Что означает «национализация» предприятий боевиками «Л/ДНР»?

Две стороны одной блокады. Факты, мнения, цифры.

С первого марта власти самопровозглашенных республик ввели так называемое «внешнее управление» на всех украинских предприятиях, работающих на оккупированной территории. Причина этой «национализации» – железнодорожная блокада самопровозглашенных республик, несколько недель назад организованная бывшими, а порою и действующими бойцами добровольческих батальонов.

Громадское разбиралось как эта так называемая «национализация» отразится на обычных украинцах.

На оккупированной территории работает 26 компаний, которые по классификации фискальной службы являются «крупными налогоплательщиками». 18-ть из них принадлежат олигарху Ринату Ахметову – ООО «Метивест Холдинг», ООО «ДТЭК Энерго», ООО «Первомайский ремонтно-механический завод», ООО «ДТЭК Сервис», ООО «Метинвест-Украина», ООО «ДТЭК Трейдинг», ООО «ДТЭК Добропольеуголь», ООО «ДТЭК», ООО «ДТЭК Свердловантрацит», ООО «ДТЕК Ровенькиантрацит», ООО «Метинвест инженеринг», ООО «Центральная обогатительная фабрика «Кураховская», ОАО «Футбольный клуб «Шахтер», ПАО «ДТЭК ПЭС-Энергоуголь», ПАО «ДТЭК Добропольская ЦОФ», ПАО «Донецккокс», ПАО «Харцизский трубный завод», ПАО «Енакиевский металургический завод». По словам генерального директора «Попаснянский вагоностроительный завод», конечный собственник которого криворожанка Марина Бескровная, но один из учредителей Ахметов – также попадает под санкции боевиков.

Еще три компании, которые работают на оккупированной части Донбасса, но платят налоги в украинский бюджет, СМИ связывают со сбежавшим президентом Виктором Януковичем – это «Макееевкокс», «Ясиновский коксохимический завод» и «Донбасэнерго». Также до 1 марта налоги в украинский бюджет платила «Шахта им. Засядька» бывшего регионала Ефима Звягильского. Без проблем все это время работала компания «Лугансктепловоз» принадлежащая французской корпорации Alstom и российским бизнесменам Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву. Не прекращали работать на оккупированной территории два украинских госпредприятия – «Шахтоуправление «Южнодонбасское №1» и «Донецкая угольная энергетическая компания».

Донбасс – это единая производственная цепочка Украины. Все предприятия интегрированы в украинскую систему экспорта и разорвать их одномоментно очень сложно. Самостоятельно боевики сделать этого не смогут, нужна помощь Москвы – говорит аналитик донецкого института информации Виталий Сизов. Они (боевики – ред.) пытаются оценить ситуацию и сами не до конца понимают, что взяли под контроль и как с этим работать. Всего того, что производит промышленность Донбассав России и так в переизбытке.

Практически вся изготовляемая украинская продукция экспорториентирована на западный рынок. Однако ничего нельзя экспортировать если производитель - непризнанная территория. Если брать довоенные цифры, то треть продукции уходит на запад, а часть на Азию – говорит Виталий Сизов. До первого марта формально все было по-честному. Эта схема позволяла поддерживать приемлимуюсоциальную ситуацию на техтерриториях, и, с украинской стороны, обеспечивать работой предприятия. Допустим,если сейчас будут сбои в работе Авдеевского КХЗ. Например, если он будет в недополучать сырье, которые частично идет с неподконтрольной территории, то это неизбежно ударит по работе мариупольских металлургических заводов. А ониуже говорят, что несут убытки. Что так жеударит по социальной ситуации в Мариуполе, который находится под контролем украинской армии. Мариуполь без металлургических заводов, как город промышленный гигант – не существует. Это была взаимозависимость, которую с обеих сторон не могли и не хотели разрывать.

«Так называемая «блокада» стала одним из факторовтого, что нужно уже в ближайшее времяпринять решение как быть дальше»

Чиновники, поддерживающие блокаду, манипулируютпонятиями в сфере энергетики и металлургии. Особенно это касается предприятий электрогенерации-потому что здесь речь идет о коррупционной и политически ангажированной формуле расчета цен на уголь и,в дальнейшем,на электроэнергию - говорит исполнительный директор центра экономической стратегии Глеб Вышлинский. «Роттердам+»вводилась для обеспеченияэнергонезависимостиУкраины от поставок угля с неподконтрольных территорий. Результатом стало повышение тарифов как для граждан, так и для предприятий. И когда власти говорят, что возможным результатом блокады будут веерные отключения, то у людей возникает естественная злость.Ведьна протяжении длительного периода приходилосьплатильза электричество большие деньги; это все для того, чтобыиметь возможность импортировать уголь из Южной Африки, а не изнеподконтрольных территорий. В то время, каквся разница шла в карман Ахметову и тем украинским политикам, которые лоббировали соответсвующее решениеНКРЭКУ.

В металлургии совершенно другая ситуация. Здесь государство не имеет отношения к вопросу закупок. Это привилегияисключительно частного бизнеса и его конкурентных способностей. Украинцы могут сказать, что Ахметов – олигарх, который в значительной степени нажил свое состояние на тех активах, которые принадлежали гражданам Украины. Чтозначительную часть прибыли он выводит за рубеж,в том числеот прибылибизнеса, который ведется на неподконтрольных территориях. Эти деньги могут быть никогда не попасть в Украину– отметил Вышлинский. Мы понимаем последствия блокады, последствия от разрыва производственных цепочек металлургии. Потери для экономики подконтрольных Украине территорий и для экономики Украины в целом – это сокращение производства,возможная девальвация гривны,возможное сокращение зарплат и социальных условийработников предприятий, работающих на этих территориях.

Как в свое время, граница между Западным и Восточным Берлином устанавливались «по живому» – резала линии метро, внутригородские дороги - продолжает эксперт.То же самое происходит и на Донбассе. Этот промышленный кластер начали строить капиталисты во времена российской империи, продолжила советская власть, а сейчас эксплуатируют украинские олигархи. Все это существует не просто так: рядом находились месторождения железной руды иместорождения коксующегося угля.Тут же - порты, через которые можно было вывозить продукцию металлургии.

Эксперты отмечают, что импорткоксующегося угля, с экономической точки зрения, можетпривестик ухудшениюконкурентоспособности украинской продукции. Тогда какглава Нацбанка Валерия Гонтарева и вовсе спронозировала падение украинского ВВП, в случае продолжения блокады-«По наиболее пессимистическому сценарию, продолжение блокады до конца года может замедлить экономический рост на 1,3 процентных пункта, т.е. до 1,5% в текущем году.По нашим подсчетам, сальдо текущего счета платежного баланса может ухудшиться приблизительно на $2 млрд, соответственно, это может негативно повлиять на динамику межбанковского валютного рынка»

Тем временем,руководствобоевиков опубликовало список предприятий, на которых уже введены "временные админстрации".СБУ отмечает, что управлять ними будут прямиком из Москвы. Силовики опубликовализаписьразговора главы так называемойДНР Александра Захарченко с кураторами из РФ.