Будет ли второй Чернобыль? Самое важное, что нужно знать о возможном теракте на ЗАЭС и о том, как уберечься от радиации

Разговоры о возможном теракте на временно оккупированной россиянами Запорожской атомной электростанции особенно оживились в последние дни, когда украинская разведка сообщила о заложенной взрывчатке вблизи реакторов. Как может развиваться вероятная авария на ЗАЭС? Чем это опасно и какие может иметь последствия? И что делать украинцам при худшем сценарии?

hromadske пообщалось с экспертами, чтобы ответить на эти и другие вопросы.

Как именно оккупанты могут реализовать теракт на ЗАЭС?

Руководитель военной разведки Украины Кирилл Буданов предупредил, что россияне заминировали охладитель на захваченной Запорожской АЭС. Также, по его словам, россия разместила взрывчатку вблизи четырех энергоблоков из шести. Разведка располагает информацией о возможном террористическом акте со стороны россии на ЗАЭС с выбросом радиации. Президент Владимир Зеленский отмечал, что россияне уже все подготовили для совершения террористического акта.

4 июля Генштаб ВСУ сообщил, что на крыше третьего и четвертого энергоблоков ЗАЭС оккупанты разместили посторонние предметы, похожие на взрывные устройства. Их подрыв не может повредить энергоблоки, но может создать картинку, что станцию якобы обстреляли украинские военные. Зеленский призвал мир отреагировать на угрозу провокации, которую могут совершить россияне на ЗАЭС.

российский военный конвой едет на Запорожскую АЭС, 1 мая 2022 годаAP Photo / File

В Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), однако, утверждают, что не обнаружили «видимых признаков минирования или размещения взрывчатки» во время инспектирования ЗАЭС. Но для более тщательной проверки эксперты агентства запросили дополнительный доступ к объектам станции.

Насколько защищены реакторы Запорожской АЭС?

Старший научный сотрудник Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины Елена Паренюк отметила, что на украинских АЭС строят реакторы, которые должны выдержать падение небольшого самолета без причинения вреда. Взрывчатка, которую оккупанты установили на крышах, «не похоже, что будет страшнее самолета», считает эксперт.

Также она отметила, что поскольку на территории Украины есть опасность смерчей, все защитные оболочки реакторов (саркофаги-контайнменты) рассчитаны, чтобы выдерживать сильные смерчи.

Запорожская АЭС, вид с противоположного, «никопольского» берега ДнепраWikimedia Commons

Но Чернобыльская АЭС тоже была защищена и все равно взорвалась?

После Чернобыльской катастрофы человечество узнало, что реакторы все-таки могут взрываться, а выброс радионуклидов в окружающую среду имеет катастрофические последствия. С тех пор были разработаны и внедрены новые методы защиты реакторов, чтобы такого выброса больше не происходило.

Дело в том, что конструкция Чернобыльских реакторов предусматривала только блоки биологической защиты — негерметичные чаши и огромные тяжелые кубы, которые могли оградить разве что от небольших выбросов радионуклидов. После аварии на ЧАЭС все реакторы строят в герметичных саркофагах-контайнментах, которые должны защитить окружающую среду от радионуклидов из реактора. Такой саркофаг есть и на Запорожской АЭС.

Панорама Чернобыльской АЭС после катастрофыWikimedia Commons

Возможен ли второй Чернобыль?

Эксперт Елена Паренюк и кандидат биологических наук, радиобиолог Екатерина Шаванова убеждены, что нет.

Шаванова объяснила, что на Запорожской АЭС другой тип реактора, чем был на Чернобыльской. Также на Запорожской станции нет графита (именно отсюда история о графитовых стержнях, не успевших выполнить функцию «замедлителей» на четвертом блоке ЧАЭС), а вместо него вода.

Саркофаг над четвертым блоком Чернобыльской АЭСWikimedia Commons

«Не будет здесь 10 Чернобылей. Может быть что-то другое, но Чернобыля больше не будет», — считает Шабанова, опровергая распространившуюся в сети информацию, что последствия от катастрофы на ЗАЭС якобы могут быть в десять раз хуже, чем на ЧАЭС.

Но угроза связана не только с ядерным реактором.

Как может развиваться авария на ЗАЭС?

Возможных сценариев множество. Например, теракт может повлечь за собой выброс радионуклидов в воздух, и тогда зона поражения будет зависеть от направления ветра. Более вероятным, по мнению Паренюк и Шавановой, может быть утечка в устье Днепра. Поскольку Каховской плотины, которая сдерживала потоки воды, уже нет, радионуклиды может вынести в Черное море.

По одной из версий, теракт на ЗАЭС может напоминать Кыштымскую аварию 1957 года — первую в СССР чрезвычайную радиационную ситуацию. Тогда разогрелось и взорвалось хранилище ядерных отходов, и радионуклиды начали утекать в реку в Челябинской области.

В разгар Холодной войны ликвидировать аварию начали не сразу, поэтому ее социально-экологические последствия оказались очень серьезными. Если бы власть сразу предупредила население, провела деактивацию или отселила людей, авария, возможно, не приобрела бы такой масштаб.

Эксперты отмечают, что в условиях войны быстро и эффективно ликвидировать последствия при теракте на ЗАЭС тоже может быть сложно. Особенно учитывая, что сама Запорожская АЭС под оккупацией.

Авария на АЭС Три-Майл-Айленд 1979 года – еще один вариант того, как гипотетически может развиваться ситуация в Запорожье. Тогда на станции в США произошел блэкаут из-за ошибки операторов. Из-за отсутствия запасных линий электропередач на АЭС отключилось электроснабжение и охлаждение реактора. Сам реактор расплавился, но из него ничего не вытекло, радионуклиды остались на АЭС. Станцию законсервировали и до сих пор с ней ничего не делают.

Президент США Джимми Картер и губернатор штата Пенсильвания Дик Торнберг осматривают приборную панель радиационного контроля в комнате управления АЭС Три-Майл-Айленд, 1 апреля 1979 годаWikimedia Commons

С тех пор на атомных электростанциях всегда есть резервные линии электропередач. Запорожскую АЭС недавно впервые за четыре месяца снова подключили к единственной доступной резервной линии мощностью 330 кВ. До этого станция могла полагаться только на основную магистральную линию в 750 кВ, а в случае ее отключения включались дизельные генераторы — крайняя мера, которую ядерщики считают чрезвычайной ситуацией.

Также инцидент на Три-Майл-Айленд показал, что на атомных станциях всегда нужна вода для охлаждения. «Энергоатом» каждое утро отчитывается об уровне воды в охладителях ЗАЭС. Реакторы станции сейчас находятся в состоянии «холодной остановке» и потому, по словам экспертов, этой воды, скорее всего, хватит. Однако пятый реактор — в «горячей остановке», и Шаванова называет это «моментом шантажа» со стороны оккупантов, поскольку они могут его снова включить.

По еще одному сценарию, подрыв системы охлаждения может вызвать на Запорожской АЭС аварию, подобную Фукусимской в 2011 году. Тогда в результате землетрясения и последующего затопления прекратилось охлаждение трех атомных реакторов. Власти создали зону отселения, но уже через три года люди вернулись.

Пожарные машины на работах по ликвидации аварии на АЭС в ФукусимеWIkimedia Commons

К каким последствиям может привести теракт на ЗАЭС?

Сейчас ответить на этот вопрос трудно. Все зависит от многих факторов: будет ли выброс в атмосферу или утечка в водоемы, куда будет дуть ветер, насколько быстро удастся ликвидировать аварию и т.д.

Эксперт по ядерной безопасности Ольга Кошарная предполагает: если оккупанты снова запустят пятый энергоблок (сейчас он единственный находится в состоянии «горячей остановки», другие — в «холодной»), тогда может начаться цепная реакция и будет производиться опасный при радиационной аварии Йод-131 широко используется в ядерной энергетике. Он оказывал существенное негативное влияние на здоровье населения в результате наземных испытаний ядерных вооружений, а также вследствие Чернобыльской и Фукусимской катастроф.йод-131.

Если реактор в состоянии холодной остановки не охлаждать, серьезная авария может начаться через 8 дней, в случае с горячим реактором — через 27 часов. Может произойти взрыв, подобный тому, что был на Фукусиме, с радиационными последствиями. Он, «конечно, по объему будет меньше, чем на Фукусиме, но мало никому не покажется», считает Кошарная.

А вот профессор Института радиологии окружающей среды Университета Фукусимы Марк Железняк считает, что если россияне используют «фукусимский сценарий», то катастрофически разрушительных последствий от этого теракта не будет. По его словам, это не будет радиационной катастрофой, потому что выброс радиоактивного йода на нерабочей станции невозможен. В зоне наибольшего риска выброса других радионуклидов находятся только города, расположенные близко к ЗАЭС — Энергодар и Никополь, отметил эксперт.

Представитель Института проблем математических машин и систем НАН Украины Иван Ковалец проработал более 150 различных метеорологических сценариев, по которым могут развиваться события на ЗАЭС при взрыве. По его мнению, по самому худшему сценарию придется эвакуировать людей в радиусе 20 км по направлению ветра. Последствия для них могут быть ощутимее, чем для отдаленных населенных пунктов. И даже в этом случае они будут значительно слабее, чем если бы станция работала.

Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности отметил, что последствия аварии будут зависеть от того, выдержит ли гермооболочка реактора. Если саркофаг не повредится, но будет плавиться активная зона реактора (это может случиться в случае полного обесточивания одного энергоблока ЗАЭС или повреждения системы охлаждения), тогда радиационные последствия аварии в основном будут ограничиваться пределами санитарно-защитной зоны — 2,5 километра вокруг АЭС.

А если произойдет авария с открытым (или поврежденным) саркофагом, то радиационные последствия аварии будут иметь более широкую географию и худшие последствия. Территория загрязнения зависит от конкретного сценария и метеорологических условий.

Так что с этим делать?

В случае аварии на Запорожской АЭС официальные органы власти будут информировать украинцев об уровне выбросов, развитии ситуации на аварийном энергоблоке, прогнозируемой зоне загрязнения и т.д.

Если произойдет радиационная авария на АЭС, украинцам придет уведомление о чрезвычайной ситуации. Услышав сигнал тревоги, необходимо включить радио, телевизор или интернет и прослушать сообщение. Доверять следует только проверенной информации, сообщенной официальными органами власти.

Украинский спасатель в противорадиационном костюме во время учений в Запорожье, 29 июня 2023 годаAP Photo / Evgeniy Maloletka

Самое важное — это спрятаться. Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности обнародовал более подробную инструкцию, как действовать в случае аварии людям в зоне поражения:

  • Сначала наденьте респиратор или ватно-марлевую повязку. Если их нет, прикройте нос и рот полотенцем, платком или шарфом.
  • Оставайтесь в помещении или найдите ближайшее укрытие или подвал, если вы на улице. Держитесь подальше от стен и крыши — на них оседает радиоактивный материал.
  • Если вы пришли с улицы, снимите верхний слой одежды и поместите его в пластиковый пакет или герметичный контейнер. Это может устранить до 90% радиоактивного загрязнения и уменьшит время, в течение которого вы находитесь под влиянием радиации.
  • Закройте и заблокируйте все окна, двери и вентиляционные проемы в помещении и не подходите к ним без необходимости. Выключите кондиционер и отопители.
  • Безопасными для употребления являются только бутилированная вода и еда в герметичных контейнерах (банках, бутылках, коробках) или еда, которая была в холодильнике или морозильной камере.
  • Соблюдайте правила личной гигиены: протирайте влажной тряпкой или чистым полотенцем пищевые контейнеры, столы и посуду. Не забывайте и о своих домашних любимцах — протрите миски и коврики. Использованные тряпки положите в пакет или пластиковую коробку, которая герметично закрывается.
  • Следите за дальнейшими сообщениями от ГСЧС, Госатомрегулирования, Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасностиГНТЦ ЯРБ, «Укргидрометцентра», армии, полиции или местных органов управления. Они сообщат о дальнейших действиях, необходимости в эвакуации и правилах безопасности.

А йод пить нужно?

В Государственном научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности отмечают, что ни один сценарий событий на ЗАЭС не требует проведения йодной профилактики.

Эксперты Паренюк и Шаванова отметили, что таблетка йодида калия защищает щитовидную железу от радиации, но не создаст «волшебный щит». Поскольку сейчас на ЗАЭС все энергоблоки не работают, радиоактивный йод не может выделиться даже в случае теракта. Потому и потребности в таблетках йодида калия пока нет.

Тем не менее пятый реактор все еще остается горячим и оккупанты могут его снова запустить, и радиоактивный йод начнет производиться. В таком случае в случае аварии на станции официальные органы Украины сообщат, жителям каких населенных пунктов нужно выпить йодид калия и в каких дозах.