Экономический кризис и $80 млрд долга Газпрому: чего избежала Украина благодаря победе над Газпромом два года назад

28 февраля исполняется два года окончательной победе Нафтогаза над Газпромом в Стокгольмском арбитраже. От этой победы Украина получила $5 млрд, а также смогла заключить новый контракт на транзит. В Нафтогазе сообщили, что было бы, если бы арбитраж проиграли.

По словам исполнительного директора Нафтогаза Юрия Витренко, общие исковые требования Газпрома к Нафтогазу в арбитраже составили более $80 млрд. Это сумма, которую Нафтогаз должен заплатить Газпрому согласно контракту от 2009 года.

«В контрактах черным по белому были прописаны наши обязательства по схеме «бери или плати», на которые украинская сторона согласилась в 2009 году, и объективно мы их выполняли. То, что обязательства были абсолютно кабальными — еще нужно доказать так, чтобы не оставалось никаких сомнений», — отметил топ-менеджер Нафтогаза.

Принцип «бери или плати» означает, что Нафтогаз должен был покупать у Газпрома четко определенные объемы газа (даже если этот газ не был нужен), а в случае, если покупал меньше, то должен был платить штраф. Газпром в арбитраже требовал взыскать эту сумму, предусмотренную контрактом, а Нафтогазу удалось доказать, что эти требования «кабальные».

«Если бы мы проиграли, то Газпром мог бы перестать платить за транзит, перечисляя эти платежи в погашение долга, и предъявить претензии уже к государству. Как следствие, уже в 2018 году Украина вошла бы в жесткий экономический кризис, бюджетники остались бы без денег», — отметил Витренко.

Общий выигрыш Нафтогаза в арбитраже стал крупнейшим арбитражным выигрышем в истории Украины — $4,6 млрд, из которых $2,1 млрд Нафтогаз получил в виде зачисления своего долга за газ перед Газпромом.

Остальные $2,56 млрд Нафтогаз в течение двух лет пытался взыскать с Газпрома в международных судах. За это время из-за процентов эта сумма выросла до $2,9 млрд, которые Газпром добровольно перечислил Нафтогазу в конце декабря 2019 года, когда договорились о продолжении транзита газа.

Кроме этого, победа в Стокгольмском арбитраже помогла Украине заключить новый контракт на транзит газа с Россией. Этот контракт заключили уже по европейским правилам, согласно которым Газпром обязан платить Украине за транзит определенного количества газа, даже если фактически столько газа через Украину не перекачивает («качай или плати»).

Новый контракт на транзит способствовал падению цен на газ для населения и промышленности: при отсутствии транзита через Украину в Европе начался бы энергетический кризис, а цены на газ резко выросли. Однако благодаря транзиту, газа в Европе оказалось даже больше, чем нужно, поэтому его цена пошла на спад.

«Но пользуясь случаем, еще раз подчеркну, что Стокгольм — это не про персональный кейс, это о национальном примере того, как украинцы могут побеждать, если работают слаженно, профессионально и честно», — добавил Витренко.

Отметим, что для заключения нового контракта на транзит газа Нафтогаз отказался от нового арбитражного иска к Газпрому на сумму $12,2 млрд. В то же время, украинская компания продолжает суд уже против России за конфискованные во время аннексии Крыма активы. Свои требования в этом суде Нафтогаз оценивает в $8 млрд.