из крупнейших специализированных, из тех, что нашло hromadske. К моменту подготовки этого материала в группе было более 130 тысяч участников. В самом Мариуполе к началу широкомасштабной войны насчитывалось около 430 тысяч жителей.

Один из администраторов этой группы — Элеонора Таченых. В переписке с hromadske она сообщила, что раньше занималась группой «Родной Мариуполь», тематикой которой были актуальные новости города. Долгое время в этой группе было около 25 тысяч участников.

«С началом оккупации Мариуполя в мою группу начало поступать множество сообщений о поиске родных. За неделю войны группа увеличилась с 25 до 30 тысяч пользователей», — вспоминает Элеонора.

Тогда она поняла, что нужна сообщество, которое поможет найти родных. И 4 марта она ее создала. За три недели в группе собралось 123 тысяч участников. Здесь каждый может разместить сообщение о поиске родных. Для модерации и блокировки российских ботов сложилась команда из патриотически настроенных участников.

«Является ли группа действенной? Я считаю, что да! Здесь публикуют списки эвакуированных, делятся новостями об открытии зеленых коридоров. И самое главное, что эвакуированные мариупольцы могут помочь информацией о тех, кто еще остается в городе в случае, если им известна какая-либо информация», — объясняет Элеонора.

Одним Фейсбуком команда Элеоноры не ограничилась. Общий чат и отдельные чаты по каждому району города создали и в Телеграме.

Фото в Facebook-группе «Родной Мариуполь» со списком людей, которые сейчас находятся в подвалеАнастасbя Корешкова

Telegram

Александра Киреева в начале марта начала поиски своей подруги из Мариуполя. Та 10 дней не выходила на связь.

«Находила чаты, в которых люди искали своих знакомых. Так познакомилась с людьми, искавшими детей из общежития Медуниверситета. В итоге нас собралось около 20 человек. Нашли и других детей, и моя подруга выехала», — вспоминает свой опыт поиска Александра.

Подруга сама вышла на связь. Но Александра «втянулась» в эту миссию — создала отдельный канал по проспекту Строителей. И он у нее не единственный.

«Есть очень много чатов по поиску людей. У меня их около 60-ти. Здесь практически по каждой улице есть свой чат. И они еще разделены на отдельные дома или микрорайоны. Есть чаты общие, где выкладывают все новости по всем каналам», — говорит Александра.

По одному только проспекту Строителей родные ищут около 800 человек. И это лишь те, которых искали через Александру. Также Александра проверяет информацию в других чатах, добавляет фамилии, которых нет в ее базе.

Большинство в этой базе — те, кто долгое время не выходит на связь. Эвакуируемые помогают определять, кто из списка остался жив. Александра обнадеживает, что из ее базы по проспекту Строителей был только один случай, когда выяснилось, что человек погиб.

«Был еще один случай, когда чисто случайно в одном из каналов мужчина выложил видео, как снимал дом, и в кадр попали две могилы: матери с сыном на детской площадке. Они погибли 5 марта. Я вбила фамилию в поиск. Оказалось, что в одном из чатов эту женщину искали. В последний раз она выходила на связь 4 марта, а на следующий день — погибла. Я написала тем, кто ее искал», — рассказывает Александра.

Большинство людей из базы Александры находятся: выходят на связь, эвакуируются или просто поступает информация, что они живы. Однако женщина предполагает, что в Мариуполе может повториться история Бучи, когда страна и мир увидели многочисленные жертвы оккупантов.

Instagram

Харьковчанка Оксана Бакуменко поиски украинцев с оккупированных территорий тоже начала с друзей-мариупольцев. И тоже «втянулась».

«Знакомых нашла, а теперь очень многие мне пишут. И я продолжаю выкладывать и искать информацию», — говорит Оксана.

Начинала она с собственного Инстаграма. Сейчас у нее около десятки групп в Телеграме и Фейсбуке. Каждый день она публикует по 20-30 постов с информацией об эвакуации и списками эвакуированных. Также здесь можно найти списки оставшихся в Мариуполе, про кого есть подтвержденная информация, что люди живы.

Пост Оксаны в инстаграме со списком эвакуированных людей из района Черемушки в Мариуполе, 21 марта 2022 годаОксана Бакуменко

«В день мне пишут около 300 человек. Я рассказываю, как лучше сделать репост. Многие совершают элементарную ошибку: выкладывают информацию, кого ищут, раскидывают по всем группам, но не указывают контактные данные», — говорить Оксана.

В Инстаграме она опубликовала информацию про тысячу людей, которых разыскивают. «Из них где-то 60-70 мне отписали и поблагодарили, что нашли. Я каждый раз после такого плачу», — заключает Оксана Бакуменко

Женщина с чемоданами идет по улице мимо уничтоженных домов в Мариуполе. 8 апреля, 2022 годаAP Photo / Alexei Alexandrov

Водитель-поисковик

В Запорожье hromadske познакомилось с мужчиной, который не просто ищет людей, но и физически вывозит их из Мариуполя. Из соображений безопасности водитель просит не называть даже его имя.

Его история началась с того, что супруга оказалась на оккупированной территории и несколько дней не выходила на связь. «В эти дни сильно нервничал, думал, что с ума сойду. Начал искать сам, поехал к ней», — вспоминает мужчина.

В подобной ситуации оказались и многие другие жители Запорожья. Через мужчину они начали передавать родным продукты и таким образом узнавать, все ли хорошо. Во время разговора с hromadske мужчине постоянно звонят по разные люди с вопросами о своих близких. «Люди звонят, просят забрать. И ты сидишь и с ними рыдаешь. Я знаю, что я могу это сделать. Меня разрывает», — объясняет водитель.

С некоторых пор он начал ездить в Мариуполь. В первый раз добирался до города около полутора суток. Тогда въехало 4 машины, выехали всего две.

Уже во время второй поездки в Мариуполь ему удалось вывезти 5 женщин и 7 детей. Тогда произошла счастливая история.

«Звонит женщина, когда еще была связь. Говорит: вывезите меня, пожалуйста, меня зовут Оксана, у меня два ребенка, здесь убивают людей. Мы договорились о встрече, я приезжаю и понимаю, что связи нет. Я стою и не понимаю, как ее найти. На меня смотрят женщины, я смотрю на них. Одна говорит: заберите, у нас пятеро детей. Я ее забираю. Тут идет еще одна женщина, смотрит на меня. Я говорю: “Оксана”? — “Да”. Повезло, забрал», — вспоминает мужчина.

Но забирать людей с конкретных адресов очень сложно. В другой раз он получил просьбу вывезти пару. На дорогу к ним по городу потратил полтора часа. Оказалось, что женщина погибла, а мужчина — просто ушел.

Иногда в самом городе становится понятно, что на тот или иной адрес просто не проехать, потому что нужно пройти путь через настоящее поле боя.

Самое сложное в этом — принимать решение: кого посадить в машину, а кому отказать. По сути, в такие моменты он кому-то дает шанс выжить, а другим — уменьшает эти шансы.

«Была одна семья из 9 человек. А у меня оставалось два места. Я предлагал: давайте кого-нибудь заберу. А они: либо всех, либо никого. Раз не вывез, второй раз не получилось, думал в следующий раз точно заберу. А город закрыли. Я сижу, понимаю...», — на этом моменте мужчина умолкает.

Люди, которым удалось эвакуироваться из Мариуполя в Запорожье, 25 марта 2022 годаAP Photo / Evgeniy Maloletka

Это лишь несколько историй украинцев, которые на волонтерских началах помогают другим искать близких. На самом деле готовых прийти на помощь гораздо больше.

Например, отдельную инициативу «Поиск пропавших» запустила ведущая программы «Светская жизнь» Екатерина Осадчая. Она сообщает о двух тысячах запросов, которые ее команда обрабатывает ежедневно. Всего у этого Телеграм-канала более 90 тысяч подписчиков. И он попал в список онлайн-сервисов, которые Минцифры и Офис уполномоченного по правам человека рекомендуют украинцам для поиска пропавших.

Минрегион предлагает пользоваться чат-ботом «Найди родных», созданным при содействии общественных организаций и при поддержке Уполномоченного президента Украины по вопросам волонтерской деятельности. Также для поиска родных есть горячая линия 0-800-50-17-20.

Однако все эти инициативы и мало известные волонтерские, и поддержанные государством до сих пор не могут дать более-менее четкой картины: кто из украинцев просто не может выйти на связь, а кого похитили или убили оккупанты. Сейчас можно говорить о поисках тысяч украинцев. И надеяться, что они рано или поздно скажут своим родным: «Привет, я в безопасности».