Два миллиарда гривен на ликвидацию последствий паводков. Откуда деньги и при чем здесь налоговые махинации?

На ликвидацию последствий паводков на западной Украине Верховная Рада выделила из государственного бюджета два миллиарда гривен. Якобы за счет перевыполнения плана по поступлению налога на добавленную стоимость после ликвидации махинацийних схем. Но это не точно.

***

2 июля министр финансов Украины Сергей Марченко заявил, что налоговая победила махинационные схемы и начала перевыполнять планы по поступлениям в бюджет. В частности речь шла о «налоговых скрутках», за которые в апреле уволили руководителя Государственной налоговой службы Сергея Верланова.

Глава Минфина был настолько убежден, что от налога на добавленную стоимость больше никто не уклоняется, что заложил перевыполнение по уплате НДС на 2 миллиарда гривен в бюджет на 2020 год. Эти изменения в бюджет поддержали народные депутаты, которые 3 июля приняли закон о выделении этих денег в резервный фонд для ликвидации последствий паводков на западе Украины.

Что такое налоговые «скрутки» и как они работают?

Сумма, которую компания рассчитывает, добавляя к стоимости производимого ею товара 20% НДС, называется налоговым обязательствам, а сумма всех уже уплаченных этой компанией НДС в ценах тех товаров, которые она покупала раньше, —называется налоговым кредитом. Для расчета суммы, которую компания заплатит в бюджет, от налогового обязательства отнимают налоговый кредит.

Налоговые «скрутки» — это финансовые махинации, которые позволяют компании получать или наоборот «продавать» налоговый кредит по НДС, то есть некую скидку по налогу на добавленную стоимость или даже право требовать у государства возмещения НДС из бюджета. Право на возмещение НДС возникает тогда, когда налоговых кредитов в компании больше, чем налоговых обязательств. Такое право чаще всего есть у экспортеров, поскольку, когда они продают товар за границу, налогового обязательства (первой части формулы по определению суммы НДС) у них не возникает, а остаются только налоговые кредиты.

«Представьте, что вы компания, торгующая бананами. Вы импортировали бананы (то есть, купили официально), однако продали их не через супермаркеты, а, например, на рынке, за наличные (то есть, неофициально). Формально, эти бананы до сих пор находятся у вас на балансе, хотя фактически вы от них избавились и получили за них наличные деньги. За наличные можно купить зерно у фермеров, которые работают в «тени», то есть поможете им легализовать нелегальный товар. Или же можете «продать» эти бананы другой компании, документально передав ей право на налоговый кредит», — пояснил заместитель главы Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов.

В итоге с помощью «скрутки» вы «перекручиваете» бананы на другой товар, избегаете уплаты НДС с проданных за наличные бананов, получаете деньги за «продажу» своего налогового кредита.

Схемы торговли налоговым кредитом такие масштабные, что образовался целый теневой рынок, на котором формируется спрос, предложение и цена. «Налоговый кредит можно продать: его стоимость на рынке раньше была 4-5% (от суммы налогового кредита), а сейчас около 7%. Поэтому, если вы за наличные продали бананы, то можете дополнительно заработать 7%, «продав» налоговый кредит на эти бананы на черном рынке. Весь этот рынок является частью большого рынка, где торгуют операциями по отмыванию денег или выводом средств в виде "серой" наличности», — отметил аналитик Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.

Министр финансов Украины Сергей Марченко (на фото) заявил, что налоговая победила махинационные схемы и начала перевыполнять планы по поступлениям в бюджетпресс-служба Кабмина

Схемы с НДС преодолены?

«За последние два месяца нам удалось «взломать» схемы «скруток» и других проблем с фиктивным налоговым кредитом, которые до этого были в налоговой. Перевыполнение плана бюджета в объеме 6,4 млрд грн было достигнуто именно благодаря этому. Поэтому сегодня есть все основания полагать, что больше схем с НДС у нас не будет», — заявил Сергей Марченко 2 июля.

Впрочем, измерить эффективность борьбы с «скрутками» можно не за счет поступлений в бюджет, а за счет роста стоимости услуг по организации таких схем, убеждены эксперты. «Нужно около 2-3 месяцев для того, чтобы увидеть результат. Если правительству действительно удалось какие-то виды операций заблокировать и сократить объемы «скруток», то это приведет к сокращению предложения «скруток» и росту стоимости этих услуг», — добавляет Соколов.

Однако, уверен Черкашин, «схемы» действительно стали дороже, стало труднее заниматься торговлей налоговым кредитом, приходится больше противодействовать налоговым органам. В ГНС начали анализировать налоговые накладные на этапе регистрации. «Теперь там анализируют налоговые кредиты по видам товаров, поэтому бананы "скрутить" в зерно уже не получится», — говорит эксперт. Но за последние несколько лет правительство и налоговая ввели столько предохранителей для борьбы со «схемами» по НДС, что сама система мониторинга стала чрезвычайно дорого стоить как государству, так и бизнесу. «Сегодня на каждом предприятии есть отдельный бухгалтер, занимающийся исключительно НДС, также у бизнеса большие расходы на регистрацию накладных и выполнения других формальностей. По моему мнению, расходы бизнеса на то, чтобы работать в соответствии с правилами по администрированию НДС намного больше, чем реальные потери бюджета от недополучения денег через «скрутки» и другие схемы», — добавил эксперт.

По расчетам аналитического центра «Цена государства», в июне большую часть поступлений в бюджет составляли не налоги, а дивиденды государственных компаний — Нафтогаза (39,6 миллиарда гривен), ПриватБанка (24,5 миллиарда гривен) и Укргидроэнерго (почти 1 миллиард гривен). Уплату дивидендов контролирует налоговая, поэтому в статистике они отражаются как налоговые. «В июле 2020 года не ожидается поступления в бюджет значительных разовых платежей, поэтому показатели текущего месяца (а именно поступления в госбюджет) не покажут таких рекордов как в июне. А учитывая актуальные тенденции сбора таможенных и налоговых платежей, можем получить падение», — резюмируют в организации.

Свое заявление о победе над «схемами» с НДС в правительстве сделали на основании одного дела, над которым работали СБУ Офис генпрокурора, налоговая и Министерство цифровой трансформации. 3 июля в Офисе президента заявили, что эта «схема» была «крупнейшей за всю историю Украины», а после ее закрытия в бюджет дополнительно поступило 9 млрд гривен за 2 месяца. «Мне пока неизвестно, была ли это реальная схема, или просто был инструмент политического давления. На каком этапе там появилось десятки компаний, не имеющих отношения к схемам с НДС, которым СБУ арестовала счета и лимиты НДС. Этих компаний достаточно много. Решение об арестах мы отменяли через суды», — сообщил hromadske Анатолий Косован, управляющий партнер юридической компании Kosovan Legal Group, счета клиентов которой заблокировали СБУ по подозрению в участии в «скрутках».

Он подчеркнул, что в последние несколько месяцев давление налоговиков на бизнес, в частности аграрный, усилился. «Наши клиенты были много лет на автоматическом возврате НДС. В последнее время в их поставщиков и других клиентов активно блокируются НДС накладные, накладываются аресты, их экспортный товар подвергали дополнительным таможенным формальностям, чего раньше никогда не было. Эти массовые блокировки это десятки обращений, это массовая проблема», — добавил юрист.

В ГНС начали анализировать налоговые накладные на этапе регистрации, а эксперты отмечают, что теперь «бананы» «скрутить» в «зерно» не получится. На фото — председатель Госналоговой службы Алексей Любченко (слева) и министр финансов Украины Сергей МарченкоГосударственная налоговая служба Украины

Где взять деньги, если налогов не хватит?


Если посмотреть на официальную отчетность по выполнению бюджета, которую ведет Государственная казначейская служба, то за первые 6 месяцев 2020 года в государственный бюджет Украины не поступило 6,2% всех запланированных доходов — это более 34 миллиардов гривен. В июне налоговые органы собрали на 7,7% больше налогов, чем планировалось (всего 89 млрд гривен).

Чтобы перевыполнить план на два миллиарда гривен (которые уже отправили на ликвидацию последствий паводков, но люди их не получили), нужно, чтобы налоговая перевыполнила план за второе полугодие на 36 млрд гривен, то есть, начиная с июля, ежемесячно перечисляла в бюджет на 6 млрд гривен больше налогов, чем планировалось. Если же этого не произойдет, то к концу года государству не будет хватать 2 миллиардов гривен на другие расходы, что может привести к урезанию бюджета или к задержкам с финансированием других программ.

Дефицит бюджета правительство покрывает, как правило, выпуская облигации (государственные займы), или продавая имущество и крупные государственные компании. Однако в последнее время активнее стали говорить об опасных путях покрытия нехватки государственных денег. Например, по словам экс-главы Национального банка Украины Якова Смолия, во время встреч с участием депутатов, правительства и президента Владимира Зеленского от НБУ требовали «запустить печатный станок», то есть начать печатать деньги для того, чтобы правительство смогло профинансировать все свои расходы. Кроме этого, Нацбанк должен искусственно снизить курс гривны, чтобы он соответствовал курсу, заложенному в государственный бюджет (около 29 гривен за доллар).