Чем отличается чрезвычайная ситуация от чрезвычайного положения?

Из—за угрозы распространения в Украине коронавируса правительство ввело режим чрезвычайной ситуации в трех областях — Черновицкой, Житомирской и Киевской. Чем она отличается от чрезвычайного положения в стране — в нашем материале.

Существует четыре режима функционирования государства: режим повседневного функционирования, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения.

Чрезвычайная ситуация определяется в Кодексе гражданской защиты. Чрезвычайное положение регулируется Конституцией Украины. Поэтому если для введения чрезвычайной ситуации достаточно решения Кабинета министров, то введение чрезвычайного положения должно быть согласовано Советом национальной безопасности и обороны, затем должно быть обращение к президенту, а после подписания президентом — утверждение в Верховной Раде.

Чрезвычайная ситуация — это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, которые вызвала авария, катастрофа, эпидемия, стихийное бедствие, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, заражению людей и животных.Кодекс гражданской защиты

Режим чрезвычайной ситуации в последний раз был введен правительством Арсения Яценюка в 2015 году на территориях Донецкой и Луганской областей, как альтернатива военному положению.

Информационная гигиена не менее важна, чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спільнокошт! Поддержите независимую журналистику.

Чрезвычайное положение из-коронавируса уже ввели Болгария, Италия, Словакия, Молдова, Чехия, Испания, США, Исландия, Румыния, Эстония, Сербия, Латвия, Швейцария, Казахстан.

Общими признаками чрезвычайной ситуации являются:

  • наличие или угроза гибели людей
  • значительное ухудшение условий жизни
  • существенное ухудшение состояния здоровья людей
  • причинение экономического ущерба.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по нескольким группам:

  • ЧС техногенного характера — следствие транспортных аварий, катастроф, пожаров, взрывов или их угроза
  • ЧС природного характера — последствия опасных геологических, метеорологических, гидрологических, морских и пресноводных явлений, природных пожаров, инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных, растений
  • ЧС военного характера — это ситуации, связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения.

В зависимости от распространения, экономического ущерба, количества погибших, различают 4 уровня чрезвычайных ситуаций — общегосударственная, региональная, местная и объектовая.

Введение в стране чрезвычайного положения временно ограничивает права людей, режим чрезвычайной ситуации — нет. Он в основном нацелен на мобилизацию всех органов государственной власти.

Права граждан при ЧС:

  • получение информации о чрезвычайных ситуациях или опасных событиях, которые возникли или могут возникнуть, в том числе в доступной для лиц с нарушениями зрения и слуха форме;
  • обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты и их использование;
  • обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • участие в работах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты;
  • получение заработной платы за работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в случае привлечения к таким работам согласно трудовым договорам;
  • социальная защита и возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций или проведения работ по предупреждению и ликвидации последствий;
  • медицинская помощь, социально-психологическая поддержка и медико-психологическая реабилитация в случае получения физических и психологических травм.

При ЧС граждане обязаны:

  • соблюдать правила поведения, безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
  • изучать способы защиты от чрезвычайных ситуаций и действия в случае их возникновения, предоставление домедицинской помощи пострадавшим, правила пользования средствами защиты;
  • сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • в случае возникновения чрезвычайной ситуации до прибытия аварийно-спасательных подразделений принимать меры для спасения населения и имущества;
  • соблюдать противоэпидемический, противоэпизоотический и противоэпифитотический режим, режим радиационной защиты;
  • выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, принадлежащие им на правах частной собственности, первичными средствами пожаротушения, обучать детей осторожному обращению с огнем.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций пользуются теми же правами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Срок действия чрезвычайного положения установлен законом Украины — 30 или 60 дней с возможностью продления. Четких сроков действия режима чрезвычайной ситуации нет.