Что происходит с экспортом украинского продовольствия? Отвечаем на главные вопросы
На мировых складах запасов пшеницы хватит примерно до конца июля — об этом еще в мае во время заседания Совета Безопасности ООН заявила эксперт по вопросам продовольственной безопасности Сара Менкер. Цены на продовольствие, в частности в Африке, резко выросли, а в британских магазинах нет растительного масла. И все это — из-за войны в Украине.
Ситуация в мире действительно критическая, ведь Украина экспортировала зерно, растительное масло и масла на весь мир, а для некоторых стран даже была главным импортером.
Что сейчас происходит с украинским продовольствием, от которого зависит жизнь миллионов людей во всем мире? Разбиралось hromadske.
Сколько зерна собирают в Украине?
Украинские аграрии ежегодно собирают в среднем 70 млн тонн зерновых и зернобобовых: прежде всего пшеницу, ячмень, горох и кукурузу. Именно они — основа нашего экспорта. Так, в 2019 году с украинских полей собрали 74,3 млн тонн этих культур; в 2020-м (из-за трудностей с COVID-19 и засухи) — 65,4 млн тонн. В прошлом году урожай был рекордным — собрали более 84 млн тонн.
В Украине потребляют всего около 7,5 млн тонн зерна в год. Из них около 5 млн. тонн — пшеница. Остальное идет на запасы и экспорт, и последний приносит Украине немалый доход.
Что с украинским экспортом?
Экспорт продовольствия обеспечивает Украину значительную часть нашей валютной выручки. Так, по итогам 2021 года только экспорт зерновых из страны перевалил за 51 млн. тонн и принес 12,5 млрд. долларов — это почти столько же, сколько в страну переводят работники из-за рубежа. Благодаря этой валюте в Украине сохранялся сбалансированный обменный курс.
Крупнейшие покупатели отечественного зерна — Египет, Ливия, Тунис, Турция, Бангладеш, Южная Корея, Китай, Нидерланды, а также — в зависимости от года — Италия и Израиль. Есть и страны, доля которых в нашем экспорте невелика, но они зависимы от украинского зерна — так, Сомали на 68% зависит именно от украинской пшеницы.
Светлана Литвин, аналитик Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), рассказала в комментарии hromadske, что для того, чтобы аграрные предприятия и фермерские хозяйства имели деньги и могли осуществлять хозяйственную деятельность и дальше, им нужно ежемесячно продавать около 3 млн тонн зерна. Но пока не работают морские порты, выйти на эти цифры невозможно.
«В мае 2022 года удалось экспортировать альтернативными путями 1 млн тонн зерновых культур, 0,4 млн тонн масличных культур и 0,2 млн тонн растительных масел — это самый высокий показатель с начала войны. Пока трудно оценить, насколько удастся его увеличить, потому что проблем возникает много, и хотя они и решаются постепенно, это процесс длительный», — отмечает Светлана Литвин.
Почему мы не можем вывезти зерно по суше?
Большую часть зерна вывозили через порты Николаева, Южного и Черноморска Одесской области — там были оборудованы специальные хранилища и перевалочные пункты. Спрос на украинское зерно рос так стремительно, что одним из условий Договор о передаче природных ресурсов, предприятий или других экономических объектов, принадлежащих государству или территориальной громаде, во временную эксплуатацию другим государствам иностранным фирмам или частным лицамконцессии николаевского порта «Ольвия» стало строительство нового перевалочного пункта. Только в декабре, за 3 месяца до полномасштабной войны этот порт получил нового управленца — катарскую компанию QTerminals.
Вывозить по суше (по железной дороге или грузовиками) крайне сложно. У компаний нет ни наработанных схем, ни достаточных ресурсов, чтобы экспортировать такое количество зерна. Логистику нарабатывают «с колес» — прямо сейчас, в условиях войны, обстрелов и нехватки горючего.
Анатолий Чабаненко, фермер из Вознесенского района Николаевской области, рассказывает, что испытывает трудности с вывозом подсолнечных семян. Сейчас для него доступны только два порта — в Измаиле и Рени, оба — речные на Дунае.
«Раньше в эти порты никто урожай не возил. От нас все ездили или на Ника-Теру (морской специализированный порт в Николаеве, — ред.), или в Южное. А в Измаил и Рени обычно ездили фермеры с юга Одесской области», — говорит Анатолий. По словам мужчины, раньше дорога в Николаев занимала чуть больше 2 часов, а в Южное — около 4. Сейчас же путь до Измаила занимает 10 часов, а больше времени — больше бензина, а значит, выше плата водителю грузовика.
«Сейчас перевезти зерно в Рени стоит 2500-2700 грн за тонну. На 25 тонн нужно потратить 65 тысяч грн. только для того, чтобы завезти. То есть дорога в порт по стоимости будет забирать 4 тонны подсолнечника из одного самосвала», — резюмирует фермер.
К тому же пропускная способность украинских дорог и железной дороги на границе слабее и менее удобна.
А что если не получится вывезти продовольствие?
Уже сейчас в Украине около 20 млн тонн зерна, предназначенного для экспорта, как сообщают в УКАБе, — и это без учета внутренней потребности. А через 2 месяца ждут урожай нового года.
В конце концов, примерно 10 млн тонн зерна просто негде будет хранить, как говорит глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дикун. Он рассказывает, что аграрии собираются закупать и завозить в Украину так называемые «пластиковые рукава» — специальные многотонные «мешки» для длительного хранения. Но это, по его словам, решит проблему лишь на несколько месяцев. А дальше украинские порты должны возобновить работу — иначе аграрный сектор просто не выживет.
«Если осенью или зимой не начнем экспортировать через порты, то следующей весной выходить на поля нет смысла. Зачем выращивать продукцию, которую не можешь реализовать?» — говорить глава Всеукраинского аграрного совета.
Что делают международные партнеры?
Консенсуса по поводу действий в мире пока нет.
Так, Папа Римский твиттит на украинском и русском языках призывы «не использовать продовольствие как оружие», а в ООН, как пишет The Wall Street Journal со ссылкой на свои дипломатические источники, даже обдумывают вариант ослабить санкции против россии.
В то же время, в Европейском Союзе планируют помочь Украине с экспортом зерновых через так называемые «коридоры солидарности» — речь идет о том, чтобы страны ЕС (прежде всего Польша) организовали ускоренное пересечение границы для агропродукции, чтобы она смогла попасть железнодорожным транспортом в порты Польши и других стран Европы.
При этом россия пытается продавать ворованное украинское зерно — в Сирию отгрузили уже около 100 тысяч тонн. Государственный департамент США пытается это предотвратить, и в середине мая сообщил 14 странам (преимущественно африканским) что российские грузовые суда, заполненные «ворованным украинским зерном», выходят из портов вблизи Украины. Об этом идет речь в материале New York Times. Официальных результатов таких предупреждений пока нет, но о новых покупках краденого украинского зерна в мире пока неизвестно.
Президент Зеленский отмечает, что Украина готова продавать свое зерно и ведет переговоры с разными странами и Организацией Объединенных Наций о разблокировании портов. Вот только для беспрепятственного вывоза зерна единственным гарантом остается оружие, которое Украина предпочитает получить от стран-партнеров, ведь россия не придерживается никаких договоренностей.