«Все еще изучаем потребности»: кто и как помогает освобожденным из плена украинцам
С момента большого обмена заложников на Донбассе прошел месяц. Из 73 человек, переданных на подконтрольную Украине территорию, 42 гражданских и 31 военный. И если военными занимается Министерство обороны Украины, то с гражданскими все сложнее. Как и где они живут спустя месяц после освобождения, и что получили от государства — выясняло Общественное.
Анна Тохмахчи, Игорь Шевчук
С моментабольшогообменазаложников наДонбассепрошел месяц. Из73 человек,переданныхна подконтрольнуюУкраинытерриторию, были42гражданскихи 31военный.Военнослужащими занимаетсяМинистерствообороныУкраины, но вот с гражданскимивсе сложнее.
Какигде они живутспустя месяцпосле освобожденияичтополучилиотгосударства— выясняло Громадское.
Бывшему пленнику, ультрасу луганского футбольного клуба «Заря» Владиславу Овчаренко повезло: после выхода из больницы ему предложили работу в Федерации футбола Украины. Сейчас государство помогло только с лечением:
«Я получил только первую медицинскую помощь, прошел обследование в Феофании (клиническая больница — ред.). На этом все закончилось. Потом мне помогали волонтеры и простые люди. Теперь снимают квартиру "азовцы" (бойцы украинского полка "Азов" — ред.).Я понимаю, что государство должно оказать нам помощь, одновременно понимаю, что оно в принципе никому ничего не должно. Я благодарен, что нас забрали оттуда (из плена боевиков – ред.)».
Среди 42 заявленных гражданских, 28 до плена жили на оккупированной территории. Минимум у 12 из них отсутствуют какие-либо документы. 14 человек выразили желание переехатьв другие регионы Украины, 8 нуждаются вдополнительноммедицинскомлечении,а остальные пока не определились с окончательным местомжительства.
Данные Министерства по вопросам временно оккупированных территорий
Что же прежде всего нужно этим людям — лечение, жилье, работа или деньги? В Администрации президента говорят, что пообщались со всеми освобожденными, чтобы выяснить приоритеты каждого из них. Сейчас всем этим занимаются разные ведомства, поэтому, когда что-то не получается, — одно министерство жалуется на другое.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Никогда не думал, что меня будут пытать в моем городе мои земляки», — освобожденный из плена ультрас луганской «Зари».
«Многие говорили, что надо решить вопрос с жильем, с трудоустройством. Сейчас очень важный вопрос по выплатам, которыми занимается Министерство социальной политики. Необходимо, чтобы наши освобожденные как можно скорее получили информацию, когда это будет возможно и какой будет процедура», — объясняет Наталья Зарецкая, руководитель офиса уполномоченного президента по вопросам реабилитации участников АТО.
Освобожденный из плена ультрас луганской «Зари», луганчанин Влад Овчаренко у больницы «Феофания», Киев, 9 января 2018 года.Фото: Анна Цигима / Громадское
Без бумажки
Министерство соцполитики отвечает за социальное жилье и финансовую помощь. Но спустя месяц после освобождения заложников там не готовы сказать, какая именно помощь и скольким людям нужна.
Директор Департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики Виталий Музыченко говорит, что ведомство до сих пор выясняет насущные потребности освобожденных из плена и их семей: «В первые дни нового года мы дали поручение областным государственным администрациям, в частности, Киевской, касательно посещений каждого, кто был освобожден из плена, для выяснения насущных проблем, которые есть в этих семьях».
Освобожденный из плена Эдуард Неделяев в Facebook поделился опытом хождения по инстанциям, когда пыталсяполучить такуюсправку. Это один из первых этапов, который должны пройти освобожденные, чтобы получить любую социальную помощь. Получению же справки мешало то, что Неделяев (по вполне уважительной причине, ведь он был в плену) не смог вовремя вклеить в паспорт новую фотографию.
После тогокак в нескольких паспортных сервисах Киевской области ему сообщили, что не могут вклеить фото в его паспорт, потому что «не занимаются переселенцами и их проблемами с документами», Неделяеву, в конце концов, пришлось ехать в Северодонецк.
Освобожденный из плена боевиков самопровозглашенной «ЛНР» Эдуард Неделяев.Фотос сайта боевиков
Но в Министерстве соцполитики Громадское заверили, что просили Миграционную службу способствовать этим людям:
«Мы создали максимально благоприятные условия и обратились ко всем, чтобы в первую очередь помогли этим гражданам, а уж как будут исполнять эти поручения, об этом должны отчитываться соответствующие органы», — говорит Виталий Музыченко.
Когда же будут выплаты?
Накануне Нового года премьер-министр Украины Владимир Гройсманзаявил, что уже готов проект постановления о предоставлении материальной помощи освобожденным из плена украинцам. Премьер поручилМинистерству соцполитики позаботиться о них и выяснить их потребности. Впоследствии глава ведомства отчитался, что речь идет осумме до 100 тысяч гривен на человека.
Впрочем, по словам Музыченко, вопрос материальной помощи и ее размера будут решать местные органы на местах, куда, собственно,освобожденные уедут. Опять же, если в наличие будут документы, удостоверяющие личность: «О каких-то конкретных выплатах разговора не было. Есть решение областных и городских бюджетов, чтотаким-то гражданам будет предоставленаматериальная помощь. На ее размер будут влиять возможности местного бюджета, — заявил он. —Если мы говорим о выплатах человеку, без документов никакой выплаты быть не может, ведь без идентификации личности осуществить это невозможно. Мы работаем над этим вопросом».
Освобожденный из плена боевиков самопровозглашенной «ДНР» военный 128-й горно-пехотной бригады Вооруженных сил Александр Олейник (справа) с матерью Татьяной Марковной в палате Главного военного госпиталя, Киев, 9 января 2018.Фото: Анна Цигима / Громадское
Помощь на местах
В Луганской военно-гражданской администрации Громадскому рассказали, что семи гражданским, которые до плена проживали в Луганской области и хотят туда вернуться, предложили материальную помощь до 8 тысяч гривен.
Но получить деньги они смогут не раньше февраля, после заседания соответствующей комиссии администрации.
Назад в Донецкую область хотят вернуться 15 из 24-х освобожденных, которые до плена проживали там.
По словам заместителя председателя Донецкой военно-гражданской администрации Игоря Стокоза, местная власть помогает освобожденным восстановить документы, при необходимости — найти жилье и работу. Но деньги смогут выплачивать только тогда, когда это будет предусмотрено законом:
«Всем, кто вернулся, оказывают помощь и социальное сопровождение, а именно: восстановление и получение документов, справки переселенца, социальные выплаты, некоторым нашли жилье и работу. Поручили максимально содействовать с трудоустройством. Специальной программы обеспечения освобожденных жильем не существует. У нас есть социальные общежития, но селить в них сможем, когда будут акты, которые позволят сделать это законно. Сейчас, если у освобожденных из плена есть собственное жилье, мы помогаем с ремонтом, утеплением, предоставляем топливо», — рассказал Стокоз.