«Боюсь, что третьего раза я уже не выдержу». Как люди повторно болеют коронавирусом

В Украине ежедневно растет количество больных коронавирусом. Среди них есть и те, кто уже болел несколько месяцев назад. По информации Центра общественного здоровья, по состоянию на март таких людей было более 1300. 

Почему так случается, и от чего зависит, заболеет человек во второй раз — в нашем материале.  

«Во мне как будто закипает чайник»

38-летняя харьковчанка Ольга впервые заболела коронавирусом в конце декабря прошлого года. Тогда болезнь протекала легко: температура 37,4, усталость, кашель и насморк. Вкус и обоняние не пропадали. Правда, были нарушения сна, изменения настроения, поднималось давление.

«Почти как простуда, но с положительным ПЦР-тестом», — говорит Ольга.

После 20 дней болезни Ольга сдала ИФА-тест. Он показал, что вируса в крови нет, но и антитела не сформировались.

«Мне еще говорили, что если бы я в реанимации полежала, тогда бы антитела точно были», — вспоминает она.

В марте, женщина заболела снова. Сначала подумала, что простудилась. Хотя на этот раз температура повысилась до 38,5.

«Такая высокая температура для меня нехарактерна. Сердце выскакивало из груди. А хрипы были такие, что казалось, словно во мне закипает чайник», — рассказывает Ольга.

Харьковчанка Ольга переболела коронавирусом в декабре 2020-го и в марте 2021 годаOlga Nesterenko/Facebook

Она сдала анализы и сделала рентген. В его заключении говорилось, что у женщины двусторонняя вирусная пневмония, которую вызвал COVID-19.

«Если сравнивать, то мне кажется, что в первый раз я и не болела. А второй раз — паника, упадок сил, воспаление легких», — вспоминает она.

На этот раз о себе дали знать сопутствующие болезни — у Ольги постоянно поднималось давление, и она не могла его сбить, был гипертонический криз, проблемы с сердцем.

«Стоял ли вопрос, чтобы положить меня в больницу? Во-первых, не было мест. А во-вторых, сатурация не падала ниже 96. А это не показание к госпитализации», — объясняет женщина.

Сейчас Ольга фактически выздоровела. Но до сих пор должна принимать таблетки от сердца. В заключении врача говорится, что у нее постковидный синдром.

О возможности заболеть третий раз Ольга говорит со страхом: «Я просыпаюсь утром уже уставшей. А ночью как бы ни была утомлена, а спать не могу. Если будет еще и третий раз, не знаю, как я это выдержу».

Семейный врач Дарина Дмитриевская переболела в ноябре и еще раз — через два месяцаДарина Дмитриевская/Facebook

«Антитела меня бы не уберегли»

Семейный врач Дарина Дмитриевская также переболела COVID-19 дважды: в ноябре и еще раз — через два месяца.

В ее случае повторная болезнь тоже была тяжелее: с температурой, слабостью, нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, позже — с вирусным конъюнктивитом.

«Во второй раз у меня была высокая вирусная нагрузка. Заболела маленькая дочка, и я была с ней в тесном контакте. Доза вируса была огромная, поэтому, думаю, никакие антитела меня бы не уберегли» — рассказывает Дарина.

Во время встречи с вирусом организм активирует механизмы защиты. Это может быть клеточный иммунитет. Он обеспечивается сильным увеличением количества специальных клеток в организме, которые могут узнавать и уничтожать чужеродный агент, например, вирус.

После перенесенной болезни часть этих специальных клеток остается в организме, формируя иммунную память. Именно она позволяет при повторном контакте с вирусом переболеть легче и быстрее, а продолжительность такой защиты может быть от нескольких месяцев до нескольких лет.

Кроме клеточного, может быть гуморальный иммунитет это и есть антитела к вирусу, который вторгается в организм.

В течение первой недели после появления симптомов вырабатываются антитела класса IgА. Позже появляются антитела класса IgМ. А потом вырабатываются иммуноглобулины класса IgG, которые могут сохраняться от 2 до 4 месяцев, и их количество зависит от того, насколько тяжело человек переболел. Именно этот тип антител защищает от повторного инфицирования.

Врач-инфекционист Федор Лапий рассказывает, что у ученых пока нет ответа на то, каким должен быть защитный уровень антител к COVID-19, чтобы человек не заболел повторно: «Я знаю, каким должен быть защитный уровень антител к дифтерии и столбняку, но не к COVID-19».

Семейный врач Дмитриевская отмечает, что повторно заразившийся человек необязательно будет переносить болезнь тяжелее. Предсказать, как поведет себя коронавирус, тяжело. За все время пандемии к ней обращались до десяти таких пациентов, и у каждого тяжесть заболевания была разной.

«Любая инфекция, любая болезнь на фоне того, что была интоксикация, что были истощены силы организма, может проявляться гораздо сильнее. Но как будет в конкретном случае — вопрос для масштабных исследований», — объясняет Дарина

Еще два месяца после болезни врач восстанавливалась. Чувствовала себя слабой, у нее были апатия и тахикардия, работать было трудно. Хотя в первый раз она вышла на работу сразу после самоизоляции.

«Одно дело, когда у тебя здоровый организм, который долгое время не болел и впервые заболел ковидом. А другая ситуация — когда зима, стрессы и к тому же еще и повторное инфицирование», — заключает она.

Семейная врач Дарина Дмитриевская поолучает укол вакцины против COVID-19Дарина Дмитриевская/Facebook

Спасет ли вакцина от повторного заражения?

По результатам исследования датских ученых, опубликованного в медицинском журнале The Lancet, люди старше 65 лет почти вдвое чаще склонны к повторному инфицированию по сравнению с молодежью.

Ученые определяли уровень защиты от повторного инфицирования коронавирусом через 6-7 месяцев после первого инфицирования.

Результаты исследования показали, что у детей и взрослых до 65 лет иммунитет сохраняется в 80,5%-78,8% случаев. В то же время среди людей старшего возраста (65+) защиту имеют 47%.

Исследователи отмечают, что лучший способ защитить себя от инфицирования — вакцинация.

Федор Лапий объясняет, что Национальная техническая группа экспертов по вопросам иммунопрофилактики (НТГЭИ) не рекомендует определять уровень антител ни до, ни после вакцинации. Во-первых, потому что тест-системы для определения антител не стандартизированы. Во-вторых, во время клинических исследований вакцин Pfizer и AstraZeneca у людей, которые уже имели антитела после болезни, не было специфических побочных реакций. Что означает, что вакцинация тех, кто уже переболел, так же безопасна, как и тех, кто не болел.

«Те, у кого уже есть антитела, образовавшиеся в организме после болезни, все равно болеют повторно. Но мы точно знаем, что вакцины работают — после 12-14 дней уровень заболеваемости среди вакцинированных практически не растет, а если и есть случаи заболевания — то они не тяжелые. А среди невакцинированных — уровень больных растет», — объясняет Лапий.

По его словам, когда у человека, переболевшего коронавирусом, закончится период заразности и изоляции, он может сразу идти вакцинироваться. Правда, в НТГЭИ советуют отложить вакцинацию на шесть месяцев. В этот период повторные случаи заболевания встречаются редко. Поэтому прежде всего нужно вакцинировать тех, кто еще не болел COVID-19.

Дарина Дмитриевская также напоминает, что главная цель вакцинации предупреждение тяжелой формы заболевания и смерти. И вакцина, которую утвердил ВОЗ, защищает от госпитализации, реанимации, аппаратов искусственной вентиляции легких.

«Как долго будет сохраняться эта защита — неизвестно, COVID-19 всего полтора года. Нужна ли будет ревакцинация и когда именно, мы узнаем позже», — говорит врач