Экономический эксперт о возможном закрытии границы с Польшей: Это будет больший минус для польской экономики

Экономический эксперт Сергей Фурса считает, что если Польша закроет границу с Украиной для торговли товарами, это будет минус для украинской экономики, но «намного большим» он будет для польской.

Об этом он сказал в комментарии hromadske.

Фурса добавил, что «для нашего торгового баланса это будет положительная история». Эксперт отметил, что пострадают некоторые бизнесы в Украине — например те, кто издает книги.

«Они бумагу получают от Польши, для кого-то это будет проблема — удорожание как минимум. Но многие польские продукты не зайдут в Украину, это позволит другим украинским производителям заместить эту продукцию, например молочную», — сказал Фурса.

Он объяснил, что влияние от закрытия границы может быть более ощутимо в Польше, потому что, по его словам, польский бизнес продает в Украину больше, чем украинский — в Польшу.

«Однако это, конечно, стресс для тех, кто импортирует что-либо из Польши. Или же это (импорт — ред.) часть их бизнес-модели, это для бизнеса удар. Не смертельно, но неприятно», — добавил эксперт.

Фурса отметил, что если граница будет закрыта только для торговых операций, военная помощь будет идти все равно, а люди смогут ездить. Это важно, подчеркнул он.

Что предшествовало?

Польский премьер-министр рассказал, что Украина и Польша ведут переговоры о временном закрытии границы для двусторонней торговли товарами. По его словам, это будет «временное и болезненное для обеих сторон решение», ведь Польша продает в Украину больше, чем импортирует оттуда.

В то же время торговый представитель Украины и заместитель главы Минэкономики Тарас Качка сообщил, что Украина провела с Польшей переговоры о ситуации на границе, во время которых не обсуждалось ее закрытие.

Почему протестуют поляки?

В настоящее время движение украинских грузовиков на границе блокируют польские фермеры. Они протестуют, чтобы добиться смягчения европейского Европейский зеленый курс — инициативы Еврокомиссии с целью сделать европейский континент климатически нейтральным до 2050 года. Предусматривает обновление законодательства в ЕС. В частности, предполагается снижение использования пестицидов, удобрений и антибиотиков в сельском хозяйстве, а также введение запрета на импорт продовольствия с рынков, где государства не соблюдают законодательство ЕС по охране окружающей среды.«зеленого курса», а также получать больше субсидий, дотаций и компенсаций.

Фермеры блокируют движение по шести направлениям — это пункты пропуска «Ягодин», «Устилуг», «Угринов», «Рава-Русская», «Шегини» и «Краковец». По состоянию на утро 28 февраля в очередях на территории Польши стояло более 2200 фур.

С осени 2023 года движение на границе также блокировали польские перевозчики. Причиной их забастовки называют «чрезмерную конкуренцию» после принятия Он освободил украинских перевозчиков от необходимости получать разрешения на двусторонние и транзитные перевозки в государства ЕС«транспортного безвиза» между Украиной и странами ЕС.

Из-за блокады украинская экономика понесла уже миллиард евро убытков, экономические потери Польши еще больше. Кроме того, на территории Польши умерли трое украинских водителей.

Активное участие в протестах и их освещении принимает лидер люблинского отделения ультраправой партии «Конфедерация» Рафал Меклер. На одной из акций также увидели плакат с призывом к путину, чтобы тот «разобрался» с властями Украины и Европейского Союза, а также советский флаг с серпом и молотом. Полиция Польши возбудила дело по этому случаю. А в МИД Польши заявили, что «антиукраинские тирады с восхвалением путина» могли организовать пророссийские агенты или «полезные идиоты».