Два месяца украинского наступления: Запад обеспокоен «медленными темпами», а Украина говорит, что «все по плану»
Почти два месяца украинские войска ведут наступательные действия на юге и востоке. За это время удалось освободить около 230 квадратных километров территории. Несмотря на это, в западных медиа все чаще раздается обеспокоенность, что Украина наступает медленнее, чем ожидалось. Как обстоят дела с контрнаступлением — в материале hromadske.
Почему Запад обеспокоен «медленными темпами»?
Американское издание The Wall Street Journal считает, что потенциальная тупиковая ситуация и затяжная позиционная война станут испытанием для стратегии Джо Байдена, предполагающей вливание миллиардов долларов военной помощи в Украину.
Впрочем, пишет издание, эта помощь предоставляется Украине не для победы над россией и отвоевания территорий, а чтобы дать Киеву «возможность начать переговоры с москвой, находясь в позиции силы».
Также WSJ отмечает, что из-за «медленного наступления» возникает вопрос, насколько Запад способен продолжать поставки оружия украинской армии.
Джон Хербст, бывший посол США в Украине, а ныне сотрудник американского аналитического центра Atlantic Council, отмечает, что «легче оказывать поддержку, когда дела идут хорошо».
По его словам, у администрации Байдена сейчас нет другого выбора, кроме как продолжать поддержку. Даже предположение о частичной победе россии «станет знаковым провалом внешней политики нынешнего президента США, что превзойдет по масштабам даже вывод войск из Афганистана».
Кроме того, в 2024 году в США пройдут очередные президентские выборы. И с приближением к ним у российского президента Владимира Путина появляется все больше стимулов затягивать войну.
Уже сейчас два главных претендента на президентство от Республиканской партии — бывший президент Дональд Трамп и губернатор Флориды Рон Десантис — предлагают уменьшить военную поддержку Украины.
Еще одна проблема, которая встала перед США и их союзниками, — сокращение арсеналов боеприпасов, отмечает WSJ.
Что сдерживает прорыв на фронте?
российские войска отбиваются с укрепленных позиций, каждая из которых расположена в 120-500 метрах от сложных минных полей, пишет для The Guardian старший научный сотрудник британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Джек Уотлинг.
Он также отмечает, что россияне опираются на преимущество в артиллерии и авиации и защищены плотными средствами радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны.
Еще с июля 2022 года стало понятно, что снарядов, которые поставляют Украине западные страны, надолго не хватит. Тем не менее страны НАТО не спешили увеличивать производство боеприпасов, не говоря уже о наращивании запасных артиллерийских стволов, добавляет аналитик.
По словам Уотлинга, в начале осени 2022-го партнеры Украины знали, что для успешных наступательных действий ей понадобится артиллерия, инженерные средства, бронетехника, а также коллективная и штабная подготовка.
Партнеры предоставили Украине достаточное количество артиллерии и бронетехники. Но средства ПВО поступили в меньших объемах, чем рассчитывал Киев.
Еще одна проблема, по мнению сотрудника RUSI, состоит в том, что партнеры предпочитают индивидуальную, а не коллективную подготовку украинских солдат.
В то же время немецкий таблоид Bild утверждает, что получил доступ к секретному документу Министерства обороны Германии. В нем немецкие военные критикуют украинцев, потому что они не применяют освоенные на Западе методы ведения войны.
Поскольку Украина разбивает свои обученные на Западе бригады на малые подразделения и иногда позволяет группам от 10 до 30 солдат — изолированным от остальных войск — атаковать вражескую позицию, ни западная подготовка, ни лучшее вооружение, ни большое количество солдат не приносят никакой пользы, пишет Bild со ссылкой на Бундесвер.
Немецкие военные считают, что проблемы Украины на поле боя связаны не с отдельными ошибками или недостатками в западной подготовке, а с украинской оперативной доктриной.
Согласно документу Бундесвера, чем украинский военный опытнее в бою и чем выше звание, тем хуже он усваивает принципы западной подготовки или вообще игнорирует их.
«Украинские военные, которые учились в Германии, особенно молодые солдаты, хорошо понимали “принципы работы огня в движении”. Однако по возвращении в Украину они столкнутся с проблемой командиров, не соблюдающих западные процедуры», — отмечает Bild со ссылкой на Бундесвер.
Военный эксперт Франц-Стефан Гади говорит, что вместе с другими аналитиками провел в июле некоторое время на передовой. Пообщавшись с сержантами, офицерами и командирами бригад на местах, он пришел к выводу, что украинские войска все еще не овладели широкомасштабными общевойсковыми операциями.
«Операции проводятся скорее последовательно, чем синхронизировано. Это создает разные проблемы для наступления и, по моему мнению, является основной причиной медленного прогресса», — отметил он.
Американские издания The New York Times и Financial Times пишут, что украинское командование пересмотрело тактику контрнаступательных действий после потерь в начале кампании.
Теперь вместо того, чтобы прорываться через минные поля и пытаться пробить вражеские линии обороны с помощью бронетехники, украинские войска сосредоточились на истощении российских сил с помощью тяжелой артиллерии.
Что на это говорит Украина?
Министр обороны Украины Алексей Резников в интервью CNN признал, что наступление идет не так быстро, как прогнозировалось вначале. Впрочем, он заверил, что наступательные действия «развиваются по плану».
«Наши генералы и командиры видят реальную ситуацию на поле боя. И еще раз должен повторить, что главной ценностью для нас является жизнь наших воинов», — ответил он американскому телеканалу.
В Минобороны также отмечают, что украинские войска, несмотря на мощное сопротивление оккупантов и жесткие бои, продолжают успешно вести наступательные действия по нескольким направлениям.
Так, заместитель министра обороны Анна Маляр 24 июля рассказала, что за время наступления украинские военные освободили почти 230 квадратных километров территории на юге и востоке страны, из них более 192 квадратных километров — на южном фронте.
Силы обороны также постепенно двигаются вперед на Бахмутском направлении, отражая атаки противника к северу от самого города, добавила замминистра.
По словам Маляр, за время наступления «украинские защитники совершили военные чудеса, которые войдут в учебники».
«[Вооруженные силы Украины] наступают в условиях, когда у врага больше и оружия, и людей. В то время как наступление считается возможным, когда наоборот. Вместе с тем наши войска продвигаются», — подчеркнула Маляр.
Поэтому, по ее мнению, вопрос стоит ставить прежде всего не о количестве пройденных километров, а вообще о факте — продвигаются вперед ли украинские войска.
Кроме того, в Минобороны отметили, что с украинской стороны гораздо меньшее количество погибших. Так, украинские потери на Бахмутском направлении в восемь раз меньше, чем у противника, а на Бердянском и Мариупольском – в 5,3 раза.
В то же время, украинским войскам приходится отражать российские атаки на Купянском и Лиманском направлениях.