«Черные лесорубы»: кто и как пилит Карпатский лес

Территория Украины почти на 16% покрыта лесами, но проблема незаконной вырубки ежегодно становится все острее. Сейчас эффективных средств борьбы с нелегальными лесорубами у государства нет. Журналисты Громадского отправились в Карпаты, чтобы собственными глазами увидеть, как рубят лес так называемые «черные лесорубы» и можно ли с ними бороться.

Дмитрий Реплянчук, Александр Кохан

Территория Украины почти на 16% покрыта лесами, но проблема незаконной вырубки ежегодно становится все острее. Сейчас эффективных средств борьбы с нелегальными лесорубами у государства нет. Журналисты Громадского отправились в Карпаты, чтобы собственными глазами увидеть, как рубят лес так называемые «черные лесорубы» и можно ли с ними бороться.

На западе Львовской области, недалеко от польской границы, расположен небольшой городок Старый Самбир. Местные говорят, что «черные лесорубы» пилят деревья на горесразу над городом.

В таких съемках главное —осторожность, здешние не слишком рады журналистам. Паркуем автомобиль, настраиваем камеры и начинаем подъем на гору. Вместе с нами идет Дмитрий Карабчук. Несколько лет назад он основал проект «Лесная стража». Они борются за сохранение украинского леса, а также объясняют людям, что делать, чтобы возле их домов не рубили деревья.

Основатель проекта «Лесная стража» Дмитрий Карабчук (в центре), Львовская область, 3 августа 2018. Фото:ДмитрийРеплянчук/Громадское

Глубокие канавы от гусениц тракторов и колес грузовиков еще не успели засохнуть —похоже, лес тут везли совсем недавно. За 15 минут поиска выходим к первым пенькам, припорошеннымземлей. Дмитрий говорит, что это классическая картина незаконной вырубки:

«Приезжает трактор, в нем несколько человек с бензопилами. Они рубят все, что могут срубить. Главное, чтобы трактор затем стянул стволы вниз. Им все равно: есть документы или нет. Это типичный пример наглой, незаконной вырубки леса».

«Черные лесорубы» пилят деревья на горесразу над городком Старый Самбир, Львовская область, 3 августа 2018. Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Дмитрий Карабчук вместе с командой проекта «Лесная стража» борются за сохранение украинского леса, Львовская область, 3 августа 2018. Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

В нескольких сотнях метров от нас слышим, как начала работать бензопила. Идем на звук. Двое мужчин пилят уже срубленные деревья и грузят на авто. Только они нас заметили, сразу бросают вещи и прыгают в кабину.

На первый взгляд трудно определить, законно ли мужчины рубили деревья, ведьне все вырубки незаконны. Некоторые участки леса рубят для запаса дров, некоторые —когда деревья больны.

«Чтобы остановить распространение болезни леса, и заодно использовать часть древесины с экономической точки зрения, осуществляется санитарная рубка, —объясняет Дмитрий. —Но и здесь часто злоупотребляют: или пилят гораздо больше деревьев, чем указано в документах, или вообще подделывают документы».

В таких случаях нужно делать запросы в органы лесного хозяйства и экологической инспекции, действительно ли на этом участке позволенорубить деревья.

Наше общение прерывает звук бензопилы, потом еще одной. Вдруг раздается треск дерева, оно рушится. Судя по грохоту, при падении ствол сломал еще и соседнее дерево.

Пробираясь между деревьев и кустов ежевики, находим трех «черных лесорубов». Один строгает только спиленное дерево. Другие возятся у сломанной гусеницы трактора.

Следы незаконной вырубки леса, Львовская область, 3 августа 2018. Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Спиленые «черными лесорубами» деревья, Львовская область, 3 августа 2018. Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Спиленые «черными лесорубами» деревья, Львовская область, 3 августа 2018. Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Дмитрий набирает номер полиции 102. Мы же продолжаем снимать. Примерно через пять минут после вызовау одного из лесорубов звонит телефон. Он оглядывается, а затем бежит к сообщникам. Похоже, кто-то предупредил, что они здесь не одни. Лесорубы хватают вещи и убегают прочь. Сломанный трактор оставляют на дороге.

Сломанный трактор «черных лесорубов», Львовская область, 3 августа 2018 года.Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Через полчаса после нашего вызова приезжает местная полиция. Правоохранители без особого оптимизма лезут на гору.

Следователь Старосамбирского отделения полиции Василий Мелещук достает блокнот и начинает описывать место преступления. Другие —фотографируют спиленные деревья и сломанный трактор.

«Да конечно, это незаконная вырубка, —говорит следователь. —Но не все так просто. Я должен буду обратиться в суд, чтобы там разрешили провести специальную экспертизу. Будем исследовать породу древесины, объем спиленного ствола. По результатам экспертизы и определим стоимость лесной продукции и причиненный вред окружающей среде».

Основатель проекта «Лесная стража» Дмитрий Карабчук (слева) и следователь Старосамбирского отделения полиции Василий Мелещук, Львовская область, 3 августа 2018.Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

По словам полицейского, расследование незаконно срубленного дерева может длиться полгода, а то и дольше. А вот что делать с брошенной техникой, правоохранители не знают.

«На тракторе нет номерных знаков. Я не знаю, чей он. Для того, чтобы обращаться в суд об аресте этого трактора, мне нужны его номера, а их здесь нет», —говорит правоохранитель.

Следователь Василий Мелещук описывает место преступления, Львовская область, 3 августа 2018.Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

В этовремя на месте происшествия появляется пожилой мужчина. Представляется Иваном Волянским —сотрудником лесничества. Узнаем, что сам лесничий внезапно взял то ли больничный, то ли отпуск.

«Часто бывает, что рубят. Но мы теперь не в состоянии с ними бороться, это не прежние времена. Мы рады тому, чтобы нам помогали, потому что тоже оказались в нелегкой ситуации», —говорит он.

Лесник Иван Волянский говорит, что самостоятельно лесничество не может бороться с незаконной вырубкой деревьев на Львовщине, 3 августа 2018. Фото: Александр Кохан /Громадское

Срубленные и поврежденные деревьяпо законуперешли на баланс лесхоза. А вот кто будет отвечать за брошенный трактор, представители двух ведомств выяснить так и не смогли. Не исключают, что на следующий день его могут здесь и не найти. Впрочем, говорят, что ничего сделать не смогут.

За день мы увидели чуть ли не все случаи нарушений в лесном хозяйстве, увидели наглость «черных лесорубов» и бессилие правоохранительных органов, которые должны бороться за сохранение леса и наказывать тех, кто его незаконно рубит.

Вид с горы на город Старый Самбир и ветряки, Львовская область, 3 августа 2018.Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Основатель проекта «Лесная стража» Дмитрий Карабчук, Львовская область, 3 августа 2018.Фото: Дмитрий Реплянчук / Громадское

Журналисты Громадского будут следить за тем, как полицейские ведут расследованиепо этому делуи найдут ли они виновных.