Часть украинок теперь военнообязанная. Как служат женщины в армиях мира
В Вооруженных силах Украины уже служит более 42 тысяч женщин, из них 5 тысяч — непосредственно на передовой. С 1 октября на военный учет должны стать украинки, имеющие медицинскую или фармацевтическую специальность.
Гендерный паритет в армии — это то, чем пока не может похвастаться ни одна страна мира. Однако некоторые армии все же приближаются к равенству в требованиях к женщинам и мужчинам, а также открывают женщинам доступ на боевые должности, которые до недавнего времени считались сугубо мужскими.
Какие факторы влияют на этот процесс и почему пока женщины не служат наравне с мужчинами — рассказывает hromadske.
Сначала немного истории
«Правительница, которая заботилась о Египте, заботилась о своих воинах и защищала их», — свидетельствовала надпись на гробнице царицы Ахотеп I, умершей еще в далеком 1530 году до н. э. Именно ее упоминают как первую женщину-воительницу в истории. После смерти мужа Ахотеп переняла правление и успешно выгнала повстанцев из земель Египта.
То, что она была уважаемой военачальницей, подкрепляет и находка из ее погребения — ожерелье с тремя подвесками в форме мух, размером с ладонь, которые символизировали военную честь.
Хатшепсут — более известная египетская фараонка, жившая столетием позже, провела не менее четырех военных кампаний и, говорят, непосредственно возглавляла свои войска и отдавала приказы на поле боя.
У воинственных египетских лидеров, конечно, было много последовательниц. В «Повести временных лет» есть упоминания об известных воинственных кочевницах — амазонках. У древних кельтов женщины часто участвовали в войнах наравне с мужчинами. А в Древнем Риме женщины хоть и не участвовали в военных походах, однако могли быть гладиаторами.
Конечно, упоминается и 17-летняя Жанна Д'арк, которая сняла осаду Орлеана во время Столетней войны. Но в целом, если посмотреть на историю Античности и Средних веков, заметно: женщины во главе армий или просто в их составе были скорее исключением, чем нормой.
Историки часто приводят две опции участия женщин в средневековых войнах. Во-первых: военные походы были дорогими кампаниями и состоятельные аристократки приобщались к их финансированию. Во-вторых: женщины часто сопровождали мужчин в этих походах и фактически выполняли свои привычные домашние функции, но теперь в полевых лагерях.
Однако на приграничных территориях Средневековой Европы, где была постоянная угроза нападения или вспышки новой войны, гендерные роли порой стирались: женщины наравне с мужчинами могли тушить пожары, копать оборонительные рвы и строить укрепления, а еще ухаживать за ранеными.
Правда, захоронения некоторых женщин викингов, где были найдены наконечники стрел, копья или топоры, свидетельствуют, что они могли сражаться с мужчинами. А в средневековой Японии появилось понятие «онна-бугэйся» — женщина-самурай, в совершенстве владевшая холодным оружием: нагината, танто, короткими кинжалами. Однако бушидо — идеология воинов Японии — все равно главной обязанностью таких женщин называла служение своему мужу.
Еще в XVI-XVII веках в Британии начали привлекать женщин для работы в военных госпиталях. И первой страной, где женщины стали полноправными военнослужащими с соответствующим статусом, была Канада. С 1895 женщин там принимали на военную службу в мирное время, в том числе и в боевые части.
Женщины во время Первой и Второй мировых войн
Переломным моментом для статуса женщины в обществе в целом и в армии для многих стран стала Первая мировая война. Основной функцией женщин все еще оставалось обслуживание и тыловое обеспечение, однако в невиданных до сих пор масштабах нужно было заменить мужчин, отправившихся на фронт.
По состоянию на 1918 год примерно миллион британок были задействованы в производстве боеприпасов для войска. Женщины стали водителями автобусов, кондукторами, полицейскими — заняли должности, до сих пор недоступные для них.
В 1914-м женщины потребовали возможности отправиться на фронт. Тогда Военное ведомство Британии разобралось, что многие работы, которые на тот момент выполняли мужчины-солдаты во Франции, вполне способны выполнять женщины. Так в 1916 году появился Женский армейский вспомогательный корпус (WAAC).
В 1917 году была основана Женская королевская военно-морская служба, а еще через год — Женские королевские военно-воздушные силы. В общей сложности более 100 тысяч женщин присоединились к Вооруженным силам Великобритании во время войны.
Тысячи женщин были медсестрами, многие шли волонтерами Красного Креста или непосредственно армий. Кстати, пока американские экспедиционные силы еще готовились к выходу за океан, медсестер армии США отправили вперед и назначили в британские экспедиционные силы.
Во время Второй мировой женщины служили во всех родах войск во многих странах:
- около 225 тысяч в британской армии;
- 450-500 тысяч в американской;
- 500 тысяч в войсках нацистской Германии;
- около 800 тысяч в армии СССР (из них около 177 тысяч служили в войсках ПВО, 42 тысячи были связными, 40 тысяч — в ВВС).
В Третьем рейхе во времена Второй мировой была Женская вспомогательная служба связи, женщин брали в Люфтваффе и вспомогательную службу ВМС. Незамужних молодых женщин мобилизовали для защиты Германии: либо работать в оборонной отрасли промышленности, либо выполнять вспомогательные функции в армии. В СС женщин также брали после прохождения строгого отбора.
В Британии в это время появляется Женский вспомогательный территориальный корпус (ATS), где служили около 198 тысяч женщин. Кстати, в 18-летнем возрасте в него вступила на тот момент принцесса, а впоследствии королева, Елизавета II, которая стала водителем-механиком. Еще более 180 тысяч женщин были задействованы в Женской вспомогательной службе ВВС, а также Королевском флоте.
Следует напомнить, что женщины были и в Украинской повстанческой армии. Точное количество установить сложно, но известно, что они служили как разведчики, связисты, медсестры.
Среди связных УПА одной из самых известных является Галина Дидык (Анна, Молочница) — связная главнокомандующего УПА Романа Шухевича. Как говорится в летописи УПА, Шухевич обращался к Дидык исключительно «друже Галино» и от собратьев требовал уважительного отношения к женщинам в армии.
Помощь раненым «уповцам» оказывал подпольный «Украинский красный крест», который в полноценную медицинскую службу превратила Екатерина Зарицкая-Сорока (Монета). Среди его отделов был и подготовительный, где тренировали врачей и обучали новых медсестер и санитарок.
Современность
Армию Израиля часто упоминают как классический пример прогрессивного военного формирования, где женщины служат почти наравне с мужчинами. Через два года после основания Израиля, в 1949 году, появился закон о службе обороны, который зафиксировал военную службу обязательной и для женщин.
И для мужчин, и для женщин военная служба в Израиле — это прежде всего определенный этап взросления и социализации. Однако женщины могут быть освобождены от службы в случае замужества, беременности или религиозных убеждений. Да и длится она на полгода меньше, чем у мужчин, — два года.
Сначала женщинам в израильской армии разрешали служить только в тылу, например, медсестрами. Но в 1995-м Верховный суд дал зеленый свет для вступления женщин и в боевые подразделения, что повлекло за собой рост доли женщин в составе войска. В настоящее время, как говорится на официальном сайте Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа), женщины составляют 33% всех военнослужащих и 51% всех офицеров, а 92% всех подразделений армии открыты для вступления женщин.
Однако, как пишет издание Haaretz, есть нюансы, не позволяющие говорить о полном гендерном равенстве в Израильской армии. Большинство спецподразделений и пехотных бригад все еще закрыты для женщин.
Для поступления, например, в медицинский корпус женщинам нужно соответствовать крайне жестким критериям: быть ростом более 166 см, весить не менее 78 кг, пробежать 3 километра менее чем за 15 мин и сделать по крайней мере 10 подтягиваний.
А еще есть религиозные ограничения, по мнению издания, влияющие на гендерное равенство в Израильской армии: руководство войска не хочет разгневать раввинов, которые могут запретить своим ученикам служить в одной воинской части с женщинами.
По словам исследователя Илларии Симонетти, «несмотря на присутствие женщин, армия в Израиле остается местом маскулинности, продвижения мужчин по службе, а также — укрепления гендерного разделения. В основе этого сценария лежит национальный дискурс, который ценит мужчин как героев, а женщин — как продолжательниц нации, которую необходимо защищать».
В Норвегии женщин привлекали в армию еще с 1938 года, а в 1985 году парламент страны принял законодательство о равных возможностях для мужчин и женщин в армии.
В 2013 году Норвегия стала первой страной-членом НАТО, которая приняла концепцию «общей воинской повинности», то есть начала призывать в армию как мужчин, так и женщин. Все норвежцы старше 18 лет должны пройти 12 месяцев обязательной начальной военной службы. А потом — еще 7 месяцев дополнительных опций по выбору: подготовка по повышению квалификации или, например, участие в военных учениях.
После 2015 года процент женщин в норвежских вооруженных силах постоянно рос. В 2020 году треть из тех, кто проходил срочную военную службу, составляли женщины.
Это не значит, однако, что в Норвегии служат все: чтобы попасть в армию, нужно пройти отбор. Как женщинам, так и мужчинам призывного возраста вооруженные силы присылают форму, которую нужно заполнить сведениями о состоянии своего здоровья и мотивации присоединиться к армии.
Затем отобранных кандидатов (а это около 17,5 тысяч из 60 тысяч, попадающих под призыв) зовут на собеседование и тестирование. В конце концов, службу проходят где-то 7,5 тысяч наиболее мотивированных.
Кандидатов на финальном этапе оценивают по 9-балльной шкале, и чтобы попасть в армию, нужно набрать по меньшей мере 5. Примечательно, что для средней оценки для женщин требования ниже, чем для мужчин, а для оценки 8 и 9 нормативы одинаковы для обоих полов.
Осенью 2020 года в Вооруженных силах Норвегии провели опрос касательно травли и сексуальных домогательств (MOST), который показал, что 63% женщин в возрасте до 30 лет в армии подвергались сексуальным домогательствам. Нежелательное внимание и комментарии касательно женского тела, шутки с сексуальным подтекстом — самые частые проявления гендерных предубеждений в армии, по словам опрошенных.
Такой процент — лучший результат, чем в 2018-м, когда проводился предварительный опрос, но все же он частично объясняет, почему так мало норвежских женщин потом хотят оставаться в армии строить карьеру.
Опыт Норвегии по призыву женщин вскоре переняла Швеция (которая вернула всеобщую воинскую повинность после отмены в 2010 году из-за нехватки добровольцев) и Нидерланды.
В Соединенных Штатах служба в армии в целом добровольна: в последний раз призыв был еще в 1970-х, когда продолжалась война во Вьетнаме. Однако мужчинам — как гражданам США, так и иммигрантам — нужно становиться на военный учет.
Законодательство, которое позволило американкам служить в армии, было принято в 1948 году — после того, как женщины уже активно участвовали в двух мировых войнах. В 1970-х женщинам впервые разрешили поступать в военные академии, а в 1990-х — служить на боевых кораблях американских ВМС.
В настоящее время в армии США около 16% женщин. Почти все боевые подразделения в армии открыты для женщин, но в разных структурах количество женщин отличается: в Корпусе морской пехоты женщин 8%, а в ВВС — 19%.
Генерал в отставке Лори Робинсон отмечает, что на руководящие должности в армии для женщин все еще существует «стеклянный потолок», да и несмотря на то, что армия как отражение общества становится все более инклюзивной структурой, общая доля женщин в ней все равно невелика.
«В США еще не было женщины-члена Объединенного комитета начальников штабов или женщины-министра обороны (или его заместителя)», — говорит Робинсон.
Женщины могут служить и в армиях недемократических стран — например, КНДР. Там срок службы составляет 10 лет для мужчин и 6-7 лет для женщин. Служба в армии КНДР подается как престиж, однако, по свидетельствам сбежавших из страны бывших военнослужащих, армия предусматривает также физические издевательства, сексуальное насилие над женщинами и жесткую систему наказаний.