Частная армия или фантомная боль? Почему Зеленский хочет отобрать у Монастырского Нацгвардию
Ее называли чуть ли не «армией Авакова». И еще в 2019-м пытались переподчинить Зеленскому — «а то вдруг Майдан».
Два года назад Национальная гвардия стала причиной серьезного конфликта между Аваковым и Зеленским. Тогда министр грозил увольнением, если нацгвардейцев заберут из-под его влияния. В конце концов, два влиятельных лица власти договорились оставить все как есть.
Эта договоренность «обнулилась» вместе с отставкой Авакова. Уже на следующий день снова прозвучало: Нацгвардию надо отобрать у МВД. И вместе с этим преемник Авакова высказал свою позицию, которая идет в разрез с позицией Банковой.
Во время выступления в парламенте за полчаса до своего назначения Денис Монастырский в двух предложениях объяснил, почему Нацгвардия находится в подчинении МВД. На это объяснение мало кто обратил внимание. Но в команде президента заявление Монастырского точно заметили. И уже через пару часов глава фракции «Слуга Народа» Давид Арахамия озвучил планы об отделении Нацгвардии от МВД.
Приведет ли это разномыслие к новому конфликту между Офисом президента и министром? Решится ли Монастырский пойти против воли Зеленского? И кто же на самом деле будет руководить пятидесятитысячным военным формированием? В этом разбиралось hromadske.
Как новый министр «слуг» удивил
«Я из команды президента». С этих слов 16 июля начал свою речь в парламенте Денис Монастырский. Следующие 10 минут он оценивал свои приоритеты в случае утверждения его кандидатуры во главе МВД.
Во время этого выступления его несколько раз прерывали аплодисментами. Но несколько предложений «слуги» восприняли с удивлением. А именно — заявление о Нацгвардии.
«Нацгвардия... наравне с полицией участвует в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Именно поэтому министр внутренних дел координирует совместные усилия полиции и Нацгвардии для обеспечения всеобщего спокойствия и безопасности», — заявил Монастырский перед утверждением его в должности министра.
Впоследствии он повторил этот тезис уже во время представления личному составу министерства. При этом в зале присутствовал и Владимир Зеленский. Однако публично президент на такую позицию Монастырского не отреагировал.
Вместо Зеленского это сделал глава фракции «Слуга Народа» Давид Арахамия. В тот же день он появился в студии телеканала Рината Ахметова «Украина 24» и поделился планами отделить несколько структур от МВД.
«МВД — большая структура. У нас как у правящей коалиции есть план, что такие крупные министерства надо разбивать на несколько инстанций. Нацгвардия должна быть разделена с Нацполицией, как и пограничная служба», — заявил Арахамия.
Тогда удивились уже в МВД.
«Нам непонятно, на чем оно (заявление Арахамии, — ред.) основывается. Может, Арахамия знает то, чего не знаем мы», — сказал в беседе с hromadske один из руководителей министерства.
Похоже, что перед назначением Монастырского с ним не согласовали важные нюансы по его работы.
На том же эфире Арахамия рассказал, что Монастырский на месяц исчезнет из информационного поля. И только потом представит свое видение изменений в министерстве.
Что такое Нацгвардия и почему она всем нужна?
В Офисе президента hromadske подтвердили, что существует общее видение: Нацгвардию нужно вывести из структуры МВД. А по информации источников hromadske во фракции «Слуга Народа», команда президента может вернуться к старому законопроекту №1007, который выводит Нацгвардию из-под влияния МВД. Это документ, который Зеленский внес в Верховную Раду в первый же день работы нового созыва — 29 августа 2019 года.
Сейчас, в соответствии с законом, Нацгвардия является военным формированием с правоохранительными функциями и входит в структуру МВД. Именно она отвечает за пресечение массовых беспорядков, при этом еще и координирует в подобных случаях работу всех правоохранительных органов. Командующий Нацгвардией назначается президентом по представлению министра внутренних дел. Но военно-политическое и административное руководство осуществляет исключительно министр.
И вот именно роль министра в законопроекте предлагается убрать. В 2019-м это называли «реформой», и объясняли, что Нацгвардия как воинское формирование относится не к сфере внутренних дел, а к сфере национальной безопасности и обороны. Соответственно, и управлять ей должен не министр, а президент.
Но через год уже бывший руководитель Офиса президента Андрей Богдан в интервью «Украинской правде» назвал другую версию.
«Я говорил: “Владимир Александрович, а вдруг Майдан? А кто нас защищать будет? Управление государственнной охраныУГО? 2000 человек. Или кто?”» — рассказывал Богдан.
При этом Богдан вспоминал события 2007 года. Тогда в стране произошел острый политический кризис. Президент Виктор Ющенко объявил о роспуске парламента, а правительственно-парламентская коалиция во главе с Виктором Януковичем отказывалась подчиниться этому решению.
Дошло до штурма Генпрокуратуры подразделением «Беркут», которым руководил лично министр внутренних дел Василий Цушко. И именно в период того кризиса Ющенко подчинил себе Внутренние войска, которые впоследствии переродились в Нацгвардию.
Монастырский против президента?
Если в 2019 году на Банковой боялись своей игры министра Авакова, то сейчас желание отделить Нацгвардию вызывает у МВД удивление.
«Когда был Аваков, то логика была такая: давайте мы его ослабим, заберем у него Нацгвардию. Сегодня у Авакова нет власти. Соответственно, это бессмысленно по своей сути. Министр от президента, от партии “Слуга народа”. Зачем распылять полномочия и ответственность за общественную безопасность?» — задается вопросом один из руководителей министерства в разговоре с hromadske.
Ранее Дениса Монастырского считали «человеком Авакова». Во время его назначения hromadske уже писало, что такая оценка сейчас ошибочна.
Хотя в 2019-м в вопросе о Нацгвардии он оказался именно на стороне тогдашнего главы МВД.
Тогда президентский законопроект оперативно проработали три комитета: бюджетный, интеграции с ЕС и правовой. Последний во главе с Ириной Венедиктовой пришел к выводу, что инициатива Зеленского не противоречит Конституции. И это уже после заключения научно-экспертного управления Верховной Рады, что Основной Закон не наделяет президента полномочиями руководства в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
А вот Монастырский как глава правоохранительного комитета законопроект Зеленского затормозил. Более того, на Cогласительном совете 16 сентября 2019 года Монастырский просил снять его с рассмотрения, поскольку документ, по его словам, еще находился на рассмотрении в комитете.
«Законопроект даже не выносили на комитет. И в комитете Монастырский не объяснял, что с законопроектом», — вспоминает первый заместитель главы комитета Андрей Осадчук.
Осенью 2019-го Монастырский выразил свою позицию по поводу этого законопроекта. Сначала он говорил об актуальности перезапуска и улучшения Нацгвардии: «Там не должно быть классических тяжелых военных формирований. Она больше выполняет полномочия правоохранительного органа. На этом этапе можно говорить о подчинении Кабмина, тогда будет достигнута координация».
То есть тогда Монастырский имел противоположные с Офисом президента взгляды на законопроект Зеленского.
А в эфире hromadske Монастырский замечал, что большинство законопроектов обсуждали командой, а с 1007-м — вообще не были знакомы. И добавлял, что депутаты решили «глубоко разобраться» в этом законопроекте, поскольку «баланс между правоохранительными органами очень важен».
Казалось, что этот законопроект после договоренности Зеленского-Авакова похоронили. Но в феврале 2021-го документ включили в повестку дня Рады. То есть в этом году уже готовы были вернуться к его рассмотрению. Что может и случиться осенью.
Как теперь поведет себя Монастырский уже в должности министра? Будет ли и дальше придерживаться позиции, что Нацгвардия — правоохранительная структура и должна быть в системе МВД?
Во фракции «Слуга Народа» hromadske объясняют, что у министра очень узкое пространство для маневра. В отличие от Авакова, у Монастырского нет существенного влияния на Раду. И от президента он зависит гораздо больше, чем предшественник.
«Если будет решение президента, то Монастырский будет его исполнять», — кратко подытоживает в разговоре с hromadske один из руководителей МВД.
hromadske создавалось во время бурных событий 2013-2014 годов. Тогда мы все увидели, к чему может привести непубличное управление силовыми структурами. Поэтому мы хотим, чтобы украинские власти не повторяли ошибок, которые могут привести к трагическим последствиям. Если вы поддерживаете наши стремления — присоединяйтесь к сообществу друзей hromadske. Вместе мы можем влиять на власть и менять страну.
«Фантомная боль» Зеленского
Разные собеседники hromadske предполагают, что если президент захочет подчинить себе Нацгвардию себе, министр согласится без конфликтных ситуаций. Но проблемы могут возникнуть впоследствии.
«Зеленский хочет иметь собственную армию? Оно, может, и не так плохо с точки зрения государственных балансов. Но с точки зрения качества этой команды (на Банковой, — ред.), это рискованная идея», — говорит один из депутатов «Слуги Народа».
Более категоричен в разговоре с hromadske журналист Юрий Бутусов. Он обращает внимание на структуры, которые сейчас находятся в вертикали президента — СБУ, Государственная служба охраныГСО, Служба внешней разведкиСВР, ВСУ.
«Я ничего хорошего в этом управлении не вижу. Это ручное управление, абсолютно неэффективное и лишенное контроля», — говорит Бутусов.
Бутусов считает, что на Банковой все еще остаются опасения «бунта». И в первую очередь опасаются поведения во время возможных массовых протестов полка «Азов», который входит в структуру Нацгвардии.
Журналист называет эти страхи «фантомной болью». И уверяет, что «Азов» сейчас не какое-то общественное формирование под влиянием Авакова, а регулярная часть с более высокой, чем другие части Нацгвардии, дисциплиной.
Также Бутусов сетует, что в случае подчинения Нацгвардии президенту у Зеленского просто не будет времени заниматься оперативным управлением этой структурой.
«То, что она была в МВД — неплохо по логике. Уберите оттуда определенные функции, передайте в другие ведомства — это будет разумный государственный шаг. Но взять пятидесятитысячную Нацгвардию и засунуть под Офис президента — это просто безумие», — заключает Бутусов.
Схожую позицию озвучивает и Андрей Осадчук из правоохранительного комитета Верховной Рады: «Президент не будет управлять Нацгвардией. Он это кому-то делегирует. В итоге неизвестно, кто и как будет управлять одним из ключевых силовых органов в стране, а это неприемлемо».
Здесь стоит напомнить, что непосредственного руководителя Нацгвардии и сейчас назначает президент. Еще в июне 2019-го Зеленский воспользовался своим правом и назначил Николая Балана. Но собеседники hromadske больше опасаются непубличного влияния на Нацгвардию в случае подчинения ее президенту.
«Министр внутренних дел — член Кабмина и СНБО. То есть он является лицом публичной политики, которое должно отчитываться перед президентом, парламентом, премьером. Если все это разделить — вопрос: кто и как будет координировать Нацгвардию?» — спрашивает один из руководителей МВД.
Почти все собеседники hromadske указывают на заместителя руководителя Офиса президента Олега Татарова как на возможного будущего «теневого руководителя» Нацгвардии. Сейчас на Банковой именно он координирует силовые структуры.
Уволить Татарова из Офиса требовали через механизм публичных петиций. Петиция набрала необходимое количество подписей, но Зеленский ответил, что не имеет таких полномочий. И вообще вопрос отставки Татарова — не к нему, а к руководителю Офиса Андрею Ермаку.
И здесь возникает главный вопрос: почему Зеленский не может доверить Нацгвардию своему министру Монастырскому, а готов доверить Татарову, которого сам даже уволить не может? Никто из тех, с кем мы разговаривали, ответа Зеленского на этот вопрос не знает.