Большой зеленый переход. Когда украинцы поменяют «Ланос» на электромобиль
Через тридцать лет в Евросоюзе не останется ни одного автомобиля на бензине или дизеле. Уже в ближайшее десятилетие ЕС планирует сократить использование машин на традиционных видах горючего наполовину. Успеет ли за Евросоюзом Украина? Сколько украинских водителей могут похвастаться, что ездят на экологичном зеленом транспорте? И что нужно сделать, чтобы электрокары заполонили отечественные дороги — в материале hromadske.
Почему электромобиль?
От покупки электрокара может отпугнуть его стоимость: она начинается с 35 тысяч долларов. Автомобили с бензиновыми или дизельными двигателями обычно дешевле. Впрочем, электромобили начинают оправдывать себя уже с первой заправки: бензин и дизель значительно дороже электричества. Кроме того, машины с электрическим двигателем не нуждаются в смазке, а это тоже важная статья затрат.
У электрокаров у тому же более простая, чем у «традиционных» автомобилей конструкция, поэтому двигатель, тормозные колодки и трансмиссия прослужат дольше.
Сколько нужно времени, чтобы деньги, переплаченные за электрокар, окупились, определить сложно, потому что и машины разные, да и как цена топлива, так и электричества меняется. Но то, что сэкономить в долгосрочной перспективе можно существенно, посчитали, например, в Министерстве внутренних дел. Поэтому и анонсировали закупку электрокаров для патрульной полиции.
Основатель GO TO-U — приложения для водителей электромобилей, помогающего найти ближайшую зарядку и зарезервировать ее — Назар Шимоне-Давида отмечает, что экономия очевидна.
Автомобиль с ДВС требует техобслуживания гораздо чаще, в частности, каждые полтора-два месяца нужно менять масло. Электромобили в этом не нуждаются. И это уже не говоря о заправке (которая значительно дешевле, — ред.)Назар Шимоне-Давида
Где заряжаться?
Одна из главных проблем при использовании электромобилей — их невысокая автономность, ведь у них относительно небольшой пробег без подзарядки.
Где можно зарядить машину, подскажет сервис PlugShare. Впрочем, Назар Шимоне-Давида отмечает, что добавлять туда данные может любой, поэтому есть вероятность наткнуться на ложную информацию. Альтернативный вариант — смотреть расположение зарядок у конкретных операторов.
Эксперт по транспортным инновациям и советница заместителя министра инфраструктуры Марина Китина обнародовала собственное исследование количества зарядных станций. Данные ей предоставили 16 компаний-операторов. В общей сложности у них 3244 зарядных станции и 7757 точек зарядки. Из них «Медленные» в первую очередь предназначены для зарядки ночью, потому что для полной зарядки требуется 4-12 часов. Впрочем, зарядные точки такого типа устанавливают не только владельцы электромобилей возле своих домов, они есть и в общественных местах.«медленных» (мощность менее 22 кВт) — 5 920, «Быстрые» зарядки по большей части предназначены для парковок возле коммерческих и офисных центров, отелей и т.д. На них можно зарядить электромобиль от 20 минут до 2 часов. Скорость зависит как от типа и возможностей зарядной станции, так и от модели машины.«быстрых» (более 22 кВт) — 1 837.
В Украине соотношение количества электромобилей (31 187 по состоянию на 1 октября) к количеству точек зарядки (7 757) — 4. Это очень достойный показатель, на уровне лучших европейских показателей, такой же как в Нидерландах (4) и значительно лучше, чем в Польше (7)Марина Китина
Отечественную инфраструктуру оптимистично оценивает и Назар Шимоне-Давида:
Ездить днем нет проблем. Скоростные зарядки есть во многих местах, в том числе возле торговых центров. По нашему опыту, зарядная инфраструктура очень быстро развиваетсяНазар Шимоне-Давида
Назар добавляет, что в больших городах главная проблема владельцев электрокаров — найти место для ночной зарядки. В небольших населенных пунктах эту проблему решить проще (из-за меньшей густонаселенности), а это значит, что электрокар — хороший вариант не только для мегаполисов.
Электрокар в Украине — экзотика, роскошь или массовый вид транспорта?
В ноябре 2021-го украинцы зарегистрировали 905 электромобилей (162 машины — новые). Это на 76% больше по сравнению с ноябрем 2020 года.
Впрочем, украинцы продолжают выбирать автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В октябре их зарегистрировали 64 тысячи.
Поэтому, несмотря на то, что рынок электрокаров растет по сравнению с «традиционным», он выглядит каплей в море: 32 662 электромобиля против 6,5 миллионов машин с ДВС. На электрокарах сейчас ездит всего 1% украинских водителей.
Одна из причин, тормозящих переход на «зеленый» транспорт, — их высокая стоимость.
В исследовании Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) говорится, что количество приобретенных электрокаров напрямую зависит от благосостояния — чем ниже ВВП на душу населения, тем меньше продажи.
В Центральной и Восточной Европе, где ВВП на душу населения ниже 17 тысяч евро, электромобили покупают значительно реже. В богатых странах Северной Европы со средним ВВП в 46 тысяч евро доля электромобилей более 15%. Охотнее всего их покупают в Швеции, Нидерландах, Финляндии и Дании.
Такая же ситуация и с инфраструктурой зарядных станций: в Нидерландах, Франции и Германии их больше всего. В Нидерландах, например, 66 665 станций. А в Румынии, территория которой в шесть раз больше Нидерландов, — всего 493.
Tesla вместо «Ланос»: миссия выполнима?
Самая популярная модель в Украине (и самая дешевая) — Nissan Leaf — стоит около 35 тысяч долларов, или почти миллион гривен. В то же время средняя стоимость подержанного электромобиля — 18 тысяч долларов, свидетельствуют данные Института исследований авторынка.
И конкуренция здесь не в пользу «зеленого» транспорта, ведь средняя стоимость подержанной легковушки с двигателем внутреннего сгорания — 4,7 тысячи долларов.
Если говорить про электромобиль, то более или менее нормальный стоит от 12 тысяч долларов. Его покупают для того, чтобы повысить качество пользования продуктом: он более комфортен, тих, удобен, экономичен. Есть множество причин купить электромобиль, но это точно не купить авто за 2 тысячи и растаможить за тысячуНазар Шимоне-Давида
Лидер в переходе на электромобили — Норвегия, одна из самых богатых стран мира. В 2020 году доля «зеленых авто» среди новых регистраций там превысила 50%. Этого показателя Норвегия достигла еще и благодаря прямой поддержке сектора: для электрокаров отменили импортную пошлину, НДС и плату за регистрацию. В результате стоимость электромобилей и автомобилей с ДВС почти сравнялась.
В Украине льготы для электротранспорта также существенны: он освобожден от НДС и ввозной пошлины. Кроме того, отменен и налог на прибыль для предприятий, занимающихся исключительно производством электротранспорта, электродвигателей, батарей и зарядных устройств. Будет ли это стимулировать собственного производителя, отдельный вопрос.
Также парламент принял закон, вводящий «зеленые» номера для электромобилей и новые дорожные знаки: «для электромобилей», «кроме электромобилей», «станция зарядки электромобилей». Если владельцы машин с ДВС займут места для электрокаров или помешают им парковаться/заряжаться, то будут платить штраф.
Государство уже немало сделало для развития рынка электрокаров, считает Назар Шимоне-Давида. А то, что чиновники не вмешиваются в развитие инфраструктуры, только на пользу — услуги становятся более качественными.
По мнению Назара, больше всего рынку помогли бы доступные кредиты. И они, возможно, появятся. Президент Владимир Зеленский уверяет, что в рамках проекта «Украинская мечта» государство будет предоставлять льготные кредиты под 5% годовых именно для покупки электротранспорта.
Зеленое будущее близко?
В целом к 2030 году, согласно Национальной транспортной стратегии, Украина планирует довести долю электротранспорта во внутреннем сообщении до 75%.
А в Министерстве инфраструктуры в следующие восемь лет хотят полностью избавиться от «не зеленого» общественного транспорта. С 2027 года предлагается запретить ввоз подержанных автомобилей с дизельными двигателями внутреннего сгорания. А с 2030-го — запретить ввоз как подержанных, так и новых автомобилей на бензине или дизеле. Соответствующий законопроект уже подан в парламент.
Впрочем, как показывает опыт, лучше рынок электрокаров стимулируют не административные методы и законы, а увеличение доходов граждан. Поэтому пока размер ВВП на душу населения в Украине меньше 4 тысяч долларов, говорить о большом рынке электрокаров не приходится.