Больше не заместитель, зато знаменитость. Почему на Банковой так быстро уволили Гогилашвили
Какая ирония: так неистово убеждаешь всех, что ты замминистра, а тебя никто не узнает. А как только узнали, то ты уже и не заместитель министра.
Александр Гогилашвили устроил скандал на блокпосту в Донецкой области, потому что его не узнали полицейские, остановившие машину. Эта истерическая самоидентификация показала: похоже, бывший заместитель и сам догадывался, что в Министерстве внутренних дел он человек случайный.
Нет смысла пересказывать скандальные эпизоды последних дней должностного лица, потерявшего чувство реальности и землю под бронированным «ленд крузером». Важнее то, как этот человек мог оказаться в украинском правительстве. И главное: почему президент так долго закрывал глаза на его одиозности?
Владимир Зеленский беспрецедентно быстро отреагировал на недавний скандал в зоне ООС. Хотя политическое окружение президента уже давно получило индульгенцию на хамоватое поведение. Глава государства до последнего держится за своих людей, несмотря на критику со всех сторон. Почему же уже на следующий день он публично отрекся от замминистра?
Начнем сначала. С того, что все делали в последние дни — терзать Гугл вопросом: а кто, собственно, такой Александр Гогилашвили? Команда журналистов «Суспільного» еще полгода назад «нагуглила» немало ответов об этом должностном лице. А в сентябре даже выпустила фильм-расследование, в котором посвятила биографии чиновника несколько эпизодов.
Мы доказали, что Александр Гогилашвили причастен к структуре, которая за деньги сажает тюрьму и пытает людей. Их держат за решеткой, связывают скотчем, кормят неизвестными препаратами, бьют, запугивают и унижают. И называют это реабилитацией от алкоголизма и наркомании. Организация называется «Международная антинаркотическая ассоциация», или МАА, и получает миллионные доходы благодаря родным зависимым людям. Гогилашвили отвечал там за связи с общественностью, пока не получил должность в правительстве.
МАА уходит корнями в сомнительную и даже деструктивную религиозную организацию. В свое время ассоциация работала не только в Украине, но и в России. Там же, в РФ, раньше работал и наш бывший замминистра. В соцсетях можно найти его многочисленные фотографии с российскими звездами шоу-бизнеса, спорта и политики.
Еще весной этого года мы получили неофициальные документы, свидетельствующие: гражданин России с такими же данными, как и наше должностное лицо Гогилашвили, имел судимость в той стране, получил пять лет. К сожалению, проверить данные нам не удалось, поэтому обнародовать их не смогли. Но, надеюсь, ту информацию, которая сейчас все-таки вышла в публичное пространство, изучат люди с большими полномочиями.
Но вернемся к ассоциации, которая «реабилитирует зависимых». В судебном реестре есть десятки уголовных производств о деятельности этой организации по всей стране. Незаконное содержание и пытки людей в центрах МАА годами расследует не только полиция, но и СБУ. И есть уже вполне реальные приговоры по некоторым делам. Но это не мешает ассоциации успешно работать и даже расширяться.
Но вот что интересно: Александр Гогилашвили не просто выходец из этой ассоциации. По данным моих источников, он ее воспитанник. А что это значит? «Реабилитацию» в антинаркотической организации, за редкими исключениями, проводят сами же алко- и наркозависимые, которые якобы перестали употреблять. В ходе расследования мои собеседники уверяли, что Гогилашвили в свое время и сам проходил реабилитацию от наркозависимости в их центрах. Но, к сожалению, публично мои источники говорить отказались, поэтому по сей день этот инсайд считается прямо не подтвержденным. Впрочем, информация важна, учитывая, что Гогилашвили в МВД возглавлял именно антинаркотическое направление.
Бывший замглавы МВД публично поддерживал деятельность МАА. Деятельность ассоциации и в роли шоумена, и в роли президента пиарил лично Владимир Зеленский. Мои собеседники отмечают, что Зеленский узнал об ассоциации благодаря своей многолетней помощнице Марии Левченко. Теперь же она — супруга Гогилашвили. Позволю себе предположить, что Левченко сыграла не последнюю роль в назначении мужа на высокий пост в МВД, когда Зеленского избрали президентом.
Как же при всех этих обстоятельствах Александр Гогилашвили получил столь высокий пост в одном из ключевых министерств страны? Знали ли на Банковой все то, что я описала выше? Любой ответ в этом контексте будет плохим. Но один из них хуже остальных. Не могли не знать.
Еще в августе этого года, когда наша команда выпускала расследование, мы официально обратились в Офис президента со всеми проблемными вопросами: и о скандальной сети реабилитации, и о российском прошлом. У Зеленского просто проигнорировали наш запрос. Так, в конце концов, в Офисе в последнее время поступают со многими журналистами в нашей стране. После выхода фильма президент, на которого лично пала тень после публикации, тоже не выжал из себя ни слова даже в фейсбуке.
Там никак не реагировали. Пока Гогилашвили, так горячо требовавший к себе внимания, не получил его. Какое досадное самоубийство, нельзя не сказать.
Похоже, на Банковой поняли: учитывая огласку, дальше испытывать судьбу рискованно, чтобы не всплыли более серьезные эпизоды противоречивой биографии Александра Гогилашвили. Поняли это довольно быстро. Следовательно, вряд ли это было для них неожиданностью.