«Если спросите, что я сделал для Украины — я назову 8 населенных пунктов, которые освободил "Азов"» — Андрей Белецкий

Лидер партии «Национальный корпус» Андрей Белецкий — нечастый гость в Верховной Раде, хотя и является народным депутатом. Однако когда парламент должен был решать, по какой системе будут проходить выборы, он пришел. Громадское расспросило Белецкого о парламентских шансах националистов, об отношении к социологии и о том, будет ли он баллотироваться на мажоритарном округе.

То, что предлагал Андрей Богдан и команда нового президента — пропорциональную систему, отмену мажоритарки и закрытые списки — что вы об этом думаете?

Мы вообще понятия не имеем, что они предлагали на самом деле. Это настолько пустые разговоры, это как мы с вами сейчас по пальцам придумаем закон о выборах. Это на самом деле сложная вещь. В том законе, который прошел первое чтение, было 2 тысячи правок.

Я считаю, что это абсурдно. Мы убираем мажоритарку, один из источников коррупции и влияния исполнительной власти на законодательную, а, с другой стороны, вводим закрытые списки, то есть не просто коррупцию, а с самого начала абсолютный партийный произвол. Это неадекватный закон.

Должны быть открытые списки, отмена мажоритарки, должен быть снижен барьер по простым причинам. Сейчас, когда огромный барьер, соревнуются не люди, не достижения людей, не идеи, а исключительно деньги. Если есть $50-100 млн бюджета, доступ к одной из 3-4 центральных «кнопок» (телеканалов — ред.), в таком случае ты уже однозначно заведешь фракцию на 5%. Если барьер будет снижен, то новые силы из разных лагерей, из разных флангов украинского политикума, могут прийти — новые, свежие люди, у которых нет этих денег и, соответственно, нет «папика», который решает за них их дальнейшую политику. Открытые списки, отмена мажоритарки и трехпроцентный барьер — это то, на что я надеюсь.

«Нацкорпус» пока не попадает в парламент, согласно соцопросам. Более того — ваша политсила вообще фактически отсутствует в рейтингах. Показатели нулевые. Вы как-то будете объединяться с другими националистическими силами?

Отсутствует в рейтингах у кого?

Социологическая группа «Рейтинг» проводила недавно опроса.

Вся украинская социология — это просто...

Выборы президента показали совсем другое — что социология была очень точной.

Они абсолютно ничего не показали. В первом туре они показывали огромные промахи, и только во втором все было абсолютно понятно, они показали что-то. Социология — это полный абсурд. Я убежден, что три процента нам сейчас, еще до того, как мы официально заявили о начале политического пути «Нацкорпуса», и так по зубам. Сегодня вышла бельгийская социология, где у «Нацкорпуса» полтора процента среди тех, кто придет на выборы. Американская социология, которая выйдет через неделю, показывает примерно тот же результат. И в них я даже не верю. А украинская показывает 0,2. Почему? По простой причине. Я не плачу деньги за эту социологию.

То есть вы не будете объединяться ни с кем? Вот со «Свободой» у вас сейчас совместный митинг на улице. Будете ли какую-то такую платформу создавать — совместные силы украинских националистов?

Да, у нас совместный митинг и многие другие совместные акции. Мы работаем сообща вокруг важных для нас вопросов.

А на выборах?

Посмотрим. Но я думаю, что «Нацкорпус» может идти сам и сам побеждать.

Если такая избирательная система, как сейчас, останется, будет ли баллотироваться «Нацкорпус» и по какому из мажоритарных округов?

Я могу сказать на сто процентов, что я противник мажоритарных округов, и несмотря на то, что я верю, что спокойно могу победить на Оболони, я баллотироваться как мажоритарщик не буду. Это моя принципиальная в этом плане позиция. Когда я приходил, то думал, что мажоритарщик и один в поле воин, мажоритарщик на что-то влияет. На самом деле Верховная Рада работает по-другому. Она работает как система кулуарных договоренностей, крупных фракций и крупных игроков. В такой системе мажоритарщик может быть «кнопкодавом», то есть нажимать на то, что надо крупным игрокам, за какие-то подачки, или никак не влиять на политический процесс.

Почему вы так редко приходите в Раду?

Потому что у меня много других дел.

Просто это же определенная ответственность народного депутата, когда мы говорим о какой-то цивилизации, а вы посещаете очень мало заседаний.

Если вы увидите мою посещаемость, а это примерно 20 процентов, то вы увидите следующее: я не посещал Раду в 14-15 годах и частично в 16 году. Если вы спросите, что я делал в 2014-м, 2015-м или 2016-м году, я вам отвечу: я их провел почти полностью на востоке.

Я говорю о сейчас.

Я не был в Раде, потому что я был на фронте почти два года. За это время я догнал до такого количества, какое есть. И у меня посещаемость абсолютно средняя сейчас по показателям депутатов. Если вы у меня спросите: «Что ты, как народный депутат, сделал для народа и для Украины за 2014-2016 годы?», я вам назову 8 населенных пунктов, которые освободил полк «Азов». В то время я фактически им командовал.

Мы это не отрицаем.

Если какая-то фракция может этим похвастаться — назовите мне эту фракцию. Я вам тогда скажу, что я был менее успешным депутатом, чем эта фракция. Но здесь ни одна фракция не похвастается тем, что вернула Украине определенные населенные пункты.