«Для диаспоры геноцид играет определяющую роль в идентичности» — культуролог

С 1915—го по 1923—ий годы в Османской империи было убито более полутора миллионов армян. Сожжено и разграблено более 60—ти армянских городов и уничтожено 2,5 тысячи сел.

С 1915-го по 1923-ий годы в Османской империи было убито более полутора миллионов армян. Сожжено и разграблено более 60-ти армянских городов и уничтожено 2,5 тысячи сел. Миллион человек стали беженцами. Историки называют это «геноцидом армян», и главная цель армянских лоббистских организаций — всемирное признание самого факта геноцида.
Официально это уже сделали Европарламент, парламентская коалиция стран Южной Америки, подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств и Парламент Латинской Америки. Среди стран, которые не признают случившиеся геноцидом: США, Великобритания, Япония и Украина. Большая часть стран сочувствуют трагедии, однако не называют это геноцидом.

В годовщину трагедии журналисты Громадского пообщались с культурологом Варданом Джалояном.

Вы говорили, что о геноциде армян больше художественной литературы, чем научной. Почему так происходит?

Это связано с тем, что Армения раньше была частью Советского Союза. И до 1965 года упоминать геноцид армян было запрещено. И, собственно говоря, получилось именно таким образом, что освещение геноцида армян проходило больше по художественным «каналам».

Это как советские фильмы про космос. Вроде мы говорим о том, что происходит в другом мире, а на самом деле мы говорим про нашу действительность!

На самом деле легче историю Великой отечественной войны рассказать через художественные фильмы. В этом смысле нет идеологических сложностей.

Чего не хватает в тех исследованиях, которые есть, какие аспекты остались неохваченными?

Это трагедия армянского народа. У нас есть диаспора, которая в два раза больше, чем население Армении, а это означает, что на западе или на Ближнем Востоке, где они в основном жили, образовалась другая культура. И сейчас мы можем сказать что образовалась армянская арменология и западная арменология. Очень похожая ситуация вообще в постсоветском пространстве.

Чем западные исследования отличаются от того, что делают исследователи в Армении?

Нужно понимать, что после распада СССР идеологизированность никуда не исчезла. В чем обвиняют нас армянские коллеги из диаспоры? В том, что Армения идеологизирована. Армянский национализм очень специфический, и какие-то критические подходы расцениваются как предательство родины.

Как вопрос геноцида используют политики в Армении? В Украине такое происходит, что тема геноцида используется в тех или иных целях. Как это происходит в Армении?

Есть такое понятие, как историческая политика, когда историю используют в политических целях. Если вы помните, в СССР отрицали не только Голодомор, но и еврейский геноцид. Слово «геноцид» не было принято в Советском Союзе. В 60-х годах начали допускаться какие-то выступления против Турции. Турции напомнили геноцид армян 1915 года. После этого, когда в 1991 году пришли к власти либеральные силы, стало считаться очень важным иметь хорошие отношения с Турцией. Поэтому вопрос геноцида оставили армянской диаспоре.

Насколько сильно повлиял геноцид и исследования о нем, которые начали появляться после обретения независимости, на идентичность армян?

Я думаю, что для диаспоры геноцид играл определяющую роль в идентичности. Но при этом, я думаю, что в Армянской республике другие факторы играют более важную роль. Тот же самый карабахский вопрос.