Дело на 62 миллиона: в чем обвиняют чиновников Госспецсвязи и при чем здесь Минцифры

На прошлой неделе Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины попала в громкий коррупционный скандал — только что уволенный глава Юрий Щиголь и другие чиновники заподозрены в присвоении 62 миллионов гривен. Внимание к делу не угасает: экс-главу сначала задержали, потом выпустили из-под стражи, а дальше в связях со Щиголем стали обвинять Министерство цифровой трансформации.

Чем занимается Госспецсвязи, в чем суть коррупционного дела и имеет ли к нему отношение Минцифры — читайте в материале hromadske.

Чем вообще занимается Госспецсвязи?

Госслужба специальной связи и защиты информации появилась в 2006 году на базе ликвидированного Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты Службы безопасности Украины. Ранее об этом органе говорили немного, официально Госспецсвязи работает в секторе обороны и безопасности, среди основных обязанностей — киберзащита государства.

С октября 2021 года орган решили реформировать, поскольку считали его коррумпированным и неэффективным. Среди критиковавших Службу был глава Минцифры Михаил Федоров.

«В чем проблема, кроме безумной исторически сложившейся коррупции?! Они (Госспецсвязи — ред.) дико кошмарят проекты, которые меняют страну. Приход Госспецсвязи в любой орган власти заканчивается предписанием остановить работу систем. Все требования построены на нормативке 90-х»,заявлял Федоров в 2019 году.

До 2025 года Госспецсвязи должны были осовременить, убрать «несвойственные функции» и включить в систему цифровой трансформации Украины.

После полномасштабного вторжения Служба вместе с Минцифры в рамках проекта «Армия дронов» начала закупать беспилотники и средства радиоэлектронной борьбы для войска.

Кроме того, в апреле 2023 года правительство поручило Госспецсвязи разработать и вести Реестр объектов критической инфраструктуры.

Тогдашний руководитель Службы Юрий Щиголь объяснял в интервью Forbes, что информация из Реестра на период военного положения будет в ограниченном доступе. В то же время те компании, которые попадут в него, получат бронирование от мобилизации для рабочих и облегченный доступ к средствам восстановления или защиты объектов.

hromadske

Коррупция не исчезла

20 ноября 2023 года НАБУ и САП сообщили, что Юрий Щиголь, его заместитель Виктор Жора и другие чиновники подозреваются в завладении государственными средствами более чем на 62 миллиона гривен.

По данным следствия, в течение 2020-2022 годов владелец частной группы компаний Роман Коваль в сговоре с руководством Госспецсвязи разработал схему завладения бюджетными деньгами, которые выделили на закупку оборудования и программного обеспечения. Что интересно, компании Коваля за последние семь лет побеждали в тендерах от государства на общую сумму более 1,63 миллиарда гривен.

Как рассказали в НАБУ, в 2020 году Коваль решил установить контроль над закупками в структуре, поэтому через свои связи в госорганах поспособствовал назначению на должность заместителя главы Госспецсвязи «лояльного лица». Этим человеком стал Жора, ранее являвшийся основателем и руководителем одной из подконтрольных Ковалю компаний.

Уже на следующий год участники схемы провели засекреченную закупку софта для госпредприятия Службы «Украинские специальные системы» по завышенной цене. Благодаря грифу «секретно» победителем торгов стала компания, выбранная еще за полгода до их проведения.

Так подозреваемым удалось вывести 23,6 миллиона гривен. После полномасштабного вторжения чиновники и Коваль через другую подконтрольную компанию реализовали почти идентичную схему.

За два года Госспецсвязи выделила на эти закупки более 285 миллионов гривен, в то время как реальная стоимость составляла 223 миллиона гривен. Разницу этих средств более чем в 62 миллиона гривен участники схемы перевели на счета зарубежных компаний, в частности, деньги поступили в Венгрию.

В настоящее время подозрения получили шесть человек. Кроме Щиголя, Жоры и Коваля — гендиректор и сотрудник госпредприятия, которому закупали софт, а также подчиненный Коваля. Их действия квалифицировали по Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением. Им грозит от 7 до 12 лет заключения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет с конфискацией имуществач. 5 ст. 191 Уголовного кодекса.

Отметим, что об увольнении Щиголя и Жоры с их должностей стало известно за полчаса до оглашения подозрения, а в постановлениях Кабинета Министров указывается, что оба ушли по собственному желанию.

«Нулевая толерантность к коррупции»: как в Службе отреагировали на обвинения

В Госспецсвязи опровергли обвинения в коррупции, в то же время заверили: «Все закупки Службы от 2020 года проводились с соблюдением действующего законодательства».

Кроме того, там призвали «воздержаться от обвинений» против чиновников, привлеченных «к организации защиты критической информационной инфраструктуры», до завершения расследования и рассмотрения дела в суде.

В Службе заверили, что правоохранители получили все необходимые данные, и если НАБУ потребуется дополнительная информация, то ее предоставят.

hromadske

Порука, криптокошелек и выход из СИЗО: история о мере пресечения

Уже через два дня после оглашения подозрения, 22 ноября, Высший антикоррупционный суд взял Щиголя под стражу с альтернативой внесения 25 миллионов гривен залога.

Прокурор просил 50 миллионов гривен залога. И рассказал на суде, что у Щиголя нашли 1,2 миллиона долларов и 6,9 биткоина (эквивалент 270 тысяч долларов) на криптокошельке. Кроме того, во время обысков у него обнаружили 72 тысячи долларов и 82 тысячи евро наличными, писал «Центр противодействия коррупции».

Несмотря на это, депутаты от «Слуги Народа» Михаил Крячко и Александр Федиенко захотели взять Щиголя на поруки. Первый является главой комитета Верховной Рады по цифровой трансформации, второй — его заместителем.

В конце концов ВАКС постановил, что экс-руководитель Госспецсвязи пробудет в СИЗО почти два месяца — до 21 января 2024 года. Впрочем, уже через день после избрания меры пресечения он вышел под залог.

Также под стражу взяли Романа Коваля с альтернативой внесения 50 миллионов гривен залога (ему следователи отвели роль организатора схемы) и Виктора Жору с альтернативой в 10 миллионов гривен. В то же время руководителю госпредприятия назначили только залог — 30 миллионов гривен.

Минцифры причастно к коррупции?

После разоблачения руководства Госспецсвязи бывший заместитель министра обороны Украины по цифровой трансформации и учредитель фонда «Вернись живым» Виталий Дейнега обвинил Министерство цифровой трансформации в причастности к деятельности Госспецсвязи, а точнее — к коррупции.

Он заявил, что «во многих вопросах» Госспецсвязи стала «кошельком и руками Минцифры». Дейнега утверждает, что их связывает практически весь бюджет на дроны и статус монополиста в вопросах международной киберпомощи.

По словам бывшего чиновника, кроме руководителя Минцифры Михаила Федорова Госспецсвязи якобы связана с СБУ, а в парламенте среди лоббирующих интересы органа — «слуга» Федиенко, решивший взять Щиголя на поруки.

Экс-заместитель министра обороны призвал перезапустить Госспецсвязи, передать вопросы беспилотников Минстратегпрому и Минобороны, а также провести «глубокий, публичный и придирчивый» аудит закупок для «Армии дронов». Он также анонсировал серию материалов, посвященных борьбе со Службой и Минцифры «за право цифровизировать Вооруженные силы Украины».

Мы обратились за комментарием, однако Дейнега отказался комментировать эту ситуацию hromadske.

Между тем, руководитель ОО «Центр противодействия коррупции» Виталий Шабунин отметил, что в материалах коррупционного дела на 62 миллиона гривен министр Федоров не фигурирует.

Реакция Минцифры

В Минцифры до сих пор не прокомментировали обвинения со стороны Дейнеги.

Ранее Федоров заявлял, что его министерство в рамках «Армии дронов» системно сотрудничает с главными антикоррупционными органами страны — САП и НАБУ. Он заверил, что для этого был введен онлайн-мониторинг закупок БпЛА. Кроме того, каждый беспилотник проходит официальную экспертизу цены.

В то же время издание «Наши деньги» получило от Минцифры данные о закупках беспилотников и сравнило цены с рыночными. Журналисты выяснили, что цены на дроны DJI Mavic и DJI Matriceне превышали рыночных. В то же время квадрокоптеры AUTEL EVO Max 4T стоили дороже — с мая по сентябрь цена покупки была от 485 до 498 тысяч гривен за единицу. Рыночная стоимость — 252 тысячи гривен, однако по заключенным соглашениям Госспецсвязи удалось договориться о снижении цены только на четверть. Уже дальнейшие, ноябрьские контракты заключались по рыночной цене.

А вот в летнем отчете Госспецсвязи была расписана стоимость дронов за штуку без названия БпЛА, то есть купили ли по рыночной цене — оценить невозможно.

На этой неделе Минцифры начало выкладывать отчеты о закупках дронов с расписанной комплектацией, выяснили «Наши деньги». В то же время закупочная процедура Госспецсвязи до сих пор выглядит так: заказчик обращается к участникам рынка и просит указать свою цену за один дрон, победителя выбирают в закрытом режиме. Журналисты предлагают ввести электронный аукцион, благодаря которому можно будет снизить цену.