Черный грибок из Индии. Что надо знать о мукормикозе и возможна ли его вспышка в Украине

В Индии произошла вспышка мукормикоза, или «черного грибка». Им болеют люди, которые недавно выздоровели от COVID—19. СМИ сообщают о более чем 8000 случаев, многие из которых закончились летально. hromadske спросило старшую научную сотрудницу Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины Елену Мошинец, чем опасна эта инфекция, каковы причины вспышки в Индии и есть ли угроза для Украины.

Что такое «черный грибок»?

Мукормикоз, или «черный грибок» — это инфекционное заболевание, вызванное определенными видами плесневого грибка.

Возбудители мукормикоза широко распространены в окружающей среде. В частности, их можно увидеть на поверхности старой корочки хлеба. Споры грибка вместе с воздухом попадают в дыхательные пути, но у подавляющего большинства людей не приводят даже к малейшим проблемам со здоровьем.

Кто может заболеть мукормикозом и насколько распространено это заболевание?

Особенность всех грибковых инфекций, например, аспергиллеза и кандидоза, заключается в том, что они поражают людей, имеющих серьезные нарушения в работе иммунной системы. К тому же, речь идет не просто о легких формах, вроде сезонной нехватки витаминов, а о людях с последней стадией ВИЧ, злокачественными заболеваниями крови или ослабленных после трансплантации костного мозга. Некоторые виды грибков вообще не способны поражать людей, у которых нет подобных проблем со здоровьем.

Все это касаются и мукормикоза. Эта болезнь считается редкой для всего мира. В Украине Елене Мошинец не известен ни один клинический случай этого заболевания. Но это не значит, что их нет. Просто в Украине плохо диагностируют подобные заболевания, и врачи почти не знают, как работать с такими болезнями.

В чем причина вспышки в Индии?

На этот вопрос пока никто не может точно ответить, потому что специальных научных исследований, на которые можно было бы опираться, пока никто не успел провести. Но есть несколько более или менее обоснованных предположений.

По мнению Елены Мошинец, свою роль могла сыграть комбинация из нескольких факторов. Во-первых, это особенности штамма SARS-Cov-2, который сейчас распространен в Индии. Можно предположить, что именно он приводит к определенным изменениям в работе иммунной системы, которые делают организм уязвимым к возбудителям мукормикоза. Во-вторых — значительные санитарно-эпидемиологические проблемы из-за высокой скученности населения и культурных особенностей. В-третьих — климат, в котором быстрее эволюционируют и развивают Способность возбудителя инфекции вызывать заболевание или гибель организма.вирулентность различные возбудители инфекций. Возможно есть и определенные генетические особенности населения Индии, способствующие такой уязвимости.

Причастны ли к этому стероидные препараты и сахарный диабет?

СМИ пишут, что в Индии много людей, заболевших COVID-19, которые занимаются самолечением и принимают стероидные препараты (например, дексаметазон) в дозах, значительно превышающих рекомендуемые. Возможно, что такие неправильные назначения делают и некоторые врачи. Высокие дозы этих лекарств ослабляют иммунную систему и в конечном итоге могут привести к заболеванию мукормикозом.

Пока нет научных данных, которые позволяют в этом убедиться. Но Елена Мошинец уверена: обычные дозы стероидных препаратов не способны делать людей подверженными заболеванию мукормикозом. Такие лекарства человечество использует уже много десятилетий при различных болезнях, и подобных последствий ранее они не вызывали.

Сахарный диабет может быть фактором риска для возникновения грибковых инфекций. Но лишь в том случае, когда речь идет о тяжелых стадиях диабета, сопровождающихся поражением кожи, слизистых оболочек и сосудов. Если же человек контролирует уровень глюкозы в крови, то диабет существенно не влияет на склонность к грибковым инфекциям.

Как диагностируют мукормикоз?

Есть три метода диагностики. Первый — микроскопический, когда с помощью микроскопа лаборант в образце ткани видит возбудителя — грибок, и определяет, к какому виду он относится. Второй — молекулярный, или ПЦР (полимеразная цепная реакция). Третий — культуральный. Простыми словами: «посев» — когда образец тканей пациента, содержащий споры и мицелий грибов, помещают в специальную питательную среду и ждут, пока там вырастет колония.

Последний метод самый информативный. Он позволяет не просто узнать, какой грибок вызывает заболевание, но и определить «в пробирке» чувствительность конкретного штамма к тому или иному препарату. Это важно для успешного лечения.

Проблема в том, что этот метод сложен. Для успешного выращивания колонии требуется большое количество спор, поскольку мицелий культивируется плохо. Так как грибок развивается в живых тканях человека, получить споры в нужном количестве зачастую очень сложно.

Первые два метода хотя и позволяют поставить диагноз, но не отвечают на вопрос, чем именно лечить болезнь у конкретного пациента.

Если говорить об Украине, то с диагностикой грибковых инфекций дела у нас обстоят плохо. Даже для самого простого, микроскопического метода требуется специальный микроскоп с флуоресцентной лампой. Такие приборы не слишком дорогие, но, по данным Елены Мошинец, в Киеве такой метод диагностики грибковых инфекций использует только одна лаборатория.

Как лечат мукормикоз?

Грибковые инфекции лечатся значительно труднее, чем бактериальные. Есть несколько причин, почему это так. Одна из них в том, что противогрибковых препаратов существует значительно меньше, чем антибиотиков. При этом все они токсичны, а следовательно имеют тяжелые побочные эффекты. Во многих случаях лечение вредит едва ли не больше, чем сама болезнь и может привести к смерти ослабленного пациента.

Если антибиотики подобраны правильно, то уже на третий день можно увидеть четкую положительную динамику. А в случае с антимикотиками (препараты для лечения грибковых инфекций), даже если они подобраны правильно, эффект может проявиться только на 5-6 день.

Еще одна сложность в том, что препарат может показать эффективность на культуре грибка «в пробирке», но не подействовать на него в организме пациента. Например, потому, что вы просто не можете применить его в достаточно большом количестве — он сильно навредит человеку.

Грибковая инфекция, которая попала в мозг, вообще недостижима для противогрибковых препаратов. Их крупные молекулы не могут преодолеть так называемый гематооэнцефалический барьер, защищающий внутреннюю среду центральной нервной системы. Тогда надежды на выздоровление практически не остается.

Для лечения мукормикоза применяют такие препараты, как амфотерицин В и позаконазол. Оба есть в Украине, хотя первый из них представлен только в классической форме, а не более безопасной и эффективной липосомальной.

Даже при правильных диагностике и применении эти препараты не могут вылечить всех больных. По предположению Елены Мошинец, цифра 50% летальности при мукормикоз в Индии — еще очень хороший показатель. Его достигают, в том числе и за счет хирургического лечения, когда удаляют пораженные участки тела.

В Украине же нет никаких официальных рекомендаций или протоколов для лечения мукормикоза. Поэтому, если такой случай случится в нашей стране, то врачи будут лечить пациента по собственному усмотрению — учитывая свои знания и опыт.

Может ли мукормикоз распространиться за пределами Индии — например, в Украине?

В Украине нет того совпадения специфических обстоятельств, сложившегося в Индии, которое, как предполагает Елена Мошинец, привело к вспышке мукормикоза. Поэтому и оснований полагать, что такая вспышка возможна в нашей стране, у исследовательницы нет.

В то же время в Украине есть другие грибковые инфекции, например, вызванные очень опасным возбудителем Candidaauris. Это так называемые госпитальные инфекции, о которых наши врачи не очень любят говорить.

Другая наша проблема — пневмоциста. Ее возбудитель — особый вид грибка, приводящий к тяжелой пневмонии у людей с очень ослабленным иммунитетом.

Материал опубликован при поддержке: The Black Sea Trust for Regional Cooperation. A project of the German Marshall Fund. Мнения, выраженные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения Black Sea Trust или их партнеров