Еда в пластике, свалки масок и перчаток. Экологическая ситуация в Украине после карантина

Материал является частью спецпроекта «Украина после карантина»: как изменятся экономика, бизнес, здравоохранение, культура и жизнь после Covid—19.

Попытки экологически сознательных граждан уменьшить применение пластика сменились во время карантина стремлением использовать как можно больше одноразовых вещей, которые иногда действительно оберегают, а порой лишь создают иллюзию защиты здоровья. Что можно сказать об этих тенденциях в Украине?

Отходов все больше

Украина находится на 9 месте в мире по количеству производимого мусора на одного жителя (10,6 тонны по показателям 2019 года), пишет USA Today, ссылаясь на базу данных What a Waste Всемирного банка. В целом речь идет о 400 миллионов тонн мусора в год, утверждают авторы законопроекта «Об управлении отходами», который Рада поддержала в первом чтении 20 июля.

Карантин временно остановил рассмотрение законопроектов природоохранной тематики, говорит депутат Совета из экологического комитета Александр Юрченко. Однако, по его словам, ситуация с утилизацией отходов во время карантина только ухудшается. «Коронавирусных отходов» будет все больше, если мы не поменяем свое поведение и привычки после карантина.

«Людям кажется, что все одноразовое почему-то более гигиеничное, якобы вирус так не передается, но мы видим, что одноразовый пластик никоим образом вирус не останавливает, количество заболеваний растет. Вирус пройдет, а пластик будет лежать на свалках сотни лет, загрязнять почву и воду», — говорит Юрченко.

Рекомендации по использованию и утилизации масокЦентр общественного здоровья

Маски могут быть многоразовыми

Ранее в Украине массово маски никогда не носили, даже во время эпидемий гриппа и кори. Коронавирус всё изменил, теперь закрывать лица масками, арафатками, шарфами и платками (по крайней мере в общественном транспорте или в магазинах) — это социальная норма. Так будет по меньшей мере до изобретения вакцины от коронавируса.

Одноразовую маску надо менять каждые три часа. Ее нельзя стирать — только выбрасывать в мусор. То есть человек, который работает в офисе в течение восьми часов, а на работу и с работы едет общественным транспортом, должен использовать 3-4 маски в день, 20-25 масок в неделю и примерно 80 масок в месяц.

Не забывайте также про одноразовые резиновые перчатки, которыми рекомендуют пользоваться в метро. А еще влажные салфетки, которыми дезинфицируем руки, когда рядом нет воды и мыла.

Получается, что один человек за месяц оставляет большую кучу мусора, который будет разлагаться несколько сотен лет. Телеканал EuroNews сделал ролик про медицинские маски на дне Средиземного моря у берегов Франции. Такой мусор будет разлагаться 450 лет.

Но можно носить не одноразовую, а многоразовую маску, напоминает Евгения Аратовская, лидер проекта «Украина без мусора»: «Эксперты должны говорить, что многоразовая маска совсем не хуже. Только надо следить, чтобы она была чистой». Активист говорит, что власть должна менять свою риторику и призывать людей к использованию многоразовых защитных средств.

(Не)безопасная доставка еды

Строгий карантин приучил украинцев заказывать еду онлайн, а рестораторов — паковать ее безопасно и качественно, добавлять в пакеты антисептики, салфетки, дополнительный слой пленки... А после ослабления карантина некоторые кафе прекратили наливать кофе в термокружки клиентов.

Ресторатор Дмитрий Борисов советует коллегам не злоупотреблять пластиком: «Заказы с пищей упаковываются достаточно тщательно — по меньшей мере для того, чтобы ничего не разлилось. Но не обязательно заматывать всё в пленку». Можно использовать крафтовые пакеты, картонные коробки, которые перерабатываются. А бумажные стаканчики с кофе подавать без пластиковых крышек. Также можно перейти на столовые приборы из крахмала.

Евгения Аратовская советует при заказе доставки еды указывать, что не нужно класть одноразовую влажную салфетку, потому что вы в помещении и можете помыть руки с мылом. Также отмечайте, чтобы не добавляли одноразовые приборы, а пакет просите бумажный, если возможно. Но когда пластика невозможно избежать, то его следует помыть, просушить и выбросить в контейнер для сортировки мусора.

Упаковать всё. Что могли бы изменить супермаркеты

Сети супермаркетов по-разному отреагировали на карантин. Одни ограничились плакатами с напоминанием, что нельзя касаться овощей и фруктов руками без перчаток. Другие расфасовали продукты по пакетам с разным весом. А на входе в магазин поставили охранника, который измеряет температуру и следит, чтобы каждый посетитель был в маске и перчатках.

Насколько логичны такие меры? Сотрудники магазинов касаются пакетов, когда делают расфасовку. А фрукты и овощи — это непригодная для вируса среда, утверждает Европейская бизнес-ассоциация со ссылкой на данные Министерства здравоохранения Украины. Минэкономики подтверждает, что «нет никаких данных о передаче вируса через фрукты и овощи». Всё, что нужно — это тщательно мыть продукты из супермаркета. Но эта рекомендация касается не только карантина.

«К сожалению, дополнительная упаковка хлеба, сладостей, круп и других открытых продуктов — это не наше желание, а требования местных органов власти. Мы не можем их игнорировать, потому что это жестко контролируется во время карантина», — объясняет Нина Мищенко, руководитель департамента корпоративных коммуникаций и PR Fozzy Group (объединяет супермаркеты «Сильпо», «Фора», Fozzy, Le Silpo, thrash! и другие бизнесы).

Кстати, в «Сильпо» перестали заматывать овощи и фрукты в пластиковую пленку — после разъяснения министерства экономики и бизнес-ассоциации. Теперь еду там фасуют непосредственно перед взвешиванием. Более того, продукты можно паковать не только в пластиковые пакеты, но и в бумажные и сетчатые мешочки или в многократные текстильные сумки, которые продаются рядом.

Утилизация использованных медицинских масок и перчаток, которые были собраны в специально оборудованных пунктах в КиевеВиктор Ковальчук / УНИАН

Утилизация медицинских отходов из больниц — еще одна проблема

Одна больничная койка — это примерно 500 граммов медицинского мусора (по данным программы защиты окружающей среды ООН). Еще до пандемии, в 2017 году, в среднем по Украине за год производили 380-400 тысяч тонн медицинских отходов (по данным «Всеукраинской экологической лиги»). Теперь медицинских отходов значительно больше.

Все средства индивидуальной защиты, о которых отчитывались чиновники, волонтеры и врачи, которые несколько раз в день меняет каждый работник инфекционной больницы, что борется с Covid-19 (а таких сейчас 247), стали мусором.

Медицинские отходы после контакта с коронавирусом относятся к категории В — эпидемически опасным медицинским отходам. С этими предметами контактировал инфицированный человек, поэтому они могут быть заразными. По правилам министерства здравоохранения, отходы этой категории после обеззараживания передаются на предприятия, которые имеют соответствующее сертифицированное оборудование и лицензию.

Кирилл Косоуров, глава правления Ассоциации предприятий в сфере обращения с опасными отходами, говорит, что никто не контролирует утилизацию опасных медицинских отходов.

«Утилизируют всего две печи в Украине. Лишь одно предприятие имеет лицензию на медицинские отходы. Остальные регионы просто обезвреживают без сжигания. Закапывают или в лучшем случае везут на свалки. Штрафы у нас мизерные за такие действия. Медицинские отходы — это и руки, и ноги, и лабораторные материалы, раковые опухоли, пробы крови, тесты и тому подобное. Их неправильно утилизируют давно. В Сумской области был случай, когда собаки по поселку таскали руки. Выяснилось, что после ампутации их кто-то выбросил на свалку», — рассказывает Косоуров.

Штрафовать за неправильную утилизацию должна экологическая инспекция, но эта структура имеет недостаточно полномочий, чтобы остановить работу предприятия-нарушителя. Бывший глава эко-инспекции Егор Фирсов говорил, что инспектора могут просто не пропустить на территорию компании.

Ответственный за утилизацию медицинских отходов — главный врач. Он должен нанять компанию, которая будет вывозить этот мусор и правильно его уничтожать. Но бюджеты больниц на вывоз мусора небольшие, поэтому они просто могут не иметь денег на правильную утилизацию, добавляет Виктория Норенко, член общественной эко-инициативы Kyiv Green City.

А Евгения Аратовская из проекта «Украина без мусора» напоминает о скандале, когда медицинский мусор из «ковидных больниц» вывозили на обычные свалки: «Делом даже занялась СБУ, но я уже видела их машину снова на улицах Киева».