Чем опасна возможная авария на Запорожской АЭС
hromadske вместе со старшим научным сотрудником Института проблем безопасности АЭС НАН Украины Еленой Паренюк объясняет, насколько опасно то, что происходит на Запорожской АЭС, и какими могут быть последствия потенциальной радиационной аварии.
Что случилось?
В ночь на 4 марта на территории Запорожской атомной электростанции шли тяжелые бои с применением артиллерийского оружия. В результате было повреждено здание реакторного отделения энергоблока №1 и здание учебно-тренировочного центра; еще два снаряда попали в район размещения площадки сухого хранилища отработанного ядерного топлива. В настоящее время крупнейшую атомную электростанцию Европы захватили российско-оккупационные войска.
5 августа оккупанты дважды обстреляли Запорожскую АЭС. 6 августа россияне нанесли ракетные удары по площадке станции. Работник и работница предприятия получили осколочные ранения. В результате обстрелов станция получила серьезные повреждения.
После атак оккупантов на Запорожской АЭС выключили энергоблок. На утро 6 августа ЗАЭС работала с риском нарушения норм радиационной и пожарной безопасности.
Насколько опасна ситуация?
«В сети ходят истории о том, что атомные электростанции очень хорошо сконструированы — и это правда. Но, несмотря на это, ситуация очень опасна», — говорит Елена Паренюк.
По ее словам, наши электростанции действительно устойчивы к различным внешним воздействиям: они могут выдержать сильнейшие из возможных на этой территории землетрясения, даже такие погодные бедствия, как смерчи. Могут выдержать падение легкого самолета. Но они не рассчитаны на то, чтобы по ним стреляли из тяжелого вооружения.
«Сейчас очень много моих друзей за границей расслабились, потому что снаряды попали только в тренировочный центр. Мол, если сгорело админздание — это не страшно, — рассказывает Елена Паренюк. — Нет, это страшно, потому что на территории атомных станций даже не разрешается ходить там, где вздумается, есть специальные маршруты, по которым ты должен ходить. Поэтому просто какой-то пожар на территории атомной станции, это очень опасно».
Другая опасность связана с человеческим фактором.
Персонал станции во время боев был вынужден работать без перерыва более суток. Смена должна длиться 8 часов. Люди, работающие без отдыха, склонны легче допускать ошибки — а, как известно, одной из причин аварии на Чернобыльской АЭС была именно человеческая ошибка. На момент написания материала на Запорожской АЭС прошла смена оперативного персонала.
Насколько безопасны реакторы ЗАЭС?
На Запорожской АЭС шесть реакторов типа ВВЭР-1000/320. По своей конструкции они существенно отличаются от реактора типа РБМК-1000, установленного на ЧАЭС, где произошла авария в 1986-м, — реакторы ЗАЭС считаются более безопасными. Это связано с тем, что вода, которая вращает турбины для производства электроэнергии, изолирована от воды, находящейся непосредственно рядом с топливными элементами. Она радиационно не загрязнена, и если выльется наружу в результате аварии, это не приведет к радиационному загрязнению окружающей среды.
Впрочем, даже это не гарантирует, что на реакторе такого типа невозможна радиационная авария. Особенно в результате возможного обстрела артиллерией.
Можно ли эффективно ликвидировать потенциальную аварию на атомной станции?
Человечество уже имеет опыт ликвидации крупных аварий на АЭС: прежде всего, аварии на ЧАЭС, а также на Фукусимской АЭС-1 в Японии.
«Проблема в том, что авария на Запорожской атомной, если она произойдет, будет гораздо страшнее, чем авария на ЧАЭС. Да, конструкция реакторов на ЗАЭС намного безопаснее, чем в Чернобыле, но и чернобыльскую катастрофу ликвидировали всем Советским Союзом, — объясняет Елена Паренюк. — Сейчас в условиях боевых действий эту аварию не будет ликвидировать никто. У Украины просто нет на это ресурсов».
Каковы последствия возможной аварии с точки зрения организма человека?
В результате возможной аварии на реакторах такого типа, какие установлены на Запорожской АЭС, в окружающую среду выделяются радиоактивные изотопы цезия, йода и в меньших количествах — стронция. Именно с ними столкнулись люди после аварии на ЧАЭС в 1986 году.
Цезий является аналогом калия. Калий играет немаловажную роль в нашем организме и прежде всего содержится в мышцах. Цезий же легко замещает его и, пока находится в организме, облучает его, что повышает вероятность онкологических заболеваний. Металл долго остается в экосистемах, откуда его сложно удалить, а значит сложно избежать.
У йода сравнительно небольшой период полураспада — восемь с половиной суток. Другими словами, довольно скоро после возможной аварии он почти исчезнет в окружающей среде. Проблема в том, что у населения Украины есть дефицит йода в организме. Это означает, что радиоактивный йод (если он появится в окружающей среде) компенсирует этот дефицит, накапливается прежде всего в щитовидной железе. Его радиоактивный распад приводит к облучению этого органа и увеличивает вероятность онкологических заболеваний щитовидной железы.
Стронций, с точки зрения биологии, является аналогом кальция (он входит в состав костей). Это значит, что он будет так же замещать его в человеческих организмах и также приводить к облучению тканей и органов.
Кому может угрожать потенциальная авария?
Это зависит от направления ветра в момент возможной аварии. Во время недавних боев ветер дул на юго-восток.
«Это Крым, Мелитополь, Ростов, Турция, Черное море», — объясняет Елена Паренюк.
Но Черное море соединяется со Средиземным, а значит, радиоактивное загрязнение в случае потенциальной аварии распространится по всему бассейну и навредит намного большему количеству стран.