Дефолт в Украине — это подорванное доверие партнеров, обвал гривны, увеличение бедности и капитуляция. Мнения экспертов
Дефолт — это не страшно, уверен Игорь Коломойский. Недавно он вернулся в Украину и теперь советует президенту Владимиру Зеленскому отказаться от государственных обязательств перед кредиторами. По его мнению, так в 2015 году сделала Греция. Олигарх уверен, что так ЕС и США спишут государству все долги, потому что они в первую очередь интересуются Украиной, как «плацдармом в противостоянии Запада и России».
Громадское спросило у экономических и политических экспертов, чем так страшен дефолт для страны и какого сценария следует ожидать украинцам, если команда Зеленского прислушается к советам Игоря Коломойского.
Когда страна дефолтирует, инвесторы начинают вытягивать из нее средства. Это сильно влияет на курс валютМария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии
«Любая страна, которая объявляет дефолт, сталкивается с падением доверия инвесторов. Даже рейтинговые агентства опускают такую страну ниже реального уровня, потому что государство не хочет и не может выполнять обещанное.
Падение доверия означает, например, увеличение процентных ставок по долгам. Это означает, что будет меньше иностранных денег, которые инвестируют в украинскую экономику.
В частности, когда страна дефолтирует, инвесторы начинают вытягивать из нее средства. Это сильно влияет на курс валют. Гривна может значительно ослабнуть, если страна не выплатит долги. Это первое, что почувствуют на себе люди.
Также квазисуверенным заемщикам, таким как государственные банки или компании, становится гораздо сложнее рефинансировать свои долги. Они не могут привлечь новые средства, а потому не могут рассчитаться с долгами. Это приводит к их банкротству».
Несвоевременная уплата долгов закрывает рынки заимствованийТарас Котович, старший финансовый аналитик группы ICU
«У Украины достаточно загруженный график выплат по внешнему долгу (суммарно до 2023 года нам нужно будет отдать внешним заимодателям более $25 млрд — ред.). Лучший выход для страны — улучшение кредитного имиджа и рефинансирования выплат. Как показывает практика, любое нарушение графика платежей или проведения реструктуризаций закрывает для заемщика рынки заимствований на определенное время.
Что же касается МВФ, то его кредиты дают поддержку золотовалютным резервам страны, а не финансируют дефицит бюджета. МВФ — это лакмусовая бумажка для рынка, который демонстрирует, движется ли страна по пути реформ и будет ли у нее возможность выплачивать свои долги в дальнейшем».
Отказ от МВФ — это возвращение в 2013 год: обвал гривны, валютных резервов, бюджетаВладимир Рапопорт, аналитик, экономист
«Практически все реформы в Украине проходили под нажимом МВФ. Не все они были полезны, но 80% абсолютно необходимые. Украина — не Грузия 2003-2008 годов, когда двигателем реформ был Бендукидзе: в Украине двигателем реформ был МВФ. Отказ от сотрудничества с фондом — это отказ от сделанного и возвращение в 2013 год: обвал гривны, валютных резервов, бюджета. Поскольку в долг без МВФ Украине никто не даст.
[...] Примеры с Грецией и Аргентиной абсурдны. В Греции вообще не было дефолта, была реструктуризация долга по согласованию с кредиторами — вроде украинской 2016 года. Греция ввела меры жесткой экономии в качестве условия этой реструктуризации. Не «отдохнуть от жестких мер», а ввести более жесткие меры и сотрудничать с МВФ — вот путь Греции на самом деле. Приводить его как пример отказа от МВФ — значит ничего не знать или сознательно обманывать.
Аргентина — типичный дефолт. В 1998 году ВВП на душу населения в Аргентине был $9 тысяч. В 2018 году, через 20 лет, — $11,6 тыс. (учитывайте разницу того доллара и нынешнего). То есть экономика страны в течение 20 лет после дефолта стоит и не развивается. Аргентина до сих пор не может договориться с кредиторами, которых кинула при дефолте, как хочет Коломойский.
В Украине ВВП на душу населения около $3 тыс., а в 1998 году был $884 (то есть Украина развивалась эти годы без дефолта). Вы хотите вернуться в 1998 год? Если вы посмотрите на страны Латинской Америки, то они в 1998 году отставали от Аргентины, а в 2018 году без дефолта стали ее опережать. Например, в Чили ВВП 20 лет назад был почти вдвое меньше, чем у Аргентины — $5,4 тыс. на человека, а в 2018 году — более $16 тыс.».
Дефолт — это кризис, а в кризис бедные становятся беднее, а богатые богачеСергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
«Не верьте разговорам, что после дефолта все будет еще лучше. Не будет. И точно будет хуже. Бедным и обычным людям так точно, потому что дефолт — это кризис, а в кризис бедные становятся беднее, а богатые богаче. Поэтому Коломойский и хочет отдохнуть от реформ и от пристального внимания Запада, потому что ему это выгодно со всех сторон. Реальная доходность облигаций стран, которые часто допускали дефолты в своей истории (Аргентина, Эквадор и другие), была в три раза выше с 1820 года, чем доходность облигаций стран, которые не допускали частых дефолтов.
Впрочем, кому важны эти облигации, если платят все равно из бюджета, правда? А связь между бюджетом и деньгами налогоплательщиков улавливают не все, однако все понимают связь со своими деньгами и со своими зарплатами, накоплениями. И вряд ли они будут так счастливы, столкнувшись с дефолтом, как обещает Игорь Валерьевич. Как когда-то были счастливы жители Аргентины: они так радовались дефолту, такие народные гуляния устроили, что пришлось выводить на улицу танки. А как тут не радоваться, когда твой депозит в банке с жалкими долларами в одну ночь превращается в патриотичный депозит в родной национальной валюте, да еще и по курсу, который установило любимое правительство».
Предлагать дефолт сегодня можно только с целью ускорить капитуляциюВладимир Горбач, политический аналитик в Институте Евроатлантического Сотрудничества
«Весной 2014 года ограбленная Украина действительно могла бы объявить дефолт. Причем не только по внешним, но и по внутренним долгам: провести денежную реформу, раздать населению по 100 новых гривен и начать жизнь сначала. Это если бы у нас не было российской аннексии Крыма. если бы мы не нуждались так критично во внешней помощи. Впрочем, российская угроза была и она быстро переросла в открытую агрессию на Донбассе.
Именно поэтому правительство Яценюка и и.о. президента Турчинов не могли себе позволить такой «роскоши» как дефолт. Вместо этого они были вынуждены обращаться за помощью к тем, у кого были ресурсы сопротивляться внешней агрессии — к олигархам Украины. И Игорь Коломойский был самым решительным из них. Ахметов выставил вперед Таруту. Были якобы и предложения Пинчуку и Ярославскому.
После стабилизации линии фронта на Донбассе министр финансов Наталья Яресько провела реструктуризацию долгов Украины перед внешними кредиторами. Ее условия оказались не такими выгодными для Украины, как нам бы хотелось, как мы действительно заслуживали как жертва агрессии, но кредиторы оказались неумолимыми. Не в последнюю очередь и потому, что частью внешнего долга Украины анонимно владело то же окружение Януковича. И тогда тоже провозглашение дефолта вместо реструктуризации обрушило бы всю нашу внешнеполитическую стратегию и стратегию безопасности, лишило бы нас союзников, сделало бы невозможной программу реформы армии и перевооружения. и прекратило бы европейскую интеграцию.
А предлагать дефолт уже сегодня, как предлагает олигарх Коломойский президенту Зеленскому, можно лишь с целью ускорить капитуляцию. Если это произойдет, то будет напоминать анекдот про Чапаева, который почти доплыл до противоположного берега, но устал и... поплыл назад».
Во всех странах, которые отказываются отдавать долги, ухудшается социально-экономическое положение, падает уровень жизниТарас Козак, финансист, президент инвестиционной группы «Универ»
«С подачи Игоря Коломойского вдруг в стране появились сторонники дефолта. Очень странно слышать от олигарха коммунистично-популистские призывы. Мол, не будем отдавать буржуям-капиталистам долги, сами эти деньги поделим. Еще в пример приводит Грецию, которая якобы никому ничего не отдала и живет шикарно.
Лукавит господин Коломойский. Во-первых, Греция платит по своим долгам. Во-вторых, во всех странах, которые отказываются отдавать долги, ухудшается социально-экономическое положение, падает уровень жизни среднего и бедного слоев населения. Даже когда речь идет о техническом дефолте или реструктуризации (задержки с выплатами), есть угроза ухудшения.
Безусловно, Коломойский достаточно разбирается в экономике, чтобы понимать такие элементарные вещи. Почему же тогда он поднимает эту опасную тему? Возможные выгоды, которые может получить олигарх при дефолте:
— экономический кризис ослабляет государственную власть. Для олигарха это открывает возможности для личного обогащения. Конечно, ему плевать на рейтинги Зеленского, которые неизбежно упадут. Более того, президент будет вынужден опереться на олигархов;
— при отказе Украины платить долги неизбежен разрыв Соглашения с Международным Валютным Фондом. Именно с подачи МВФ был национализирован ПриватБанк. Без присмотра со стороны Фонда Коломойскому будет легче вернуть контроль над Приватом. Или взыскать с государства большую сумму за якобы причиненные убытки;
— стоимость государственных облигаций Украины сильно упадет. Олигарх сможет купить их за бесценок и погасить свои долги перед ПриватБанком уже по номинальной стоимости бумаг. После этого вернет ПриватБанк в свою собственность, доказав через суды, что национализация была незаконной, а банку не угрожает банкротство».