Чем отличается чрезвычайная ситуация от чрезвычайного положения?
Из—за угрозы распространения в Украине коронавируса правительство ввело режим чрезвычайной ситуации в трех областях — Черновицкой, Житомирской и Киевской. Чем она отличается от чрезвычайного положения в стране — в нашем материале.
Существует четыре режима функционирования государства: режим повседневного функционирования, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения.
Чрезвычайная ситуация определяется в Кодексе гражданской защиты. Чрезвычайное положение регулируется Конституцией Украины. Поэтому если для введения чрезвычайной ситуации достаточно решения Кабинета министров, то введение чрезвычайного положения должно быть согласовано Советом национальной безопасности и обороны, затем должно быть обращение к президенту, а после подписания президентом — утверждение в Верховной Раде.
Чрезвычайная ситуация — это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей, которые вызвала авария, катастрофа, эпидемия, стихийное бедствие, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, заражению людей и животных.Кодекс гражданской защиты
Режим чрезвычайной ситуации в последний раз был введен правительством Арсения Яценюка в 2015 году на территориях Донецкой и Луганской областей, как альтернатива военному положению.
Информационная гигиена не менее важна, чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спільнокошт! Поддержите независимую журналистику.
Чрезвычайное положение из-коронавируса уже ввели Болгария, Италия, Словакия, Молдова, Чехия, Испания, США, Исландия, Румыния, Эстония, Сербия, Латвия, Швейцария, Казахстан.
Общими признаками чрезвычайной ситуации являются:
- наличие или угроза гибели людей
- значительное ухудшение условий жизни
- существенное ухудшение состояния здоровья людей
- причинение экономического ущерба.
Чрезвычайные ситуации классифицируются по нескольким группам:
- ЧС техногенного характера — следствие транспортных аварий, катастроф, пожаров, взрывов или их угроза
- ЧС природного характера — последствия опасных геологических, метеорологических, гидрологических, морских и пресноводных явлений, природных пожаров, инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных, растений
- ЧС военного характера — это ситуации, связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения.
В зависимости от распространения, экономического ущерба, количества погибших, различают 4 уровня чрезвычайных ситуаций — общегосударственная, региональная, местная и объектовая.
Введение в стране чрезвычайного положения временно ограничивает права людей, режим чрезвычайной ситуации — нет. Он в основном нацелен на мобилизацию всех органов государственной власти.
Права граждан при ЧС:
- получение информации о чрезвычайных ситуациях или опасных событиях, которые возникли или могут возникнуть, в том числе в доступной для лиц с нарушениями зрения и слуха форме;
- обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты и их использование;
- обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
- участие в работах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты;
- получение заработной платы за работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в случае привлечения к таким работам согласно трудовым договорам;
- социальная защита и возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций или проведения работ по предупреждению и ликвидации последствий;
- медицинская помощь, социально-психологическая поддержка и медико-психологическая реабилитация в случае получения физических и психологических травм.
При ЧС граждане обязаны:
- соблюдать правила поведения, безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности;
- изучать способы защиты от чрезвычайных ситуаций и действия в случае их возникновения, предоставление домедицинской помощи пострадавшим, правила пользования средствами защиты;
- сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- в случае возникновения чрезвычайной ситуации до прибытия аварийно-спасательных подразделений принимать меры для спасения населения и имущества;
- соблюдать противоэпидемический, противоэпизоотический и противоэпифитотический режим, режим радиационной защиты;
- выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, принадлежащие им на правах частной собственности, первичными средствами пожаротушения, обучать детей осторожному обращению с огнем.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций пользуются теми же правами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Срок действия чрезвычайного положения установлен законом Украины — 30 или 60 дней с возможностью продления. Четких сроков действия режима чрезвычайной ситуации нет.