Что Зеленский-политик предлагает избирателям: отвечает главный идеолог штаба «Зе»
31 марта, в день первого тура президентских выборов, в штабе Владимира Зеленского мы обратили внимание на тучного человека с бейджем «Зе команда» и решили познакомиться с ним. Это был Руслан Стефанчук, который называет себя «главным по идеологии» в штабе Зеленского. В январе кандидат в президенты сообщил, что Стефанчук работает в его команде и является его помощником. Стефанчук — юрист, преподаватель с многолетним стажем, в 2016 году был советником первого вице-премьер-министра Степана Кубива. В блиц-интервью Громадскому он рассказал, какую идеологию исповедует Зеленский, как он видит завершение войны на Донбассе и почему считает, что вопрос вступления Украины в ЕС и НАТО надо решить на референдуме.
Где вы раньше работали и как попали в команду Зеленского?
Я доктор юридических наук, профессор. В свое время был избран самым молодым членом-корреспондентом Национальной академии правовых наук. Я работал в разных местах. На должностях проректоров по научным работам и так далее. Я был советником очень богатых людей. Есть много научных заслуг. С Владимиром Александровичем (Зеленским) мы познакомились очень давно, когда я был студентом, и он был студентом. Мы играли в КВН за разные команды: он — за Кривой Рог, я — за Хмельницкий. После этого, где-то в 2000-х годах, наши дороги разошлись, я пошел в науку, он пошел в шоу-бизнес. Буквально год назад мы с ним созвонились. Он сказал: я слежу за твоими достижениями, мне нужна твоя помощь. Я хочу, чтобы ты мне помог профессионально понять, как развивать страну. Мы встретились и все обсудили. Это был март прошлого года.
Март 2018-го? И тогда уже Владимир Зеленский начал готовиться к выборам?
Начал или нет, это надо спросить у него. Он начал общаться с людьми, которые разбираются в том, что такое государство, что такое общество, как выстраивать отношения [между ними].
Я думаю, что тот период как раз был для его понимания, какие процессы надо настроить, что для этого нужно. Многие говорят, что он комик. Вы поймите, он очень мощный менеджер. И на сегодня я скажу, что такого количества реальных профессионалов, людей, которые разбираются в тех или иных вопросах, я думаю, есть далеко не у каждого кандидата.
Сколько людей в команде Зеленского? И кто они?
Ключевых людей в том направлении, в котором сотрудничаю я, это законопроекты, идеология — около 50 человек. Это серьезные практики, много докторов наук, профессоры, это уровень людей, которые занимаются законопроектной работой, уровень очень мощных экономистов с образованием, в том числе [дипломами] Гарвардского университета, это много умных хороших людей.
Кто эти люди?
Я могу назвать только некоторых. Почему не могу назвать всех? Потому что когда мы начали с Владимиром Александровичем работать, у меня начались такие проблемы, вы себе не представляете. Я шел на конкурс в Верховный Суд... Было сделано все, чтобы туда никто не попал.
Другой пример — когда перед нами встал вопрос поиска человека, который мог бы рассматриваться на некоторые военные должности, и Владимир Александрович об этом говорил, встретился с господином Кривоносом, они переговорили, были достигнуты все договоренности. Через два дня этот человек поддержал Петра Порошенко.
Только с одной целью — чтобы не навредить этим людям, особенно в тех направлениях, где жесткая субординация, этот вопросы военные, это вопросы дипломатии, наша команда будет представлена, но чуть позже.
Мы подписываем много договоров о том, что в тех сферах, где требуются серьезные экспертные знания, мы сотрудничаем не с одним человеком, а с мощными институтами. Поэтому у нас все будет спланировано, у нас все будет системно, мы будем планировать, чтобы было не просто решение в программе, о котором мы говорим, потому что программа — это 12 тыс. печатных знаков. А у нас логика другая — что делать, как сделать.
Вы говорите, что отвечаете в программе Зеленского за идеологию. Что она из себя представляет?
Идеология не может быть выражена одним словом. Есть идеология по каждому направлению. Во взаимоотношениях государства и человека — это идеология народовластия, о которой я сказал.
Я говорю о классической идеологии. Либеральная или какая-то другая?
В зависимости от сферы есть свои виды идеологии. Вообще, с точки зрения экономики, о которой вы меня спрашиваете, конечно, это экономика либерального типа. Потому что мы хотим ввести свободу предпринимательства, равные правила для всех.
Главное — уменьшение присутствия государства и увеличение сервисной функции государства. Государство — это структуры, которые мы содержим для того, чтобы нам предоставляли сервисы. Это такая идеология с точки зрения либеральной экономики. С точки зрения отношений человека и государства — бесспорно, это народовластие. Мы хотим в конце концов возродить статью 5 Конституции, которая говорит, что основным источником власти в Украине является народ.
Кум Путина Виктор Медведчук тоже призывает к этому.
Ели кто-то что-то сказал или заявил, это не значит, что это только его идея или его взгляды. Есть мировой подход. И мы должны строить Украину, исходя из мировых трендов. Другие дело, что мы должны поставить предохранители, чтобы не было злоупотреблений. Мы понимаем, что будет целый ряд злоупотреблений, если мы скажем: делайте, что хотите. Нет, мы должны проанализировать ситуацию и мировой опыт. Мы должны поставить те предохранители, которые учитывают ментальность украинскую, нашу ситуацию и нынешнее состояние дел.
Если говорить о народовластии — какая страна может тут служить примером?
Швейцария, Швеция, Лихтенштейн, Германия, Канада, США. Из опыта каждой из них мы будем стараться брать лучшее. При этом мы понимаем, что и дальше [противники] будут пытаться маргинализировать избирателя Владимира Александровича. И это неправильно.
Какую национальную идею предлагает Зеленский, чтобы объединить Украину?
Национальная идея, если бы я ее озвучил в нескольких словах — это зажиточной и заслуживающий уважение украинец.
Почему я не нашел в программе Зеленского пункта о вступлении в ЕС?
Он там есть, значит, вы плохо искали.
Нет. Там есть только референдум о НАТО.
Там вопрос вступления в ЕС и вопрос НАТО. Поскольку мы исповедуем подход к народовластию, там сказано, что мы эти вопросы поддерживаем и верим в них, но такие судьбоносные вещи должны получить поддержку народа на референдуме.
По ЕС будет референдум, правильно?
Наша позиция однозначна и мы ее заявляем везде. Мы за ЕС, за НАТО, но мы считаем, что просто желания вступить в НАТО недостаточно. Все страны (перед вступлением в такие институции) должны соответствовать критериям: у ЕС есть свои критерии, для НАТО есть свои критерии, и надо получить волю народа по этому вопросу.
И когда в конце декабря 1991 Леонид Кравчук ехал подписывать Беловежское соглашение, он сказал: «Я ехал туда легко, потому что за мной стояла воля народа». И мы очень хотим, чтобы те, кто будет подписывать ассоциацию с ЕС и НАТО, чувствовали себя легко, чтобы за ними стояла воля народа.
Как завершить войну на Донбассе и вернуть Крым?
Если бы существовал такой легкий рецепт, это уже давно было бы сделано. Мы убеждены, что, во-первых, здесь мы должны одержать четыре основные: информационную, экономическую, дипломатическую и военную.
Вот когда мы победим на этих фронтах, когда у нас будет развитая экономика, когда победим в информационном пространстве и на дипломатическом уровне и привлечь к диалогу не только тех, кто существует в формате Минского договора, но и всех тех, кто понимает, что сегодня Украина, а завтра — мы, а мы хотим расширять этот формат, у нас много похожего с планом Волкера (предполагает прекращение огня, освобождение заложников и контроль международной миссии на оккупированной территории — ред.), Владимир встречался с ним, мы многое поддерживаем. Мы будем стараться все это воплощать в жизнь.
Готовы ли вы встречаться с главарями «ЛНР», «ДНР» за столом переговоров?
Я не могу вам сказать, я не являюсь компетентным в этом вопросе, надо говорить с людьми, которые формируют политику, связанную с этим всем. Исключительно из собственного опыта я считаю, что эти люди не являются субъектами переговоров. Мне кажется, что решать надо между агрессором, который ведет войну в Украине и Украиной с помощью наших друзей, которые хотят помочь нам решить этот вопрос.
Какой первый законопроект Зеленский внесет в парламент?
Не один, а целый ряд законопроектов, сейчас мы их разрабатываем. Прежде всего, это закон о народовластии и закон о референдуме, всеукраинский и местный. Это позор, что в крупнейшем государстве в Европе до сих пор нет легитимного закона.
Один из блоков будет касаться так называемых «отзывов» — должностных лиц, начиная с президента и заканчивая местными депутатами, судьями первого уровня. Для чего это важно? Система народного вето. Если Верховная Рада принимает такие законы, как 16 января (так называемые «диктаторские законы» 16 января 2014-го года — ред.), И народ имеет такое право — никто не может двигаться дальше. Это помогло бы предотвратить череду смертей, которые произошли в Украине.
Второй блок — ряд законопроектов, которые касаются вопроса равенства всех перед законом: импичмента президента, снятия неприкосновенности с президента, народных избранников, судей. Чтобы не приводить к злоупотреблениям.
Большой блок вопросов связан с реформой налогового законодательства: введением нулевой декларации, налоговой амнистии. Это будет касаться только налоговой амнистии, а не амнистии коррупционной или антикоррупционной. Мы дадим возможность всем бизнесменам, которые вели в этот период свою деятельность и действовали по тем преступным правилам, которые были созданы в Украине и не давали возможности фактически никому действовать правильно и законно, за определенный процент восстановить свои капиталы при условии, если они вернут их в Украину.
Какой это должен быть процент?
5%. Потому что мы изучали тот опыт, те декларации, которые были в странах Латинской Америки. Это тот процент, который реально завести в Украину. Но опять же, это не значит, что у меня будет 15 млрд. Надо заявить их и завести их в Украину. Мы должны увидеть, что эти деньги есть, с них снимается налог, после этого они становятся чистыми.
Кто он — избиратель Владимира Зеленского?
Это люди, которым надоело 28 лет просыпаться...
Давайте конкретнее. Это пенсионеры или это креативный класс?
Мы не разделяем людей ни по возрасту, ни по полу, ни по как-то еще. Мы исповедуем несколько иную идеологию — молодые и старые. Мы не исповедуем идеологию «умные и глупые». Это исповедуют те, кто против нас. Наша задача — сшить нацию, потому что главная проблема украинцев, что 28 лет их разделяли по разным признакам. Это неправильный подход. У нас есть украиноязычные, я все время общаюсь на украинском языке, в советские времена моя семья была одной из тех, где все говорили на украинском языке. У нас есть русскоговорящие. У нас есть люди православные, есть католики. Кто избиратель Владимира Александровича? Это люди с верой к изменениям, которые хотят этих изменений.
Кто ваши потенциальные союзники в парламентской коалиции?
Давайте доживем и посмотрим. Но мы убеждены, что выборы осенью вас удивят.
Мы будем сотрудничать со всеми извне, кто уважает Украину как достойного партнера, это очень важно. Внутри мы будем сотрудничать со всеми, кто исповедует наши идеалы и готов приложить усилия своими делами, чтобы построить ту страну, которую вы видим мы и которую поддерживает народ.
Вы говорили, что Владимир — сильный менеджер. Как вы охарактеризуете стиль менеджмента Зеленского?
Он пытается подобрать в команду реально талантливых людей, людей, которых он объединяет вокруг идеологии, вокруг идеи изменений в государстве. Я сотрудничаю с ним год, но моим главным условием сотрудничества с ним было, что я не буду получать здесь ни копейки, потому что это я делаю не для себя. Сейчас здесь сидят двое моих детей, я хочу, чтобы они жили в этой стране, чтобы она была для них настоящим островком возможности реализации навыков, знаний и умений.
Ну это очень размыто. Например, стиль руководства Петра Порошенко — микроменеджмент, все знают, он очень любит сам следить за самыми разными темами, лично контролировать выполнение того или иного решения.
К счастью или к сожалению, у меня нет возможности на себе почувствовать менеджмент Петра Алексеевича, я имел возможность почувствовать результаты этого менеджмента.
Да, но мы говорим о Зеленском. Как выглядит его менеджмент?
Я не могу анализировать с научной точки зрения, это менеджмент, который меня устраивает и который даст результаты.