Бумага как роскошь и платные новости. Какими будут украинские медиа после карантина

Эпоха бесплатных качественных медиа завершается. Коронавирусный кризис доказал, что полагаться только на рекламные заработки издатели не могут. Поэтому всё больше изданий запускают кампании сбора пожертвований и платные системы подписки. В то же время Украина ждет бум подкастов и умных гаджетов, с которыми можно будет даже поспорить.

Украинские медиа в поисках новой бизнес-модели

Эпоха бесплатной и сравнительно качественной журналистики в Украине продолжалась почти десятилетие — примерно с 2010 по 2020 год.

С одной стороны, технологический прогресс сделал тиражирование и распространение текстовых и видеоматериалов быстрым и дешевым процессом. Исчезла необходимость печатать горы бумаг и развозить их по киоскам — достаточно было создать сайт и публиковать на нем статьи. Инвестировать сотни миллионов в телестудию больше не было необходимости — появилась возможность запустить свой ютуб-канал и сразу стать известными, как это в свое время сделало hromadske.

С другой стороны, социальные сети, особенно в первые годы этого десятилетия, не представляли серьезной угрозы для классических медиа. Рекламные деньги перекрывали основные расходы редакций, хотя и не делали этот бизнес слишком прибыльным. Казалось, еще года три-четыре упорной и честной работы, и можно выйти в ноль или даже получать небольшой стабильный доход. А все проблемы — это просто отголоски мирового кризиса 2007-2008-го годов. Вскоре экономика пойдет вверх и на медиа можно будет заработать.

Надежды оказались напрасными. После кризиса 2007 года пришла революция и война 2014-го, а окончательно всё на свои места расставил коронакризис 2020 года. Как говорит главный редактор издания Liga.net Борис Давиденко, всё это время медиа находились в поисках новой, не рекламной бизнес-модели. Очередной кризис заставил эти поиски ускорить.

Бумага — это роскошь

В 2019 году Центр журналистики при Киевской школе экономики провел исследование бизнес-моделей украинских медиа. Выяснилось, что украинские издания преимущественно зарабатывали на рекламе или получали поддержку извне от владельцев или грантодателей, а почти все заработанные деньги тратили на зарплаты журналистам. Исследовательница Анна Гарус предупреждала, что такая модель неустойчива, и рекомендовала вкладывать больше в сам бренд медиа и искать новые источники доходов. 2020 год доказал, что советы были полезными.

Пандемия ковида заставила изменить свои бизнес-модели большинство украинских редакций. Почти все национальные бумажные издания прекратили или временно приостановили выход. Зато онлайн начал зарабатывать на читателях.

До коронакризиса НВ запустили цифровую подписку (так называемый пейвол), а после карантина о сборе целевых пожертвований (донейтов) объявили другие издания, среди которых очень разные — «Український тиждень», «Левый берег», «Хмарочос», уже упомянутая Liga.net и другие. «Украинская правда» запустила виртуальный клуб читателей с платным доступом, нечто похожее создал онлайн-журнал The Ukrainians.

Запускать новые бумажные издания могут себе позволить только очень мощные бренды. Например, в разгар карантина вышел первый за долгие годы Forbes Украина. Такое издание можно считать премиальным, поскольку материалов этого журнала в интернете нет.

Телевизионные каналы, которые в Украине в основном финансируются олигархами и не являются бизнесом, тоже начали меняться. Пока благодаря сокращению людей и оптимизации бизнес-процессов, отказу от закупки дорогих иностранных шоу и передач. Но вскоре и они будут вынуждены руководствоваться деловой, а не политической логикой, ибо современная молодежь почти не смотрит телевидение. Классический телевизор — в прошлом.

Пассажир в вагоне метро, работу которого восстановили после двух месяцев карантина, читает бумажную газету, Киев, 26 мая 2020Чузавков Сергей / УНИАН

Поговори с гаджетами

Моему сыну 4,5 года, а он уже говорит с Siri — виртуальным голосом рабочего компьютера. На западе с электронной техникой разговаривает гораздо больше людей. В исследовании Polis, подразделения Лондонской школы экономики, говорится о распространении роботизированных помощников в различных устройствах. В Украине такие девайсы — пока редкость, а вот во многих американских семьях есть «умные» колонки от Apple или Google, наши восточные соседи также имеют свой аналог -—смарт-колонку от Яндекса.

Такие голосовые программы пока могут отвечать на простые вопросы о погоде или ходе спортивного матча, включить свет или любимую музыку, рассказать простой анекдот. Но впоследствии пользоваться голосовым помощником будет так же просто, как поисковым сервисом или социальной сетью.

Звуковые медиа становятся всё более популярными в западном мире. Аудио-программы «на заказ» (так называемые подкасты) уже стали привычными в США, Бразилии, Великобритании и Западной Европе. Там это не просто развлечение или новый формат для медиа. Это настоящая индустрия со своими звездами, фанатами и хитами-блокбастерами.

Самый популярный в мире подкаст, The Daily, делает газета New York Times. Голос этой ежедневной новостной программы — Майкл Барбаро — очень известный. Магия звукового шоу превратила его из обычного политического журналиста в звезду. Этот подкаст прибыльный, одно рекламное объявление в нем стоит до 50 тысяч долларов.

Другой пример — авторское шоу Джо Рогана. Известный американский комик и спортивный комментатор продал права на свою программу и на ее видеоверсию шведскому сервису потокового аудио Spotify за 100 миллионов долларов.

В Украине звуковые шоу пока не стали выгодным бизнесом. Но подкасты есть. (Вот какие делает hromadske). Кстати, наши материалы об Украине после карантина можно не только прочитать, но и послушать. Детали — на сайте проекта aftercovid19.in.ua.

Прохожие в медицинских масках с мобильными телефонами во время карантина в Киеве, 20 марта 2020Мусиенко Владислав / УНИАН

Медиа охотятся за молодежью

Последний тренд, на который стоит обратить внимание — это старение аудитории медиа. Мы уже говорили о нем в контексте телевидения, но и онлайн-газеты теряют молодых читателей. Во всем мире, не только в Украине. Reuters Institute исследовал, что именно читает молодежь в США и Великобритании. Несмотря на то, что молодые люди много времени находятся онлайн, новостные ресурсы не попадают даже в список 25 самых популярных сайтов, которые они посещают.

Британский регулятор медиа Ofcom в прошлом году заявил, что молодая аудитория общественного вещателя ВВС уменьшается, и это является угрозой для будущего компании. Риски чувствуют и коммерческие медиа. Американский Bloomberg инвестирует в сервис потокового видео QuickTake, рассчитывая на молодую аудиторию, хотя он имеет и классический Bloomberg TV.

Украинские медиа пока мало думают о молодежи, и напрасно. Потому что если не работать с молодой аудиторией, то вскоре можно остаться без аудитории вообще.

Автор — Андрей Яницкий, руководитель Центра журналистики при Киевской школе экономики, экономический журналист и редактор с 15-летним опытом. Андрей также является одним из соучредителей рассылки для профи в медиа ProMedia Report, которая рассказывает о главных трендах мировой журналистики. Статью для hromadske автор построил на основе материалов рассылки.