«Дешевле взять еще один кредит, чем остановить строительство» — Министерство инфраструктуры об украинских долгостроях
Десятки крупных инфраструктурных проектов остаются недостроенными в Украине.Иногда их консервация и охрана стоят не меньше, чем строительство.Что делать с такими долгостроями? И есть ли шанс, что старые мосты и вокзалы все же заработают?Об этом Громадское узнало у заместителя министра инфраструктуры Виктора Довганя.
Настя Иванцова
Десятки крупных инфраструктурных проектов остаются недостроенными в Украине.Иногда их консервация и охрана стоят не меньше, чем строительство.Что делать с такими долгостроями? И есть ли шанс, что старые мосты и вокзалы все же заработают?Об этом Громадское узнало у заместителя министра инфраструктуры Украины Виктора Довганя.
Один из примеров — Подольско-Воскресенский мост в Киеве.Его начали возводить как часть амбициозного проекта метро на Троещину.Строительство началось в 2003 году, далее его несколько раз замораживали.Сейчас весьпроект оцениваютв более чем 11 млрд гривен ($400 млн).До его завершения, обещают в Киевской городской государственной администрации, осталось двагода.Пользование мостом будет бесплатным, ведь его строят за бюджетные деньги.
Впрочем, есть и другие варианты, как завершать строительство долгожданных проектов.
«Всегда лучше строить»
Когда объект прекращают строить и замораживают, его стоимость может вырасти в разы, рассказывает заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань:
«Всегда лучше строить.Влезать в кредиты, даже короткие, коммерческие, дорогие, но все равно завершать строительство.Проще взять кредит и завершить этот долгострой, чем подождать год-два, и за это время прибавится еще несколько миллиардов гривен, которые предстоит потратить на расконсервацию объекта».
Другой пример —концессия.Это форма государственно-частного партнерства, которая позволяет инвестору вкладывать средства и управлять компаниями и активами, которые остаются в государственной собственности.В 2019 году в правительстве планируют запустить Агентствопо вопросам государственно-частного партнерства.Именно оно будет готовить проекты предоставления государственного имущества и инфраструктурных проектов в пользование частным компаниям.
Однако концессия сработает только на объектах, где инвестор сможет зарабатывать и возмещать себе потраченные на строительство деньги.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Лот «порт Ольвия»: первая концессия по новому украинскому закону принесет государству деньги, а людям — рабочие места
Еще один вариант — достроить проект своими силами, но удешевить его.Так произошло с железнодорожным экспрессом в аэропорт «Борисполь».В 2013 году Украина договорилась с Китаем о привлечении $372 млн настроительствожелезнодорожного сообщения между аэропортом и Киевом в рамках национального проекта «Воздушный экспресс».Деньги планировали получить под госгарантии.Впрочем, строительство так и не началось, а часть уже полученных денег потратили на разработку документации, дальше которой дело не пошло.
«Понимая, что сейчас такой большой проект не потянем, мы рассматривали два варианта — закрыть и забыть или удешевить и достроить.Поэтому решили делать максимально просто и дешево»,— делится с Громадским Виктор Довгань.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как запускали экспресс Киев — Борисполь, который обошелся Украине в 10 млрд гривен ($360 млн)
Поэтому понимание, как и что делать, говорят в министерстве, есть.Нужны деньги, а еще — европейское законодательство.
Строительство Подольско-Воскресенского моста в Киеве, 31 января 2019 года. Фото:Дмитрий Русанов/Громадское
Как привлечь деньги?
На крупные инфраструктурные проекты часто приходится брать кредиты и привлекать инвесторов из-за рубежа.Чтобы делать это было проще, Министерство инфраструктуры Украины совместно с Министерством регионального развития планируют гармонизировать украинскую проектную документацию с европейской.
Эта инициатива будет касаться так называемых ТЭО (технико-экономических обоснований) — документов, содержащих анализ затрат и оценку экономической привлекательности инвестиционного проекта.
«Сейчас, например, когда объект финансируется европейскими банками, готовятся одновременно ТЭО согласно украинскому законодательству и так называемое "feasibility study", как в Европейском союзе. Это очень нужно унифицировать, это уменьшит стоимость подготовки документов и стоимость строительства»,— сообщил в интервью Громадскому Виктор Довгань.
Кроме того, говорит он, это поможет упростить решение вопросов в ситуациях, когда инвестор приходит на уже строящийся проект,и приходится менять или уточнять смету.
Соответствующее постановление Кабмин планирует принять уже в марте, рассказывают в Мининфраструктуры.
Замороженное строительство сооружений Дарницкого вокзала, Киев, 29 января 2019 года. Фото: Громадское
Проекты-2019
Ряд долгожданных проектов в Министерстве инфраструктуры планируют сдать в эксплуатацию уже в 2019 году.
В этом году планируется завершить трассу Одесса-Рени. Ее проект презентовалиеще в 2016 году. Общая протяженность трассы составит 261 км, в частности, длина мостового перехода через Днестровский лиман будетпочти 6 км.Достроить трассу президент Петр Порошенко обещалеще в прошлом году, но работы не закончены до сих пор.
Продолжить этот транспортный коридор до Румынии планируют паромной переправой — и тоже в этом году.Правительство Румынии ужеподдержало открытиенового пункта пропуска через границу в этом районе.Поэтому для завершения проекта переправы Орловка-Исакча осталось принять соответствующее решение правительства и подписать соглашение с Румынией.Остальные документы с украинской стороны, говорит Довгань, уже готовы.
Также в 2019 году планируется отремонтировать 5 тыс. кмдорог.В бюджете на это предусмотрено более 51 млрд.гривен ($1,86 млрд.).А вместе со средствами от таможенного эксперимента и кредитными деньгами финансированиедорожного строительства в 2019 году может достичь56 млрд.гривен($2,04 млрд).
Этот материал также доступенна украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.