Цена украинского газа: как развивать, добывать и продавать - RE: ФОРМА
Цена украинского газа: как развивать, добывать и продавать — RE: ФОРМА
Инвестиции в развитие газодобывающей отрасли, разрешения на разведку и бурение от местной власти, самостоятельная добыча газа без участия олигархических компаний - это основные задачи для компании «Укргаздобыча» на ближайшие 4 года. Что государственная компания делает сейчас, чтобы в 2020 году добывать газа на 30% больше узнавали журналисты программы «RE: ФОРМА».
«398 тысяч гривен» - Олега Прохоренко так часто спрашивают о размере зарплаты, что он готов назвать сумму, даже если его разбудить ночью. Прохоренко говорит, что друзья в шутку смеются над ним: мол, «лох» - за такие малые деньги взял такую ответственность.
38-летний выпускник Гарварда летом прошлого года возглавил ОАО «Укргаздобыча» - дочернюю структуру НАК «Нафтогаз». У его предшественников на этом посту оклад не превышал 20 000. Но коррупционные потери компании, по оценкам Прохоренко, составляли 3 миллиарда гривен в год: «С этой компании кормились целые политические силы. И руководители «изымали» деньги из компании, они платили этим людям».
Олега Прохоренко наняли, чтобы он поломал коррупционные схемы, сделал «Укргаздобычу» прибыльной и, главное, увеличил за 5 лет добычу собственного газа до 20 миллиардов кубометров в год. Это так называемый «План 2020», цель которого - полностью отказаться от импорта газа и, возможно, даже стать экспортером. Что в перспективе может снизить цену на газ для населения до 120 - 130 долларов за тысячу кубов (почти в два раза дешевле, чем сейчас). Правда остается вопрос, будет ли при такой цене рентабельной собственная газодобыча.
Для сравнения: в 2015 году «Укгаздобыча» добыла 14,5 млрд кубометров газа. А 16,4 - импортировала. Но так было не всегда. В середине 70-х годов прошлого века Украинская ССР была ведущим экспортером газа в Европе, продавая его в Польшу, Чехословакию, Болгарию. Суммарная добыча в 1975 году составила почти 70 млрд кубометров. Однако показатели постепенно снижались и на момент провозглашения независимости Украины упали более чем в три раза - до 20 млрд кубометров.
Прощание с газовыми олигархами
Самый простой способ увеличить добычу - модернизация и капитальный ремонт уже существующих скважин. Поскольку «Укргаздобыча» до последнего времени была убыточной, с начала 2000-х к газовому промыслу приобщали частные компании - через систему договоров по совместной деятельности (СД). Идея заключалась в том, что частные инвесторы вкладывают деньги в скважину и увеличивают объем добычи. А взамен получают долю денег от проданного газа. Новое руководство компании взяло курс на разрыв всех договоров о совместной деятельности.
«Они должны увеличивать добычу, а сами наоборот ее снизили», - говорит Прохоренко. По его словам, никто не собирался инвестировать серьезные средства, в частности в дорогое бурение или современные технологии.
«Эти схемы просто были созданы для отмывания денег из компании, - утверждает руководитель «Укргаздобычи». - Речь не шла о развитии, им просто нужно было взять скважины «Укргаздобычи», качать этот газ, продавать его, получать сверхприбыли и все. Теперь, когда мы имеем рыночную цену на газ, нам не нужны коррупционные схемы».
По договорам о совместной деятельности с «Укргаздобычей» работали восемь предприятий. Некоторые до последнего качали газ, пока продолжаются судебные процессы. Например, на имущество «Карпатыгаз» суд наложил арест только в конце ноября. Официально это шведская компания, однако ее акции, главным образом, распределены между тремя кипрскими офшорами. Вероятными конечными бенефициарами которых «Украинская правда» называет Дмитрия Фирташа, Юрия Бойко и Николая Мартыненко.
Но самыми скандальными являются схемы депутата-беглеца Александра Онищенко, которые разоблачили детективы НАБУ. Добытый газ он продавал своим же фирмам «прокладкам» по цене в два с половиной раза ниже рыночной. С этой заниженной суммы часть средств, согласно договору, получала «Укргаздобыча». А уже после этого газ продавали по рыночной цене. Таким образом компании Онищенко получали свою долю и дополнительно забирали 60% прибыли государства.
Полтавский газ
«Это - разведочные скважины, - Андрей Максименко, начальник газовой станции, который отвечает за 31 газовую скважину Яблунивского месторождения, показывает в сторону двух буровых вышек, которые возвышаются посреди вспаханного поля. - Если окажется, что на глубине 5000 метров есть продуктивные горизонты - будем продолжать бурить».
4/5 украинского газа добывают в двух областях - Харьковской и Полтавский. Газ из скважин сначала попадает на станции комплексной подготовки. Здесь газ очищают от примесей и после этого он готов к употреблению.
Даже сегодня Украина является четвертой в Европе по объемам добычи газа - после Норвегии, Нидерландов и Великобритании. По разведанным запасам - а это 640 млрд кубометров газа - Украина третья. Основные месторождения расположены в восточном регионе, который дает около 94% отечественного газа. Еще 6% добывается в западных областях. После аннексии Крыма и потери контроля над «Черноморнефтегазом» вклад южных областей упал ниже 1%.
Запасы существующих скважин постоянно истощаются. Это естественный процесс. За год украинские скважины теряют 1,3 миллиарда кубометров. Достаточно того, чтобы десять лет не вкладывать в развитие - и собственная добыча упадет до нуля. Для того,чтобы нарастить добычу газа, надо все время искать новые запасы, бурить новые скважины. И обновлять уже существующие.
Где нет закона - нет разрешения
Все эти шаги нужно согласовывать с землевладельцами. Андрей Максименко мечтает о законе, который дал бы газовикам больше прав. Бывает, что землевладельцы - от фермеров до общин - не дают разрешения, чтобы подъехать техникой для ремонта скважин, которых в эксплуатации «Полтавагаздобыча» ни много, ни мало - 678.
«Мы должны кругами ходить у землевладельцев, упрашивать. А мы, между прочим, даем стране энергетическую независимость», - возмущается Максименко.
Но больше всего проблем газовикам доставляет наибольший землераспорядитель Полтавщины - областной совет. В 2016-м он не выдал«Укргаздобыче» ни одного разрешения на бурение новых скважин. Депутаты требовали, чтобы часть ренты за газ шла непосредственно в бюджет области. И, наконец, они добились своего. Верховная Рада приняла закон, по которому 5% от газовой ренты будет оставаться на местах. Два процента - в областной бюджет, два процента - в бюджет района или общины и 1% - в бюджет села или города, на территории которых ведется добыча.
Если добыча останется на уровне этого года - Полтавская область ежемесячно может получать около 55 млн гривен рентных платежей. По 22 миллиона - областные и районные бюджеты и 11 млн - распределят между собой местные общины, на землях которых ведется добыча.
Критики закона утверждали, что его принятие приведет к «экономическому сепаратизму» областей, которым посчастливилось иметь запасы природного газа в своих недрах. А также к финансовому неравенству между регионами. Автор закона Ольга Белькова в свою очередь считает, что местные общины получают стимул и будут способствовать увеличению добычи газа. Или, наоборот, выберут экологический аспект.
«Это не взятка местным советам - так мы устраняем барьер, а дальше они сами будут иметь с одной стороны стимул, а с другой - ответственность за выдачу этих разрешений (на увеличение добычи газа - ред.)»
В облсовете даже после принятия закона о децентрализации ренты все равно остались недовольны, потому что изменения вступят в силу только в 2018 году. К тому же деньги будут идти в первую очередь на защищенные статьи бюджета, а не в спецфонд, где депутаты могли бы ими свободно распоряжаться.
А для местных общин новый закон открывает фантастические перспективы.
Газ, который пахнет деньгами
Село Сенча отделяют от областного центра 130 километров разбитых дорог. Этот бывший райцентр переживает не лучшие времена. Но газовые скважины на землях села вскоре могут все изменить. По самым скромным подсчетам сельского главы Виктора Лысого, село будет за месяц получать больше, чем сейчас - за год.
«Сначала надо будет обеспечить всех водой из артезианской скважины, - загибает пальцы Лысый. - Потом освещение, дороги... Бывший универмаг отремонтируем и сделаем там кружки, секции для молодежи, чтобы они не сидели там, где алкоголь продается». - Председатель мечтательно смотрит на хмурое здание с выбитыми стеклами и облезлой плиткой.
О будущем богатстве сенчан уже знают и в соседних общинах, которые теперь хотят присоединиться к соседям. «Наше село оживет и объединит еще много других сел, которые тоже не пропадут», - оптимистично предсказывает Виктор Лысый.
На краю села, которое выходит непосредственно к территории газового промысла хозяин, назвавшийся Валерой, приглашает нас во двор попробовать воду из колодца. Вода имеет резкий химический привкус:
«Такая вода у нас в селе, можно ее пить?», - задает Валера риторический вопрос. Местные жители убеждены, что плохая вода - результат соседства с газовиками.
И хотя за средства государственной компании пробурили скважину с качественной водой и провели первую очередь водопровода, для сенчан это недостаточный аргумент.
«Не хочу говорить на камеру, но у нас здесь от этой газодобычи радиация, - авторитетно заявляет нам Екатерина, соседка Валеры. - Они (прим.- ОАО «Укргаздобыча») обещали платить, - говорит с нажимом Екатерина. - Как будут платить - общество даст им разрешение на скважины. Но чтобы не себе, а нам», - строго заключает она.
«Да где же они нам дадут, - скептически отрицает Валера. - Гройсман он тоже обещает, что мы для народа все. Но мы его не чувствуем». - И, на прощание, по-полтавски растягивая слова, добавляет - Лучше бы газа бесплатно дали - потому что живем на газу, а топим дровами. Потому нечем за него платит».
Как у них. Или законсервирует ли Румыния свои скважины?
Румыния входит в пятерку европейских стран с наибольшими объемами разведанных запасов газа и по объему его добычи. Лидеры в этой области - частная компания Petrom с австрийским капиталом и государственная RomGas. Они добывают 90% румынского газа.
RomGas - компания со столетней историей. Пик добычи, как и в Украине, пришелся на 70-е годы прошлого века и достигал 30 млрд кубометров в год. В 2001 году по требованию Европейского Союза RomGas прошел так называемую процедуру анбандлинга - разделения компании на меньшие структуры по видам деятельности. Для транспортировки и продажи газа создали новые предприятия, добычу оставили за RomGas.
Следующий шаг - привлечение инвестиций. Осенью 2013 года Румыния через биржу продала 15% акций частным инвесторам за 521 млн долларов. И RomGas стал самой дорогой государственной компанией, стоимость которой оценивалась в 3,6 миллиарда долларов. За следующие три года государство сократило свою долю до 70%.
Сейчас компания разрабатывает более 150 месторождений на 8 газоносных площадях. 3600 скважин позволяют добывать ежегодно около 5,5 млрд кубометров газа. Выручка компании в 2015 году составила 1 млрд долларов.
Однако, против RomGas сыграл ее владелец. Открыв рынок газа, Румыния не изменила правила работы для государственной компании. Предприятие платит налоги из расчета, что тысяча кубометров стоит 192 доллара. И даже если RomGas снизит цены на размер налогов это не повлияет.
В то же время, российский «Газпром» уже продает газ по 160 долларов и промышленные потребители охотно переходят на импортное топливо. В октябре российский монополист увеличил поставки почти в 4 раза, тогда как RomGas закачивал свой газ преимущественно в подземные хранилища. Если низкие цены сохранятся и дальше, румынская компания может потерять промышленных потребителей, которые перейдут на российский газ.
«RE: Форма» - это совместный проект Гражданской сети ОПОРА, Громадского телевидения, телеканала UA: Первый и Программы USAID СОВЕТ