«Домой»: фильм, которому полчаса аплодировали на Одесском кинофестивале
Фильм «Домой» Наримана Алиева был показан в международном конкурсе Одесского международного кинофестиваля. До этого он уже успел побывать в Каннах, где в программе «Особый взгляд» состоялась его мировая премьера, победил на кинофестивале в Румынии и, судя по всему, это далеко не последняя его победа.
«Домой» — это единственный украинский фильм, который попал именно в международную, а не национальную программу ОМКФ. Хотя так же, как и все пять фильмов национального конкурса, он является режиссерским дебютом Алиева в полнометражном кино.
В Каннах премьера состоялась в одном из лучших фестивальных залов — «Дебюсси». После просмотра аплодисменты продолжались минут десять, что очень много для вечно спешащей каннской публики.
«Особый взгляд» (Un Certain Regard) — вторая по значимости после основного конкурса программа Каннского кинофестиваля, созданная для презентации и продвижения «нетипичных» фильмов, прежде всего тех картин, которые ищут оригинальный киноязык.
С «нетипичностью» и с оригинальным киноязыком в картины Наримана Алиева все в порядке.
И это в очередной раз показала реакция на картину в Одессе, где картину встретили с чрезвычайным вниманием.
Овации не утихали очень долго.
Это несмотря на то, что в кулуарах многие жаловались, что смотреть кино о событиях, которые происходят в Украине прямо сейчас — страшно, что режиссеры обычно либо играют на эмоциях зрителей, либо занимаются конъюнктурой.
Все эти опасения точно не о фильме «Домой».
В конце концов, оккупация Крыма и война в Донбассе не являются сюжетом этого фильма. Аннексия и война стали трагическим фоном, на котором разворачивается сюжет.
И это кино не об исторических событиях, а об отце, сыне и отношениях между ними.
Казалось бы, извечные проблемы отцов и детей, архаичного мира, где трагедии и драмы обречены повторяться, потому что старшие и младшие поколения обречены на конфликты религий и мировоззрений.
Ценным в картине является то, что Нариман Алиев избегает пафоса и других опасностей, которые могли бы подстерегать картину при таком сюжете.
Идею фильма, по словам самого Наримана, подсказал ему друг — режиссер Навруз Хикмет. Однако во время работы над сценарием она довольно сильно трансформировалась, приобрела точные географическую и временную привязки. Надо заметить, что к разработке истории присоединилась сценаристка и режиссер Марыся Никитюк.
По форме «Домой» — роуд-муви. Сюжет укладывается в несколько предложений: Мустафа (Ахтем Сеитаблаев) живет в оккупированном Крыму. Оба его сына уехали оттуда. Старший погибает на российско-украинской войне. Вместе с младшим сыном Алимом (Рэмзи Билялов) отец едет, чтобы похоронить погибшего на родине, в Крыму.
Для Мустафы это путешествие является делом чести, выше справедливости, ради которого он готов умереть. Для других героев, даже для сына, его одержимость выглядит чуть ли не прихотью, порой жестокой.
Для Алима Мустафа — тиран и традиционалист.
Однако Нариман Алиев не спешит судить своих героев.
«Я никого из своих героев не оцениваю. Для поколения моих родителей сохранение традиций было средством вернуть свой дом свою землю. В фильме я хотел показать разницу между поколениями, которые вернулись в Крым и поколением, которое там выросло», — говорит Нариман Алиев.
Прежде всего, это очень честное кино. Искренность, которая привлекает сама по себе.
То, что герою сочувствуешь, не последним образом заслуга исполнителя роли Мустафы Ахтема Сеитаблаева.
Видимо, эта роль стала одной из лучших в актерской карьере Сеитаблаева.
Кроме того, для Ахтема, который в последнее время значительно больше занимается режиссурой, чем актерством, видимо, не просто было отставить в сторону свои амбиции и полностью довериться младшему коллеге.
Думаю, не только фильм, но и эту актерскую работу впереди ждет не один приз.
Несомненной заслугой и режиссера, и авторов стал органический дуэт Сеитаблаева и Бибялова.
Уже говорилось о непафосности ленты, но я бы еще отметила особое благородство киноязыка Алиева: скрытые внутренние эмоции, общая сдержанность, «неефектность» работают на общую идею.
В частности, в сцене, когда Мустафа забирает тело сына в морге, он буднично раздает взятки, кладет сына в машину, говорит с Алимом так, будто речь идет не о жизни и смерти: не о старшем сыне, не об похоронах, а о чем-то обыденном, что происходит ежедневно.
И за этой внешней сдержанностью и актеры, и режиссер прячут многое: страх и отчаяние Алима, горе Мустафы, неотвратимость всего, что происходит. Вроде бы простые дела могут скрывать большое и непоправимое, что случилось с ними, — горе.
Нариман Алиев снимает о Крыме, о тех местах, где родился. Однако снимает их, конечно, не в Крыму. И это знание, которое, пожалуй, отличает украинского зрителя от иностранного, к сожалению, также актуализирует историю и обнажает ее нерв.
Несмотря на то, что Нариман Алиев не раз говорил, что он пытается избежать политического манифеста, он четко дает понять, что эта история повторяется в мире, где царит архаическое мышление.
Зарубежным прокатом фильма занимается компания Wild Bunch, одна из крупнейших мировых дистрибьюторских компаний.
Прокат в Украине начнется 7 ноября, украинским дистрибьютором является «Артхаус Трафик».