Егор Маньяк и его «команда». Как ФСБ опять «нашла» в России «украинских нацистов»

19 марта Федеральная служба безопасности России сообщила: в Ярославле и Геленджике задержаны 14 сторонников украинской националистической организации МКУ. У них были изъяты нацистские материалы, холодное оружие, средства связи, инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств и огнестрельного оружия. «Задержанные признаются в инкриминируемых преступлениях», — заявили в службе.

В ФСБ также сообщили, что «группа была организована в 2019 году» «под идеологическим воздействием жителя Украины Егора Краснова»: «От него и других украинских членов МКУ из Харькова и Киева были получены инструкции по изготовлению средств террора, совершению терактов, массовых убийств и насильственных акций в отношении граждан. Подготовка к ним велась на специальных тренировках, а практические навыки отрабатывались на избиениях бездомных и представителей молодежных субкультур. В качестве демонстрации приверженности нацистской идеологии членами указанной группы была сожжена копия Знамени Победы».

«Основателю группы» Егору Краснову — 20 лет. Он действительно подозревается в вооруженных нападениях на людей. В феврале 2020 года «Комсомольская правда в Украине» писала, что он с группой подельников напал на 22-летнего жителя Днепра, которому нанесли восемь ножевых ранений, но он выжил. Прокуратура Днепропетровской области тогда заявляла, что на счету Краснова пять эпизодов нападений.

Могут ли задержанные в Геленджике и Ярославле быть связаны с украинской организацией? И насколько она вообще масштабна и влиятельна? Ответы на эти вопросы может дать февральская история, произошедшая в Воронеже.

Егор КрасновСоцсети

Есть такая банда?

В середине февраля Facebook заблокировал посты сразу четырех российских СМИ о задержании в Воронеже «сторонников неонацистской группы из Украины», пометив их как ложные. Руководствовались при этом статьей с украинского сайта StopFake, в которой сказано, что задержанные не связаны с радикальным сообществом.

Журналисты подчеркивали, что свои материалы они сделали, опираясь на информацию из пресс-релизов ФСБ и СКР (Следственный комитет России). Там было указано, что в феврале сотрудники ФСБ задержали четырех молодых парней. Всем были предъявлены обвинения в экстремизме, а одному из них — в побоях.

Дела объединили: чекисты считают, что задержанные состояли в неонацистской радикальной группе из Украины под названием МКУ, или же «Маньяки: Культ убийц», которая причастна к пропаганде неонацизма и массовых убийств.

Однако, кроме самих спецслужб, практически никто о ней не знает, а в материалах СК ничего не сказано об украинских связях задержанных. Как минимум потому, что это не связано с совершенными преступлениями и что все четверо являются русскими националистами. По словам одного из задержанных, они узнали о группе из интернета уже после суда.

В чем они виноваты

Задержанными за экстремизм воронежцами оказались 18-летний Константин Кожевников, 19-летний Илья Шмелев, 26-летний Роман Гребенщиков и 33-летний Александр Симонов.

Гребенщикову к экстремистской статье добавили обвинение в побоях. Все четверо входят в местную националистическую тусовку: они посещают общие собрания, занимаются рукопашным и ножевым боем, читают идеологическую литературу.

Никто ранее не привлекался к уголовной ответственности, кроме Александра Симонова. Его отец, Михаил Симонов, рассказал «Новой газете», что ранее сыну дали год условного заключения «за стишок про узбеков». Сейчас младший Симонов находится в СИЗО. У него с детства диабет, но адвокат безуспешно подавал апелляцию на изменение меры пресечения.

Александр единственный, кого арестовали: Шмелев находится под домашним арестом, Кожевников сейчас проходит срочную службу в армии. С обоими нет связи. Гребенщикову запретили общаться с участниками производства и принимать участие в массовых мероприятиях.

«Откуда в нашем деле появилась МКУ — не понимаю. После суда я увидел в интернете, что нас считают украинскими неонацистами. Я спросил у следователя, откуда эта информация, он сказал, что все выдумали журналисты», — пояснил Роман.

Адвокат Гребенщикова Олег Болтыхов считает, что никаких доказательств участия парней в украинском радикальном сообществе нет, иначе им предъявили бы это в суде.

Кроме Гребенщикова остальные трое помогали штабу Навального в сборе подписей на выборах, участвовали в протестных митингах, некоторое время входили в «Русский корпус» — движение, пропагандирующее сохранение «русских и славянских традиций», превосходство белой расы и восстановление Российской империи.

Акция протеста «Русского корпуса»Роман Гребенщиков/соцсети

Силовики следили за деятельностью движения: засылали на собрания «Корпуса» своих людей, которые собирали информацию и фотографировали происходящее.

В июле 2020 года восемь националистов ворвались на собрание воронежской Революционной рабочей партии. В рейде участвовал Роман Гребенщиков. Вместе с двумя соратниками он избил 19-летнего коммуниста и сломал ему нос. Еще одного партийца ударили в кадык, и он начал задыхаться.

Позже выяснилось, что нападение было записано на видео. Ролики следователи показали Роману и нескольким свидетелям во время допроса в СК. На записи Гребенщиков опознал себя и других нападавших.

У задержанных провели обыски, нашли литературу о нацизме, листовки с кельтскими крестами и фашистскими символами, символикой «Русского корпуса». Никто из задержанных не отрицал, что они все это хранили.

Что такое МКУ

По данным источников «Новой», группа была создана осенью 2020 года. Ее участники занимаются массовыми убийствами мигрантов и бездомных. Основателем МКУ считается житель Украины Егор Краснов 2000 года рождения по прозвищу Маньяк.

В открытых источниках нет практически ни одного материала о деятельности «Культа». Нам удалось связаться с подельниками МКУ — нацистским движением ЭНО (Этническое национальное движение). Его лидер рассказал нам, что помогал Краснову с рекламой группы:

Предметы, изъятые сотрудниками ФСБ РФ во время оперативных действий у членов МКУФСБ
«Не существует МКУ как организации. Это группа из пяти человек, большинство из которых школьники. В ФСБ заинтересованы в подаче этой ситуации со стороны “бандеровцев, фашистов и цэрэушников”. А СБУ заинтересованы в подаче всего с позиции “руки Кремля». Как может группа из пяти-шести человек, которая поднялась исключительно на том, что мы помогли им в рекламе, быть какой-то организацией или сетью?»

По данным лидера ЭНО, Егор Краснов покончил с собой в начале марта в днепропетровском СИЗО. Эту информацию ему подтвердил друг Егора, который ведет сообщества МКУ в Telegram. На данный момент этот человек отвечает за несколько каналов, в которых пропагандируется идеология массовых убийств «врагов белой расы» и терроризм.

Там также утверждается, что Краснов все еще жив: администратор сообществ опубликовал запись якобы с голосовым сообщением Егора, который опровергает данные о своей смерти. Однако в ЭНО утверждают, что запись поддельная и ее опубликовали, потому что за сообществами МКУ следят сотрудники полиции:

«Воронежцы не виновны (МКУ нет). Их притянули менты исключительно для того, чтобы на кого-то вину спихнуть и повторно поднять тему об “укрофашистах”. Егор бомжей разве что убивал, которые под лавкой валялись, и это никто из наших не поддерживал».

При поддержке «Медиасети».

Авторы: Денис Авидзба при участии Ивана Жилина, «Новая газета»