Что узнала «Новая газета» про «Бук», сбивший МН17
Корреспондент «Новой газеты» Павел Каныгин нашел сослуживца российского полковника, которого считают ответственным за перевозку «Бука», сбившего «Боинг» MH17.
Корреспондент «Новой газеты» Павел Каныгин нашел сослуживца российского полковника, которого считают ответственным за перевозку «Бука», сбившего «Боинг» MH17.
Следователи Международной следственной группы JIT в октябре 2015 года опубликовали перехваченные телефонные переговоры между главой военной разведки «ДНР» «Хмурым» и сепаратистом», их разговор состоялся в день трагедии. Они обсуждали детали транспортировки «Бука».
«Новой газете» удалось поговорить с Сергеем Тиуновым, лидером самообороны Запорожья и ветераном боевых действий в Афганистане, который узнал на этой записи голос своего бывшего сослуживца, российского полковника Сергея Дубинского с позывным «Хмурый».
В эксклюзивном интервью «Новой газете» Тиунов сообщает, что дружил с бывшим главой «ГРУ ДНР» Сергеем Дубинским и обсуждал с ним последствия трагедия МН17.
Тиунов заявляет, что опасается за жизнь Дубинского. По его словам, это ключевой свидетель в деле о крушении МН17. Он может назвать тех, кто отдавал приказ атаковать пассажирский лайнер — и несет непосредственную ответственность за гибель людей.
По словам Тиунова, дружба с Дубинским помогла ему вывести из плена несколько десятков украинских солдат.
«Новая газета» приводит цитату из разговора двух бывших сослуживцев при передачи пленных:
«Видишь, как жизнь сложилась, Сережа, — сказал „Хмурый“. — В Афгане мы с тобой на одной стороне воевали, а сейчас воюем друг против друга. Никак не пойму, почему ты за хунту».
— В ответ я не сдержался: но пассажирский самолет-то по-бандитски сбили вы! — вспоминает Тиунов. — Я видел по лицу, как его это задело, он воспринял очень лично. Сказал: «Ты же не считаешь, что это я сделал [сам]?» А потом показал пальцем наверх: «Это же сделали уроды из Москвы!»
Во время следующего обмена в ноябре 2014 года между Тиуновым и Дубинским снова возник разговор о малайзийском «Боинге».
— Он мне сухо тогда сказал: «Сереж, мы в „ДНР“ к крушению не имеем никакого отношения. „Боинг“ сбил украинский летчик на СУ», — вспоминает Тиунов. — Я сразу понял, что к этому времени они уже выработали легенду. Потому что [«Хмурый»] уже не высказывал никакой обиды, эмоций... Больше с тех пор мы не виделись.
Тиунов записал обращение к Дубинскому и просил корреспондента «Новой газеты» его передать, однако «Хмурый» перестал выходить на связь.
Рейс МН17 Амстердам—Куала-Лумпур потерпел крушение в Донбассе 7 июля 2014 года. На борту гражданского лайнера находились 298 человек — 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.
Осенью прошлого года Международная следственная группа (JIT*) представила выводы, согласно которым малайзийский «Боинг» был поражен ракетой «земля-воздух» из установки «Бук», стрелявшей из района донбасского городка Снежное (в тот момент находился под контролем «ДНР»). При этом производитель «Буков», российский концерн «Алмаз-Антей», заявлял о том, что ракета была выпущена из села Зарощенское, которое контролировали украинские военные.