«Джокер»: почему я сочувствую сумасшедшему убийце
Привередливых украинских зрителей не так просто поразить историей о больном клоуне Артуре Флеке, который мечтал стать звездой стендапа, с подачи своей мамы считал, что его миссия — дарить людям радость, но в итоге превратился в сумасшедшего суперзлодея Джокера с кровавой улыбкой на пол-лица.
Нет, украинцев не впечатлить и работой в кадре Хоакина Феникса, который одной лишь голой спиной, с вздыбленными лопатками и неровным пунктиром беззащитного позвоночника, может передать всю суть персонажа.
И песня Фрэнка Синатры That's Life, звучащая контрапунктом к кровавому безумию героя, не слишком затрагивает украинских зрителей. Немало комментариев о «Джокере» посвящены скуке во время просмотра.
«Почему я должен сочувствовать безумном вору?», — недовольно спрашивают корреспонденты в украинском сегменте Фейсбука. И действительно, нечего сочувствовать.
«Мама всегда говорила: улыбнись и сделай счастливое лицо», — делится советом с экрана несчастный Счастливчик-Джокер.
Старый, как мир, закон драматургии говорит о том, что главный герой должен быть таким, чтобы вызывать у зрителя эмпатию. Чаще всего — через идентификацию себя с ним. Сопоставить себя с Артуром Флеком, который с детства имеет очевидное и прогрессирующее психическое расстройство, действительно трудновато. Да и не очень нужно.
В исполнении Хоакина Феникса он подчеркнуто болезненный, неуклюжий, даже отталкивающий. Он весь создан из острых углов и раздражающего смеха, которым буквально отхаркивает ту внутреннюю боль, которая накапливается с каждым эпизодом его жизни.
Трудно оправдать для себя тот путь, который проходит Артур от тихой обиды до желания то и дело втыкать ножницы в тело недоброжелателя. Такой он, параллельный мир комиксов DC.
Поэтому это и важно, что многие не нашли ни одной точки пересечения с новым «Джокером». С одной стороны, это хоть как-то может свидетельствовать о каком-никаком уровне психического здоровья: если бы каждый мог идентифицировать себя с сумасшедшим, появилось бы много вопросов к нормальности общества.
Но с другой стороны — это сигнал к тому, что сострадание для украинского зрителя носит все же очень выборочный характер. А зря.
Потому что «Джокер» — еще и фильм о расплате за аутсайдеров. О том, что бывает, когда незаметного, неуспешного, полностью искалеченного и, по большому счету, не очень приятного человека лишили права на уважение, внимание и достоинство. Достоинство, право на которое принадлежит не только сильным и успешным.
Артур Флек такой не один: весь Готэм-сити в какой-то момент заполняется незначительными людьми-клоунами, которых общество вынесло за скобки.
Когда в искусстве появилась отдельная тема «маленького человека» в большом, полном требовательных иерархий, мире, — тогда выяснилось, что «все мы вышли из гоголевской „Шинели“». А пришли, кажется, к пропитанному слезами и кровью клоунскому воротничку.
В какой-то момент ленты таблоидов запестрели историями о психических расстройствах известных комиков: Бенни Хилла, Робина Уильямса, Роуэна Аткинсона, Хью Лори, Стивена Фрая... Американский канал Showtime выпустил комедийно-драматический сериал «Шучу» с Джимом Керри в главной роли. Актер, о проблемах с психикой которого говорят далеко не первый год, воплощает образ ведущего детского телешоу, который умеет рассмешить миллионы детей, но не может справиться с собственной жизнью и тяжелой депрессией.
И вот теперь уже новый мрачный клоун Артур Флек в фильме «Джокер» рассказывает: «Когда я был маленьким и говорил кому-то, что буду комиком, то все надо мной смеялись. А теперь не смеется никто».
Его саркастически комментирует популярный телеведущий в исполнении Роберта Де Ниро, попадая в больное место Артура Флека — право на уважение... Пройдет всего несколько сцен, и эта пародия будет стоить ему жизни.
Режиссер и сценарист Тодд Филлипс выставляет именно такую цену за уважение к маленькому больному человеку. Может, эта мысль заслуживает внимания? Или хотя бы предосторожности?
Думаю, нет ничего страшного в том, что «Джокер» кого-то не впечатлил, кого разозлил или разочаровал: постановочными нюансами, сценарной нелинейностью, местами избыточной художественной условностью.
В любой момент от этой ленты можно отмахнуться, напомнив себе, что «Джокер» — это всего лишь байка, в которой не разобрать, где правда, а где вымысел сумасшедшего преступника. И ее совсем не обязательно так серьезно воспринимать, ведь она не имеет никакого отношения настоящей жизни за пределами вселенной комиксов DC.
Только не забудьте, возвращаясь к реальности, улыбнуться и сделать счастливое лицо.