Дети, растущие в «зеленых» городских районах, имели более высокий IQ. Ученые советуют учитывать это при планировании городов

Коэффициент интеллекта (IQ) у 10—15—летних детей, которые росли в городских районах с зелеными насаждениями, был в среднем на 2,6 пункта выше, чем у их сверстников, которые вырастали не в «зеленых» районах. Это обнаружили ученые из Лёвенского католического и Гентского университетов в Бельгии.

Свое исследование они выложили в научном издании PLOS Medicine.

Ученые уже не первый раз обращаются к теме положительного влияния зеленых насаждений на людей, в частности детей. К примеру, в 2015 году ученые из Барселоны показали, что дети, которые находились в окружении зелени, имели лучшую память и легче сосредоточиваются, чем их сверстники, лишенные «зеленого» окружения.

Группа бельгийских ученых под руководством Эсми Бийненс с Гентского университета решила проверить влияние зеленых насаждений на интеллектуальное развитие детей. В их исследовании участвовали 310 пар близнецов в возрасте 7-15 лет. Уровень «зелености» районов ученые определяли по их спутниковым снимкам.

Исследования близнецов часто используются для определения влияния факторов генетики и среды на те или иные человеческие черты. Близнецы имеют на 50% (разнояйцевые) или 100% (однояйцевые) общий генетический материал. Следовательно, разница в их росте будет обусловлена прежде всего факторами окружающей среды.

Olga1205/Needpix

Как показала Бийненс с коллегами, дети, которые росли среди зеленых насаждений, имели коэффициент интеллекта в среднем на 2,6 пункта больше, чем их сверстники, которые не находились среди зелени. 4% детей в исследовании с IQ меньше 80 росли не в «зеленых» зонах, тогда как у ни одного ребенка, который рос в «зеленой» зоне, не было результата, низшего за 80.

Что интересно, уровень IQ у детей повышался независимо от того, росли они в богатых или бедных районах. В последних рост коэффициента интеллекта у детей был особенно заметным. При этом речь идет именно о городах: у детей, которые росли в пригородной или сельской местности, где зелени всегда много, рост IQ не обнаружили.

Истинной причины взаимосвязи зеленых насаждений и интеллекта у детей ученые не установили. Предполагают, что это может быть связано с меньшим уровнем стресса, который те испытывают, большей возможностью социального взаимодействия или с более тихой окружающей средой.

«Результаты исследования важны для политиков и планировщиков городов, чтобы те создавали оптимальную среду для полноценного развития потенциала детей», — делают вывод авторы.