Австралия хочет построить крупнейший инфраструктурный проект в Антарктиде. Экологи говорят, он навредит окружающей среде
Правительство Австралии объявило о планах построить в Антарктиде новый аэропорт со взлетно—посадочной полосой — в случае воплощения они станут крупнейшим инфраструктурным объектом региона. Власти говорят, что аэропорт поможет в исследовании региона, тогда как экологи указывают на его вред окружающей среде.
О планах правительства Австралии стало известно еще в июле этого года. Речь идет о строительстве аэропорта и бетонной взлетно-посадочной полосы в районе станции Дейвис — одной из трех австралийских исследовательских станций в Антарктиде. Станцию, которая существует с 1957 года, обслуживают 19 человек.
Австралийская власть объясняла необходимость строительства тем, что без аэропорта ученые-полярники не смогут в случае необходимости оперативно прибывать на станцию. Кроме того, инфраструктурный проект — часть усилий Канберры по противодействию влияния Китая в регионе.
В рамках проекта Австралия планирует построить взлетно-посадочную полосу длиной 2,7 километра и шириной в 40 метров. На нее понадобиться 115 тысяч тонн бетона. Сейчас проект оценивают на предмет экологичности и стоимости. В случае одобрения строительство начнется не раньше 2023 года и завершится не раньше 2040-го.
Почему против выступают экологи?
В The Guardian специалисты утверждают, что строительство аэропорта и взлетно-посадочной полосы в Антарктиде не несет практической научной пользы и является просто пустой тратой бюджетных средств.
«Хотя этот проект осуществляется во имя науки, мало кто из ученых поддерживает его. Он скорее имеет символическое значение — утверждает присутствие и амбиции Австралии [в Антарктиде]», — говорит Шон Брукс, исследователь экологии Университета Тасмании.
Проблемы могут возникнуть еще на этапе отправки строительных материалов, что может продлиться более 10 лет и потребует около 100 рейсов ледоколов. Кроме того, на месте строительства будут храниться взрывоопасные вещества, в частности, топливо для самолетов.
Более того, уже после строительства деятельность аэропорта может мешать животным, в частности, морским котикам и пингвинам Адели, живущим неподалеку от станции. Так, звуки самолетов могут отпугнуть самок пингвинов, высиживающих яйца, и превратить их в легкую добычу для хищников.
Что об этом говорят сторонники проекта?
Одним из главных лоббистов строительства аэропорта является Антарктическое управление Австралии, в частности, его председатель Ким Эллис.
В ответ на запрос The Guardian там сообщили, что отсутствие аэропорта сейчас грозит фактическим приостановлением полетов в Антарктиду, потому действующая посадочная полоса на аэродроме Уилкинс страдает от глобального потепления и с каждым годом становится все более недоступной.
Впрочем, экоактивисты утверждают, что на самом деле это не проблема — достаточно лишь заменить самолеты с колесными шасси на самолеты с лыжным шасси. Такими в свое время уже пользовались американские военные во время эвакуации одного из полярников в 2008 году.